Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейский детский сад № 1»
663282, Красноярскийкрай, гп Северо-Енисейский, ул. Карла Маркса, 24
Тел.8(391-60) 22-0-15 E—mail:sad1.se@yandex.ru
Конспект занятия по математике тема:«Счет до восьми, число и цифра8» средняягруппа воспитатель Визничак Т.В.
Цель:
1) Сформироватьпредставление о числе и цифре 8. Умение считать до восьми, соотносить цифру 8 сколичеством;
2) Сформироватьопыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом«спросить у того, кто знает»;
3) Закрепитьпредставления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умениявыделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группыпредметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
4) Тренироватьмыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развиватьпамять, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение,сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: куб,пирамида, карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7, 9, карточки с 5, 6, 8 точками.
Раздаточный: квадраты,треугольники, карточки с 7 точками, карточки с цифрой 8, круги двух цветов.
Ходзанятия.
1.Введение вигровую ситуацию.
Дидактическиезадачи:мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитательсобирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрическихфигур.
Странойгеометрических фигур правит король. Король страны геометрических фигурприглашает вас на бал.
— Знаете ли вы,что такое бал?
— Хотите поехатьна бал?
2. Актуализациязнаний.
Игра «Как зовуткороля?»
Дидактическиезадачи:актуализировать представления о пространственных геометрических фигурах,развивать внимание, память, речь, фантазию.
Воспитатель показывает детям кубикс короной и говорит, что это король страны геометрических фигур.
— Какая это фигура? (Куб)
— Верно, короля страныгеометрических фигур зовут Кубом.
Далее воспитатель показывает детямтреугольную пирамиду с короной. Это- королева.
— Знаете, как называется этафигура? (Пирамида)
— Верно, королеву страныгеометрических фигур зовут Пирамида.
Игра «Кто поедетна бал?»
Дидактическиезадачи:актуализировать представление о числе 7, умение считать в пределах семи;тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память,внимание, речь, воображение.
Воспитатель рассказывает, что набал смогут поехать только те дети, которые получат пригласительный билет — карточкус 7 точками.
Дети подходят к столу, на которомнаходятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 7 точек, столькоже, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 4, 5, 6точек. В выборе карточек детям предоставляется самостоятельность.
Воспитатель — контролер стоитоколо входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжатьработу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительныйбилет. Проверив билет, контролер его забирает.
Игра «Кавалеры идамы»
Дидактическиезадачи:
1) создатьмотивационную ситуацию для введения числа 8, уточнить способ образованияследующего числа из предыдущего (на примере образования числа 8 из числа 7);
2) закрепитьумение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группыпредметов по количеству;
3) Тренироватьмыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развиватьпамять, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение.
Дети садятся застолы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разногоцвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля икоролеву — куб и пирамиду.
Воспитатель,показывая на геометрические фигуры, лежащие перед детьми, говорит:
— Гости ужесобрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры(мальчики) подкручивают усы.
— Чем отличаютсягости? (цветом, формой, размером)
— Как вы думаете,какие фигуры девочки, а какие мальчики? (треугольники- девочки, квадраты-мальчики).
Воспитательговорит детям. Что король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколькодевочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать.
Дети пересчитываютквадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество-их по семь.
— Но девочки вэтом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков длятанцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?
Дети должныпоставить квадраты и треугольники парами.
— Но вот подъехалана карете еще одна девочка.
— Как можноизобразить цокот копыт?
— В какой сказкеодна девочка опоздала на бал?
Воспитатель кладетна стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
— Что изменилось?(Девочек стало больше)
— Сколько жетеперь на балу девочек? – интересуется король. – Посчитайте!
Затем обсуждаетсяспособ образования числа 8 из числа 7.
— Как получилось,что девочек стало восемь? (Было семь, пришла еще одна, и их стало восемь.)
— Что нужно сделать,чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одногомальчика)
Воспитатель кладетна стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по одному.
— Сколько сталомальчиков? (Восемь)
— Всем хватилопары? (Да)
Воспитатель делаетвывод: 8 и8 – поровну.
— Как получаетсячисло восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.)
Воспитатель хвалитдетей и делает вывод: для того, чтобы получить 8, надо к 7 добавить 1. Присчете после семи идет восемь.
3.Затруднение вигровой ситуации.
Игра «Обед взамке» (начало)
Дидактическиезадачи:
1) Создатьмотивационную ситуацию для введения записи числа 8- цифры 8;
2) Сформироватьопыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) Тренироватьмыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление и речь.
Воспитатель говорит, чтоприближается время торжественного обеда. Но для обеда надо податьзаписки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек.
Воспитатель кладет на серединустола карточки с записью чисел 5, 6,7.
— Смогли вы объяснить поварам,сколько гостей надо накормить? (Нет)
— Почему вы не смогли это сделать?(Нет цифры 8)
4. Преодолениезатруднения.
Дидактическиезадачи:
1) Сформироватьумение различать цифру 8;
2) Сформироватьопыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом«спросить у того, кто знает»;
3) Тренироватьмыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческиеспособности.
— Что же нам нужно сделать?
— Как это узнать?
Воспитатель показывает карточку сцифрой 8.
— На что похожа цифра 8?
У восьмерки два кольца без начала иконца.
К этой цифре ты привык- эта цифра-снеговик.
Цифра 8 так вкусна! Из двухбубликов она!
Воспитатель делает вывод: числовосемь записывается с помощью цифры 8.
Воспитатель раздает каждомукарточки с цифрой 8и вместе относят их на соседний стол (в столовую)
5. Включениенового знания в систему знаний.
Игра «Танцуютвсе!»
Дидактическиезадачи: организоватьактивный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
На балу у короля собрались егодрузья
Тихо мы в кружок все встали. Водворец на бал попали.
Встанем дети, скажем тихо раз, два,три, четыре, пять
Приподнялись, чуть присели, атеперь придется встать.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше,выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите, поднимите,опустите
Влево- вправо повернулись, ручкамимы ног коснулись
Сели, встали, сели, встали и наместе побежали.
Игра «Обед взамке» (окончание)
Дидактическиезадачи:закрепить умение считать до 8, соотносить цифру 8 с количеством предметов,умение видеть и продолжать закономерность.
— Ну а теперь пора накрывать настол. (идем за столы)
Дети садятся за столы, на серединекоторого находятся красные и синие круги (по восемь на каждого ребенка, лежащиевперемешку.
— Вам нужно взять вот столько(показать цифру 8) красных тарелочек. (отсчитали)
— И столько же синих тарелочек.(отсчитали)
— Каким цветом будут тарелочки длядевочек? Для мальчиков?
— Поставим тарелочки поочередно-мальчику- девочке- мальчику и т.д.
— Чтобы им было веселее обедать,посадим их в кружок.
— Что мы скажем королю и королевеза гостеприимство?
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановитьв памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
— Где вы сегодня побывали?
— Что вам больше всего понравилосьна балу?
— Кому вы сегодня смогли помочь ичем?
— Что узнали нового?