X-PDF

Конспект Фонемы повелевают буквами

Поделиться статьей

Тема: «Фонемыповелевают буквами».

Цель: углубитьи систематизировать знания учащихся об употреблении мягкого знака (ь).

Задачи:

 -отработать умение использовать мягкий знак как разделительный и как показательмягкости согласных звуков;

 -развивать фонематический слух детей при восприятии слов с мягким знаком и безнего;

 -развивать речь учащихся;

 — воспитыватьколлективизм при выполнении совместной деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, пословицы, картинки кувшинок, Буратино и черепахиТортиллы на магнитах.

Ход занятия

Организационныймомент

-Мы сегодня поможем Буратино добраться до черепахи Тортиллы, которая даст емузолотой ключик от сундучка.  Выполняя задания по теме «Фонемы повелеваютбуквами», Буратино будет перепрыгивать с кувшинки на кувшинку, пока недоберётся до Тортиллы.  Для начала немного разомнёмся.

Разминка:

Отгадайте,о чём идет речь?

Этоне кошка, смотри берегись,

Идетна охоту коварная _______.

Солнцегреет целый ________,

Отжары я прячусь в ________.

Сонныймишка лёг в кровать,

Толькослон не хочет ________.

Выпослушайте, ребята,

Яхочу вам рассказать:

Родилисьу нас котята.

Ихпо счёту ровно _______.

Словадля справок: спать, тень, рысь, тень, пять.

-Что пишется на конце слов?

-Что вы знаете о мягком знаке?

Вывод:«ь» показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко, «ь» пишетсяпосле буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкость согласного звука.

Сказка о мягкомзнаке

Водной удивительной стране жили, не тужили буквы. Всё у них было слажено, царилав государстве гармония. Но вот буквы решили, что «Ь» — бесполезная буква итолько занимает место в алфавите. Отвернулись все буквы от него, но очень скоропоняли, что совершили большую ошибку…

Нена чем стало ездить, так как исчез АВТОМОБИЛЬ. Нечем стало рисовать – пропалиАКВАРЕЛЬ и ГУАШЬ. Лето стало в три раза короче, потому что исчезли ИЮНЬ и ИЮЛЬ.Пропала вся ОСЕНЬ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ. Не оказалось на земле зимы –ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ и ФЕВРАЛЬ улетучились. Короче стала весна: не наступал АПРЕЛЬ.Перепутался весь календарь. Люди перестали УЧИТЬСЯ, ЕСТЬ, ДУМАТЬ, ГОВОРИТЬ,ХОДИТЬ. Они страдали бессонницей, так как не могли СПАТЬ. Дети пересталиБЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, ВЕСЕЛИТЬСЯ. Все прекратили РАБОТАТЬ и ИГРАТЬ на КОМПЬЮТЕРЕ.Перестала ТЕЧЬ вода, прекратил идти ДОЖДЬ.

ОстановиласьЖИЗНЬ.

Ипоняли буквы, что каждая буква, даже «Ь», важны, и только всем вместе можночего-то достичь. Они извинились и попросили «Ь» вернуться в АЛФАВИТ. «Ь» былмудр, он не держал обиды и помог всё вернуть к жизни.

Воттакая история.

-Готовы, ребята? Тогда приступим.

Тренировочныеупражнения.

Задание№1.Выпишите слова парами с твердыми согласными на конце в один столбик, а слова смягкими согласными – в другой.

Мель,шест, брат, жесть, угол, шесть, брать, жест, мел, уголь.

брат                       брать

угол                       уголь

мел                        мель

шест                      шесть

жест                      жесть

Задание2.Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкиесогласные.

Медведи– медведь

Олени– олень

Тюлени– тюлень

Журавли– журавль

Гуси– гуси

Метели– метель

Задание3.Соедините пословицы и подчеркните разделительный мягкий знак.

Друзьяпознаются в беде.

Ученье– путь к уменью.

Маленькоедело лучше большого безделья.

Жизньдана на добрые дела.

Терпеньеи труд всё перетрут.

Неигла шьёт, а руки.

Лучшегорькая правда, чем красивая ложь.

Задание4.Прочитайте. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком (ь).

Деньки,вить, вьюга, морковь, обезьяна, реченька, варенье, печенье,крыльцо, коньки, редька, вьюнок, воробьи, раздолье, ручьи,редька, воробьи, раздолье, ручьи, пеньки.

 

Задание5.

-Кто больше вспомнит слов с ь знаком.

Задание6.Добавьте  одну согласную букву в начале слова. У вас должно получитьсямного разных слов.

1)День, тень, лень, пень;

2)Мель, сель, цель, щель;

3)Соль, моль, боль, роль;

-Вот и добрался Буратино до черепахи Тортиллы с нашей помощью. Она дала ему золотойключик. А сейчас мы откроем сундучок и посмотрим, какая награда  лежит в нём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №1.

Мель, шест, брат, жесть, угол, шесть, брать, жест, мел, уголь.

________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

 

Задание №1.

Мель, шест, брат, жесть, угол, шесть, брать, жест, мел, уголь.

   ________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

________________                      _______________

 

 

Задание 2.

Медведи — ______________

Олени — ________________

Тюлени — _______________

Журавли — ______________

Гуси- __________________

Метели — _______________

 

 

Задание 2.

Медведи — ______________

Олени — ________________

Тюлени — _______________

Журавли — ______________

Гуси- __________________

Метели — _______________

 

 

Задание 4.

Деньки, вить, вьюга, морковь, обезьяна, реченька, варенье, печенье, крыльцо, коньки, редька, вьюнок, воробьи, раздолье, ручьи, редька, воробьи, раздолье, ручьи, пеньки.

 

 

Задание 4.

Деньки, вить, вьюга, морковь, обезьяна, реченька, варенье, печенье, крыльцо, коньки, редька, вьюнок, воробьи, раздолье, ручьи, редька, воробьи, раздолье, ручьи, пеньки.

 

 

Задание 6.

1) __ень, __ень, __ень, __ень; 

2) __ель, __ель, __ель, __ель;

3) __оль, __оль, __оль, __оль;

 

 

Задание 6.

1) __ень, __ень, __ень, __ень; 

2) __ель, __ель, __ель, __ель;

3) __оль, __оль, __оль, __оль;

 

 

Друзья    познаются

 

в беде.

 

Ученье –

 

путь к уменью.

 

Маленькое дело лучше

 

большого безделья.

 

Терпенье и труд

 

всё перетрут.

 

Не игла шьёт,

 

а руки.

 

Лучше горькая правда,

 

чем красивая ложь.

 

Жизнь дана

 

на добрые дела.

 

Друзья    познаются

 

в беде.

 

Ученье –

 

путь к уменью.

 

Маленькое дело лучше

 

большого безделья.

 

Терпенье и труд

 

всё перетрут.

 

Не игла шьёт,

 

а руки.

 

Лучше горькая правда,

 

чем красивая ложь.

 

Жизнь дана

 

на добрые дела.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1197

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет