X-PDF

Конспект и презентация урока русского языка 4 класс: . Тема: Изменение глаголов будущего времени по лицам и числам

Поделиться статьей

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ БУДУЩЕГОВРЕМЕНИ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

                                                       Ходурока

I.           Организационный этап (1 мин)

Слайд

Прочитайтепредложение: Без труда нет движения вперёд.

Каквы его понимаете?

Я верю, что сегодня на уроке,вы обязательно сделаете шаг вперед.

II.Актуализация опорных знаний..

-Прочитайтестихотворение.

Хорошобыть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..

-Забавноестихотворение?  как вы думаете, какого литературного героя эти слова?(Винни-Пуха)

Ктоего придумал? (Алан Милн). А кто научил его разговаривать на русском языке?(Борис Заходер)

 

-Какиеслова вызывают улыбку?    На слайде подчеркнуть их.

-Ккакой части речи они относятся?  Что мы знаем о глаголе?

 

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/313948/image1.gif

-Вформе какого времени пытался употребить Винни-Пух данные слова? Почему у негоне получилось? Чего он не умеет и не знает?

 

-Надчем мы сегодня будем работать? ( Возможно мы сегодня будем работать надглаголами будущего времени)  

(Листпродвижения по теме урока. Заполнить.)

-На столах у каждого лежит лист с утверждениями. Напротив каждого утвержденияпоставьте  + , —  или ?

 -Для чего мы это сделали? ( что бы определить границы свих знаний).

-У всех плюсики или есть минусы и вопросы?  Значит нам есть еще над чем работатьпо этой теме?

III. Открытие новых знаний.

  — Мы сегодня будем говорить о том, какизменяются глаголы будущего времени, научимся определять те признаки по которымони изменяются.

-Ваши предположения. Как  могут изменяются глаголыбудущего времени?

1. —  Прочитайте слова:  прорв…ду,отпр…вляюсь,   проч…таем,  ж…лать, сх..жу, повстр…чаешь,  …тдыхают,пом…гает, по…вляется, по…граем.

-Что объединяет эти слова? (глаголы)

-Какое задание вы можете предложитьвыполнить с этими словами? (Вставить пропущенную  букву, разделить на группы).

— Я предлагаю остановиться на заданииразделить на группы и вставить пропущенные буквы. на какие группы разделим? (н.в, б.в, н.ф.)

  В какой частислова пропущена буква? ( в корне) Какое слово может быть лишним? Почему?

–Как различить глаголы настоящего и будущего времени? (По вопросам.)

–На что указывают глаголы настоящего времени? (Действие происходит в моментречи.)

–Назовите  глаголы  в  настоящем  времени.  На  какие  вопросы  отвечают?

–На что указывают глаголы будущего времени? (Действие происходит послемомента речи.)

– На какие вопросыотвечают глаголы будущего времени?

В ы в о д. Глаголыбудущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают?

Будущеевремя показывает, что действие происходит после момента речи.

2. (Наблюдение за сходством глаголов настоящего и будущего времени)

Поставимглагол ЖЕЛАТЬ в н.в.  ( желает)

-Образуйтеродственное слово от слова ЖЕЛАТЬ в б.в. ( пожелать).

Попробуемизменить глагол б.в по лицам. Проверим ваше предположение. Изменять по лицамбудем вместе с глаголом настоящего времени. Сначала записываем глагол в н.в,через черточку глагол в б.в. окончания у глаголов выделите.

желаю– пожелаю                желаем – пожелаем

желаешь– пожелаешь         желаете – пожелаете

желает– пожелает             желают – пожелают

Сравните друг удруга.  Какая  пара  готова.

– Что вы заметили?( У глаголов н.и .б.в.одинаковые окончания).

— Сравните глаголы  в  будущем  времени  с  глаголами  в  настоящем времени.

–Сохраняется ли изменение по лицам и числам глаголов в будущем времени?

–Можно ли по личным окончаниям глаголов определить время глагола? Почему? (Углаголов настоящего и будущего времени совпадают окончания.)

Сделайте вывод.

В ы в о д.  Глаголы в  будущем  времени  изменяются  по  лицам  и числам.  Они  имеют  те  же окончания,  что и глаголы настоящего времени.

— Определим лицо и число у  глаголов будущего времени, которые мы выписали. В   форме какогобудущего времени стоят эти слова? ( В форме простого будущего времени).

Поставьтеслово ЖЕЛАТЬ в будущее сложное время и попробуйте изменить по лицам и числам. Накакой вопрос отвечает глагол в б.с.в.?

будужелать                        будем желать

будешьжелать                   будете желать

будетжелать                      будут желать

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1480

-Чтозаметили? Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол внеопределённой форме.

-Изменяется только глагол БЫТЬ. В русском языке его называют вспомогательнымглаголом или глаголом-связкой.

-Сделайтевывод.

В ы в о д. Вбудущем сложном времени по лицам и числам изменяется только глагол быть.

Р а б о т а  по сводной таблице на с. 57.

-Как изменяютсяглаголы б.в.?   (по лицам и числам)

-Как ониизменяются по лицам? (так же как глаголы н.в.)

-Что изменяется  углголов б.с.в. при изменении по лицам и числам?

-Можно ли по окончанию определить время глагола?

-Вернемся к нашемустихотворению.   Какое слово пытался изменить Винни-Пух в своем стихотворении?Как это сделать правильно? ( Правильно:  буду побеждать) .

— В каком лице  ичисле поставим глагол?

-Как называетсятакая форма будущего времени? (будущее сложное)

Еслинельзя образовать будущее простое, то можно использовать будущее сложное.Правильно сказать: буду побеждать.

Исправьтеошибку — слайд

Хорошобыть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Буду побеждать я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Буду побеждать я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..

 

-Другойвариант с использованием имени существительного: стану победителем.

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика для глаз

IV.Применение новых знаний.

-Скажите. ребята, какое очень приятное событие приближается к вам? (осенниеканикулы). Любите каникулы? Я предлагаю составить небольшой рассказ о осеннихканикулах, что вы будете делать в это замечательное время,  используя глаголы вбудущем времени.

— Составить (продолжить) рассказ используя глаголы будущего времени. Определить лицо ичисло глаголов. (в группе) (Раздать листочки-черновики).

-Какая группаготова? Читаете свой текст целиком, затем называете глаголы и определяете лицои число.

-Рассказполучился? Условия выполнены?

V. Итог урока.Рефлексия.

— Что вы узналисегодня на уроке? Чему учились?

-У вас на столах 3стикера:  красный , зеленый и желтый.  Если вы все знаете по теме урока. Всеумеете. Готовы быть консультантами для одноклассников, то пишете на красномстикере свое и  клеите его  к данному утверждению.

Если вы для себясделали вывод: Буду еще работать по этой теме, есть над чем работать, то пишетеимя на зеленом стикере и клеите его около этого утверждения.

Если   у васостался какой-то вопрос, на который вы не нашли сегодня ответы на уроке или выхотите, чтоб мы развернули этот вопрос на следующих уроках. у нас же еще будутуроки по теме Глагол, то вы на желтеньком стикере пишете имя и вопрос.

-Если у васпоявятся или останутся вопросы, то следующий урок начнем с этих вопросов.

-Клеим стикеры (порядам) . Садимся и записываем Д/з. пр.с      № 

-Ребята, я посмотрелавопросов не так много. У меня есть вопрос к вам. Какое затруднение выиспытывали при записи глаголов?  (безударные окончания — когда писать -И,когда-Е) . Это узнаем на следующем уроке.

 

 

 

 

 

ПОСЛОВИЦЫI ЧАСТЬ 1. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Душу вложишь — всё сможешь. 3.Меньше хмурься, так больше увидишь. 4. Не срывай яблока, пока зелено, созреет —само упадёт. 5. Года как вода: пройдут — не увидишь. 6. Старый конь борозды неиспортит, да и глубоко не вспашет. 7. Лисица от дождя и под бороной укроется.8. Маленькая лень до большой дорастёт. 9. Как постелешь, так и выспишься.  II ЧАСТЬ 1. Бездельник придёт — от работы оторвёт. 2. Неоконченноедело снегом занесёт. 3. Кто летом трудился, тот осенью петь будет. 4. Где невозьмёт топор, там возьмёт смекалка. 5. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.6. Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает. 7. Хороший кузнец попальцу не ударит, искусная швея нитки не запутает. 8. Хороший кузнец и лягушкуподкуёт. 9. Дерево срубишь — ветки сами упадут.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Без

    1 слайд

    Без труда нет движения вперед.

  • Хорошо

    2 слайд

    Хорошо быть медведем, ура!
    Побежу…
    (Нет, победю!)
    Победю я жару и мороз,
    Лишь бы медом был вымазан нос!
    Победю…
    (Нет, побежду!)
    Побежду я любую беду,
    Лишь бы были все лапки в меду!..

  • Часть

    3 слайд

    Часть речи
    Что делать? Что сделать?
    Действие предмета
    Глагол
    Прошедшее
    Настоящее
    ВРЕМЯ
    Будущее
    лицо, число
    число
    простое
    сложное

  • title=

    4 слайд

  • Желать

    5 слайд

    Желать — пожелать
    ед.ч. мн.ч.
    желаю – пожелаю желаем — пожелаем
    желаешь – пожелаешь желаете — пожелаете
    желает — пожелает желают – пожелаете

    буду желать будем желать
    будешь желать будете желать
    будет желать будут желать


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1480

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1480


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет