Государственноеавтономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановскийпедагогический колледж»
Школа: МАОУСОШ №3
Класс: 2а
Учитель-наставник: Кулманакова Ирина Александровна
Студент: Абрамова Ляна Сергеевна
Дата: 20.02.2023
Тема: Ф. Тютчев. Весенние воды.
Тип: изучение нового материала
Педагогическаяцель: Создание условий для ознакомлением с произведением Ф. Тютчева«Весенние воды» .
Задачи:
Образовательные:читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью
интонации,темпа чтения, силы голоса.
Развивающие:развивать устную речь, учить анализу, синтезу
Воспитательные: понимание нравственного содержания прочитанного. Осознание понятия«Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе .
Планируемыерезультаты:
Предметные: Представлять картины весенней природы, сравниватьстихотворения о весне разных
Поэтов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: замечать в литературных текстах сравнения иэпитеты, олицетворения, анализировать их назначение в тексте.
Коммуникативные УУД: строить рассуждение и доказательство своейточки зрения, объяснять отдельные выраженияв лирическом тексте. проявлять активность и стремление высказываться, задаватьвопросы.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в минигруппе( паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.
Личностные: формировать положительное отношение к природе;формировать нравственно — этические ориентиры, оценивать результаты выполнениязадания.
Основные понятия: Стихотворение,памятник
Межпредметныесвязи: окружающий мир, русский язык.
Ресурсы: Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого«Литературное чтение. 2 класс». М.: Просвещение, портрет Тютчева, презентация, карточки для проведениярефлексии.
г.Черепаново2023 г.
Ходзанятия
№ п/п |
Этап урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы, приемы и формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
УУД |
1 |
Орг. момент |
Проверить готовность, включить в учебную деятельность, создать условия для возникновения потребности к обучению. |
Фронтальная работа |
Прозвенел и смолк звонок.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочно-волшебное путешествие в удивительный мир поэзии. -Отгадайте загадку: Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла … (Ответ: Весна) |
Проверяют готовность: наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.
-Весна! |
Слово учителя. |
регулятивные |
2 |
Речевая разминка |
Речевая разминка. Подготовка речевого аппарата к дальнейшей работе с текстом. |
Фронтальная работа |
Речевая разминка – Хочешь, песенку свою Я тебе, Весна, спою? – А Весна: – Кап-кап! Кап-кап! Ручеёк, ты не озяб? – Нет, ни капельки, нисколько! Я проснулся только-только! (прочитайте выразительно, в медленном темпе, затем с ускорением, с разной интонацией). -Прочитайте стихотворение про себя. -Прочитайте, выделяя звук [п], …[н]…, [т]. -Теперь давайте прочитаем текст с разной интонационной окраской: 1) грустно 2) радостно. 3)шепотом 4)с нарастанием силы голоса А теперь, давайте прочитаем стихотворение полностью все вместе. |
Повторяют, выполняют |
Презентация с четверостишием, указка, слово учителя |
л |
3 |
Актуализация знаний и постановка цели урока.
|
Мотиваяция к познавательной деятельности и включение в тему занятия. |
Фронтальная, словестный( беседа), наглядный. |
В народе весну часто называют красавицей. Как вы думаете, почему? (Природа обновляется, распускаются почки, появляются первые цветы) Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Да, сегодня мы продолжим изучать новый раздел «Люблю природу русскую. Весна». Проверка домашнего задания. Давайте вспомним что вы изучали на прошлом занятии? Ребята, какое задание вы получили на предыдущем уроке? Давайте проверим как вы подготовились. (проверка ДЗ) |
Вспоминают
Отвечают.
|
Учебник
|
п
|
4 |
Этап открытия новых знаний. Ознакомление с биографией автора. Первичный синтез.
физминутка |
Создание условий для работы с новым текстом
Дать представление о произведении
здоровьесбережение |
Словесный(беседа), наглядный.
фронтальная, аудиальный.
Фронтальная, словестный( беседа), наглядный. |
Итак, вы уже начали изучать на прошлом занятии стихотворения Тютчева Фёдора Ивановича. Что вы помните, что узнали, на прошлом занятии об авторе? Сегодня мы продолжим знакомство с автором и его произведениями. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.
Сегодня мы знакомимся с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды». Открываем страницу 111. Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Послушайте и потом сравним, правильно ли мы предположили о чем это стихотворение: Первичное чтение текста учителем. Понравилось ли вам стихотворение? Совпадает ли название с содержанием? Правильно ли мы предположили?
Словарная работа -В тексте встречаются неизвестные, непонятные слова давайте уточним их значение. -Что такое БРЕГ? Это берег( краткая форма слова) -Кто объяснит значение слова ГЛАСЯТ? Каким словом можно заменить слово? -А слово ГОНЦЫ? Давайте посмотрим его значение в словаре, который находится в конце учебника. -И последнее слово Толпится Толпится — стоит в очереди.
Физкультминутка «Весна пришла» Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх) Представленная информация была полезной? ДА 59.26% НЕТ 40.74% Проголосовало: 1129 Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу). Тает снег от лучей, (Приседание) Звонко побежал ручей, (Бег по кругу). Вы за ручейком бегите, Лужи все перешагните, (Ходьба на месте). |
отвечают.
О весне, о ручьях.
слушают.
Да! Совпадает. В стихотворении говорится о весне, о ручьях, о теплом солнышке.
разбирают непонятные слова в тексе вместе с учителем. |
учебник презентация |
п
л. п, к, р
л |
5
|
Организация познавательной деятельности.
|
|
Фронтальная, словестный( беседа), наглядны. |
Анализ произведения. -На какие две части можно условном разбить данное стихотворение? В стихотворении две части. Первая часть – это шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость Вторая часть – ожидание майских дней. ü Тютчев описывает самое начало весны. Земля еще покрыта снегом, но его радует, что «воды уж весной шумят». ü Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней.
Какие средства выразительности использовал автор, чтобы подчеркнуть живость природы, весеннее настроение и приближающееся тепло? Найдите в тексте примеры олицетворения?
|
В стихотворении две части. Первая часть – это шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость Вторая часть – ожидание майских дней.
• Метафора • Олицетворение • Сравнение • Эпитет Находят в тексе. |
|
п |
6 |
Вторичный синтез.
|
|
Фронтальня, индивидуальная. |
Дети по цепочке читаем произведение Фёдора Ивановича Тютчева «Весенние воды», внимательно следим за текстом.
|
читают по цепочке. |
|
|
8 |
Закрепление изученного материала |
Закрепление изученной темы. |
фронтальная, опрос. |
— Ребята, кто что запомнил интересного об авторе? Сколько языков знал Тютчев? Во сколько написал первое стихотворение? Благодаря знакомству с каким автором Произведения Тютчева начали публиковать( печатать)? |
вспоминают, рассказывают,
12 лет благодаря знакомству с Пушкиным. |
|
|
9 |
Итог урока
рефлексия |
Подведение итогов занятия
Рефлексия по итогам занятия. |
Фронтальня, индивид-я, опрос, |
Понравились ли вам это стихотворение? Кто автор этого стихотворения? Вспомните предыдущее занятие. («Зима недаром злится»). Какое стихотворение описывает более раннюю весну? С кем сравнивает автор зиму и весну в этих стихотворениях? Вспомни, как называется такой прием в литературе. Какие ещё приёмы использует автор?
Какое из двух стихотворений вам понравилось больше всего? Чем? |
-Да ! Очень понравилось.
Первое стихотворение описывает самое начало весны.
• Метафора • Олицетворение • Сравнение • Эпитет
|
|
л |
10 |
Домашнее задание |
д/з |
Фронтальная, словесный |
выучить стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
|
записывают |
|
р |
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Федор Иванович Тютчев
вундеркинд, дипломат, тайный советник, любимец женщин, отец девятерых детей. -
2 слайд
Родился 5 октября 1803 года
в Орловской губернии.
Будущий поэт родился в дворянской семье.
По материнской линии приходился родственником Льву Толстому.
В12 лет маленький Фёдор переводил на русский язык оды древнеримского поэта Горация,
а в 15 лет стал студентом Словесного отделения Московского университета.
Свободно говорил, читал и писал на иностранных языках:
на французском ,
немецком
латинском
древнегреческом. -
3 слайд
Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке.
Е. А. Тютчева,
мать поэта
1776-1866
И. Н. Тютчев,
отец поэта
1768-1846 -
4 слайд
-Любил литературу, сам писал стихи
-любил природу
-служил за границей, прожил там 21 год.
-был одинок, тосковал по родине. -
5 слайд
Благодаря знакомству с А. С. Пушкиным его стихи печатали в известных журналах. А в 1850 году вышел его первый сборник стихотворений. В 1858 году он назначен председателем комитета иностранной цензуры.
-
6 слайд
Умер он 15 июля 1873 года в Царском Селе, похоронен в Петербурге.
-
7 слайд
Весенние воды
-
8 слайд
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят шумный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт! Весна идёт!
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Брег — берег
гласят — кричат
гонцы — словарь!
Толпится — стоит в очереди -
9 слайд
В стихотворении две части.
Первая часть – это шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость
Вторая часть – ожидание майских дней. -
10 слайд
Изобразительно-выразительные средства
Метафора
Олицетворение
Сравнение
Эпитет -
11 слайд
Найдите в стихотворении
Олицетворения
Выслала вперед, идет
Шумят, будят, гласят,
мы-гонцыВОДЫ:
ВЕСНА: -
12 слайд
Итог урока:
Понравились ли вам это стихотворение?
Кто автор этого стихотворения?
Вспомните предыдущее занятие. ( «Зима недаром злится»).
Какое стихотворение описывает более раннюю весну?
С кем сравнивает автор зиму и весну в этих стихотворениях?
Вспомни, как называется такой прием в литературе.
Какие ещё приёмы использует автор? -
13 слайд
Домашнее задание
Выразительное чтение стихотворения «Весенне воды» Ф.И. Тютчева
Наизусть- по желанию.