Дата: |
Урок № |
Класс: 10 |
Предмет: алгебра |
ОУ: |
||||
Тема урока: «Функция |
УМК: Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. А.Г. Мордкович и др. |
|||||||
Место урока в системе уроков по теме (всего уроков на тему/номер урока по теме): 1/1. |
||||||||
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний. |
||||||||
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которыми ученик должен владеть для успешной работы на уроке |
Понятия, утверждения, алгоритмы, методы, которые ученик изучит на уроке |
|||||||
Понятия: область определения; четность (нечетность) функции; Возрастание (убывание) функции; ограниченность функции; непрерывность функции; область значений. Утверждения (теоремы, аксиомы): Алгоритмы (правила): правила построения графика функции Методы (рассуждений, решения задач): дедукция, анализ. |
Понятия: Утверждения (теоремы, аксиомы): Алгоритмы (правила): свойства функции Методы (рассуждений, решения задач): |
|||||||
Планируемые результаты |
||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Уметь описывать свойства функции |
Умение самостоятельно работать, определять цель своего обучения. |
Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. |
||||||
Технология обучения |
Форма обучения |
Метод обучения |
||||||
Личностно-ориентированная. |
Беседа. |
Объяснительно-иллюстративный. |
||||||
Средства обучения |
||||||||
Презентация, карточки. |
||||||||
Оборудование: компьютер, проектор. |
||||||||
Ход урока.
I. Организационный этап (1 мин).
Учитель: Здравствуйте, присаживайтесь.Проверьте все ли готовы к уроку. На столах у вас должны лежать дневник,учебник, задачник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, стерка. Желаю вамуспешной работы сегодня.
II. Проверка домашнего задания (5 мин).
Учитель: На дом вам были задан §10 и №10.5(а, в), 10.9 (а, б), 10.11 (в). У кого есть вопросы по домашней работе?
Двум ученикам, у которых не было вопросов по домашней работе даютсякарточки.
Учитель: Ребята давайте проверим №10.5 (а, в).Нужно было определить принадлежит ли графику функции точка
). Какой у вас получилсярезультат?
Ученик: Точка ) принадлежит заданнойфункции.
Учитель: Как это можно было определить?
Ученик: Нужно было в выражение для функциивместо «х» подставить 0, а вместо «у» . Если в результатепреобразований получается верное числовое равенство, то данная точкапринадлежит указанной функции. В противном случае – не принадлежит.
Учитель: Что у вас получилось в этом номере под буквой «в»?
Ученик: Точка также принадлежит указанной функции, т.к. координаты данной точки при подстановке ввыражение для функции превращают это выражение в верное числовое равенство.
Учитель: Ребята, предлагаю теперь проверитьправильно ли вы начертили графики функций, заданных в №10.9. Эти графикипредставлены на экране. Сверяйте.
Учитель: Поднимите руку у кого допущеныошибки.
И в завершение проверки домашнего заданияобратимся к №10.11 (в). Нужно было решить графически заданное уравнение. Какойу вас получился ответ?
Ученик: Получился 0.
Учитель: Как нужно было выполнять это задание?
Ученик: Нужно было перенести «х» в правую часть уравнения,построить график функции , построить график функции у=-хи найти точку пересечения этих графиков.
Учитель: Верно. На экране представленыграфики, которые должны были у вас получиться. Проверьте все ли у вас верно.
III. Актуализация опорных знаний и умений, формулирование темы урока (3 мин).
Учитель: Ребята, давайте вспомним о чем мыговорили на прошлом уроке.
Ученик: Мы говорили о функции и учились строить ееграфик.
Учитель: Как называется график функции
Ученик: Графиком функции является синусоида.
Учитель: Верно. Сегодня мы с вами продолжаемизучать функции Но наш разговор об этойфункции был бы неполным, если бы мы не описали ее свойства.Поэтому запишите число, классная работа и тему урока «Свойства функции
».
Как вы считаете какой будет цель нашего урока?
Ученик: Цель — определитьсвойства функции и научиться применять их напрактике.
Учитель: Верно, молодцы.
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебногоматериала (14 мин).
Учитель: Описывать свойства функции мы будем по графику этойфункции. Он представлен на экране.
Изобразите данный график у себя в тетрадях.
Учитель: Ребята при описании свойств функциимы воспользуемся той последовательностью, которой придерживается автор вашегоучебника. Вы также видите ее на экране.
К доске приглашается ученик для записи свойств функции .
Учитель: Сначала мы будем говорить об областиопределения функции. Давайтевспомним что такое область определения функции?
Ученик: Область определения функции – этомножество чисел, на котором задается функция.
Учитель: Давайте посмотрим на график функции, представленный наэкране и скажем какая область определения у нашейфункции.
Ученик: Область определения данной функции –множество всех действительных чисел.
Учитель: Далее по плану мы должны определить какой является наша функция с точкизрения четности. Как мы можем это определить?
Ученик: Если график функции симметриченотносительно оси Oy, тофункция является четной. Если график симметричен относительно начала координат,то функция является нечетной. Если является не симметричным, то функция неявляется ни четной, ни нечетной.
Учитель: Какой с точки зрения четностиявляется функция ?
Ученик: Данная функция является нечетной.
Учитель: Прежде чем определять промежуткивозрастания и убывания давайте вспомним, в каком случае функция является возрастающей,а в каком убывающей?
Ученик: Функция называется возрастающей, еслина всей области определения большему значения аргумента соответствует меньшеезначение функции.
Функция называется убывающей, если на всейобласти определения большему значения аргумента соответствует меньшее значениефункции.
Учитель: Что можно сказать про функцию с точки зрения возрастанияи убывания?
Ученик: Данная функция возрастает на любомотрезке вида [ ] и убывает на любом отрезкевида
[], где k∊Z.
Учитель: Далее будем говорить проограниченность. В каком случае функция называется ограниченной сверху , а вкаком – снизу?
Ученик: Функция называется ограниченной снизу,если все значения функции не меньше некоторого числа.
Функция называется ограниченной сверху, есливсе значения функции не больше некоторого числа.
Учитель: Давайте охарактеризуем функцию с точки зрения ограниченности?
Ученик: Данная функция является ограниченной исверху и снизу.
Учитель: Далее мы должны определить наибольшееи наименьшее значение функции и указать в каких точках они достигаются.
Ученик: Наименьшее значение функции — это
. Оно достигается в любойточке вида
А наибольшее значениеданной функции
. Оно достигается в любойточке вида
, где k∊Z.
Учитель: Теперь следует охарактеризовать нашуфункцию с точки зрения непрерывности, но сначала давайте вспомним как пографику функции определить ее непрерывность.
Ученик: Если на заданном промежуткеграфик функции сплошной, т.е. не имеет проколов и скачков, то функциянепрерывна.
Учитель: Давайте охарактеризуем нашу функцию сточки зрения непрерывности.
Ученик: Функция является непрерывной.
Учитель: И в завершение давайте вспомним чтотакое область значений функции и укажем ее для нашей функции.
Ученик: Область значений функции — этомножество значений, которые может принимать переменная y.
Область значений данной функции – это отрезок [-1;1].
В результате рассуждений на доске появляетсязапись со свойствами функции
1. .
2. Функция является нечетной.
3. Функция↘ при x∊ [], где k∊Z.
Функция ↗ при x∊[ ], где k∊Z.
4. Функция ограничена и снизу и сверху.
5. =- 1 в любой точке вида
, где k∊Z.
= 1в любой точке вида
, где k∊Z.
6. Функция непрерывна.
7. .
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений ирешения задач (7 мин).
Учитель: Ребята, а теперь предлагаю вамвыполнить № 11.14 (б). Нужно доказать, чтофункция является нечетной.
К доске приглашается ученик.
Учитель: Давайте вспомним определение нечетнойфункции.
Ученик: Функцию , x ∊ Xназывают нечетной, если для любого значения х из множестваX выполняется равенство
Ученик на доске выполняет следующие записи:
.
Учитель: Предлагаю теперь построить графиккусочной функции. №10.16 (а).
К доске приглашается ученик и записываетусловие.
Ученик у доски: Перед нами кусочная функция,график которой мы будем строить по кусочкам. Сначала построим график функции . Графиком являетсяпарабола, проходящая через точки с координатами (0;0), (1;1), (-1;1), (2;4),(-2;4). Согласно условию выделить нужно ту часть графика, которая принадлежитпромежутку (-∞;0).
Затем построим график функции. Графиком являетсясинусоида, проходящая через начало координат. Согласно условию нужно выделить ту, частьграфика, которая принадлежит промежутку [0;+∞).
На доске получается следующий график.
Учитель:Какие у вас ко мне вопросы?
VI. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков (5мин).
Учитель: А теперь предлагаю вам для закрепления знаний офункции и ее свойствах выполнитьсамостоятельную работу, задания которой у вас на столах. Желаю вам удачи.
Ученики выполняют самостоятельную работу.
Вариант I
1.Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [0;
].
2. Какое преобразование необходимо выполнить сграфиком функции ,чтобы построить график функции:
а)
б) .
Вариант II
1.Найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [
].
2. Какое преобразование необходимо выполнить сграфиком функции ,чтобы построить график функции:
а)
б) .
VII. Рефлексия деятельности (2 мин).
Учитель:Теперь предлагаю вам выразить свое отношение к уроку.На столах у вас лежат «смайлики» трех цветов: красного, желтого и зеленого. Спомощью этих «смайликов» я предлагаю вам выразить удовлетворенность своей работойна уроке. Красный цвет означает, что вы не довольны, желтый цвет – что довольнысвоей работой не в полной мере и зеленый – довольны своей работой.
Ученики поднимают «смайлики».
Атеперь с помощью этих смайликов оцените степень понимания материала изучаемогона уроке. Красный цвет означает, что вы плохо понимаете материал, желтый цвет –что понимаете изучаемый материал не в полной мере и зеленый – хорошо понимаете.
Ученики поднимают «смайлики».
VIII. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению (2 мин).
Учитель:Ребята на экране домашнее задание.
Запишите, пожалуйста, его себе в дневники.Обратите внимание, что в №10.17 нужно не просто построить график кусочнойфункции как мы делали это на уроке, но и перечислить его свойства. План покоторому их нужно перечислять мы сегодня использовали, когда называли свойства функции .
IX. Окончание урока (1 мин.)
Учитель: Спасибо заурок, мне было приятно с вами работать, оценки за урок следующие… Не забудьтеподать дневники. Всего доброго, можете идти на перемену.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Функция y=sin x и ее свойства
-
2 слайд
№10.9 (а)
-
3 слайд
№10.9 (б)
-
4 слайд
№10.11 (в)
-
5 слайд
Тема урока: Функция = sin и
ее свойства. -
6 слайд
План исследования функции:
1. Область определения;
2. Четность/нечетность;
3. Возрастание/убывание;
4. Ограниченность;
5. Наибольшее и наименьшее значения функции;
6. Непрерывность;
7. Область значений. -
7 слайд
Домашнее задание
Учебник: §10.
Задачник:№10.14 (в,г) ;
№10.17.
