ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ БУДУЩЕГОВРЕМЕНИ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
Ходурока
I. Организационный этап (1 мин)
Слайд
Прочитайтепредложение: Без труда нет движения вперёд.
Каквы его понимаете?
Я верю, что сегодня на уроке,вы обязательно сделаете шаг вперед.
II.Актуализация опорных знаний..
-Прочитайтестихотворение.
Хорошобыть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
-Забавноестихотворение? как вы думаете, какого литературного героя эти слова?(Винни-Пуха)
Ктоего придумал? (Алан Милн). А кто научил его разговаривать на русском языке?(Борис Заходер)
-Какиеслова вызывают улыбку? На слайде подчеркнуть их.
-Ккакой части речи они относятся? Что мы знаем о глаголе?
-Вформе какого времени пытался употребить Винни-Пух данные слова? Почему у негоне получилось? Чего он не умеет и не знает?
-Надчем мы сегодня будем работать? ( Возможно мы сегодня будем работать надглаголами будущего времени)
(Листпродвижения по теме урока. Заполнить.)
-На столах у каждого лежит лист с утверждениями. Напротив каждого утвержденияпоставьте + , — или ?
-Для чего мы это сделали? ( что бы определить границы свих знаний).
-У всех плюсики или есть минусы и вопросы? Значит нам есть еще над чем работатьпо этой теме?
III. Открытие новых знаний.
— Мы сегодня будем говорить о том, какизменяются глаголы будущего времени, научимся определять те признаки по которымони изменяются.
-Ваши предположения. Как могут изменяются глаголыбудущего времени?
1. — Прочитайте слова: прорв…ду,отпр…вляюсь, проч…таем, ж…лать, сх..жу, повстр…чаешь, …тдыхают,пом…гает, по…вляется, по…граем.
-Что объединяет эти слова? (глаголы)
-Какое задание вы можете предложитьвыполнить с этими словами? (Вставить пропущенную букву, разделить на группы).
— Я предлагаю остановиться на заданииразделить на группы и вставить пропущенные буквы. на какие группы разделим? (н.в, б.в, н.ф.)
— В какой частислова пропущена буква? ( в корне) Какое слово может быть лишним? Почему?
–Как различить глаголы настоящего и будущего времени? (По вопросам.)
–На что указывают глаголы настоящего времени? (Действие происходит в моментречи.)
–Назовите глаголы в настоящем времени. На какие вопросы отвечают?
–На что указывают глаголы будущего времени? (Действие происходит послемомента речи.)
– На какие вопросыотвечают глаголы будущего времени?
В ы в о д. Глаголыбудущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают?
Будущеевремя показывает, что действие происходит после момента речи.
2. (Наблюдение за сходством глаголов настоящего и будущего времени)
— Поставимглагол ЖЕЛАТЬ в н.в. ( желает)
-Образуйтеродственное слово от слова ЖЕЛАТЬ в б.в. ( пожелать).
— Попробуемизменить глагол б.в по лицам. Проверим ваше предположение. Изменять по лицамбудем вместе с глаголом настоящего времени. Сначала записываем глагол в н.в,через черточку глагол в б.в. окончания у глаголов выделите.
желаю– пожелаю желаем – пожелаем
желаешь– пожелаешь желаете – пожелаете
желает– пожелает желают – пожелают
Сравните друг удруга. Какая пара готова.
– Что вы заметили?( У глаголов н.и .б.в.одинаковые окончания).
— Сравните глаголы в будущем времени с глаголами в настоящем времени.
–Сохраняется ли изменение по лицам и числам глаголов в будущем времени?
–Можно ли по личным окончаниям глаголов определить время глагола? Почему? (Углаголов настоящего и будущего времени совпадают окончания.)
—Сделайте вывод.
В ы в о д. Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам. Они имеют те же окончания, что и глаголы настоящего времени.
— Определим лицо и число у глаголов будущего времени, которые мы выписали. В форме какогобудущего времени стоят эти слова? ( В форме простого будущего времени).
— Поставьтеслово ЖЕЛАТЬ в будущее сложное время и попробуйте изменить по лицам и числам. Накакой вопрос отвечает глагол в б.с.в.?
будужелать будем желать
будешьжелать будете желать
будетжелать будут желать
-Чтозаметили? Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол внеопределённой форме.
-Изменяется только глагол БЫТЬ. В русском языке его называют вспомогательнымглаголом или глаголом-связкой.
-Сделайтевывод.
В ы в о д. Вбудущем сложном времени по лицам и числам изменяется только глагол быть.
—Р а б о т а по сводной таблице на с. 57.
-Как изменяютсяглаголы б.в.? (по лицам и числам)
-Как ониизменяются по лицам? (так же как глаголы н.в.)
-Что изменяется углголов б.с.в. при изменении по лицам и числам?
-Можно ли по окончанию определить время глагола?
-Вернемся к нашемустихотворению. Какое слово пытался изменить Винни-Пух в своем стихотворении?Как это сделать правильно? ( Правильно: буду побеждать) .
— В каком лице ичисле поставим глагол?
-Как называетсятакая форма будущего времени? (будущее сложное)
Еслинельзя образовать будущее простое, то можно использовать будущее сложное.Правильно сказать: буду побеждать.
Исправьтеошибку — слайд
Хорошобыть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Буду побеждать я жару и мороз,
Лишь бы мёдом был вымазан нос!
Буду побеждать я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!..
-Другойвариант с использованием имени существительного: стану победителем.
ФИЗМИНУТКА
Гимнастика для глаз
IV.Применение новых знаний.
-Скажите. ребята, какое очень приятное событие приближается к вам? (осенниеканикулы). Любите каникулы? Я предлагаю составить небольшой рассказ о осеннихканикулах, что вы будете делать в это замечательное время, используя глаголы вбудущем времени.
— Составить (продолжить) рассказ используя глаголы будущего времени. Определить лицо ичисло глаголов. (в группе) (Раздать листочки-черновики).
-Какая группаготова? Читаете свой текст целиком, затем называете глаголы и определяете лицои число.
-Рассказполучился? Условия выполнены?
V. Итог урока.Рефлексия.
— Что вы узналисегодня на уроке? Чему учились?
-У вас на столах 3стикера: красный , зеленый и желтый. Если вы все знаете по теме урока. Всеумеете. Готовы быть консультантами для одноклассников, то пишете на красномстикере свое и клеите его к данному утверждению.
Если вы для себясделали вывод: Буду еще работать по этой теме, есть над чем работать, то пишетеимя на зеленом стикере и клеите его около этого утверждения.
Если у васостался какой-то вопрос, на который вы не нашли сегодня ответы на уроке или выхотите, чтоб мы развернули этот вопрос на следующих уроках. у нас же еще будутуроки по теме Глагол, то вы на желтеньком стикере пишете имя и вопрос.
-Если у васпоявятся или останутся вопросы, то следующий урок начнем с этих вопросов.
-Клеим стикеры (порядам) . Садимся и записываем Д/з. пр.с №
-Ребята, я посмотрелавопросов не так много. У меня есть вопрос к вам. Какое затруднение выиспытывали при записи глаголов? (безударные окончания — когда писать -И,когда-Е) . Это узнаем на следующем уроке.
ПОСЛОВИЦЫI ЧАСТЬ 1. Поспешишь — людей насмешишь. 2. Душу вложишь — всё сможешь. 3.Меньше хмурься, так больше увидишь. 4. Не срывай яблока, пока зелено, созреет —само упадёт. 5. Года как вода: пройдут — не увидишь. 6. Старый конь борозды неиспортит, да и глубоко не вспашет. 7. Лисица от дождя и под бороной укроется.8. Маленькая лень до большой дорастёт. 9. Как постелешь, так и выспишься. II ЧАСТЬ 1. Бездельник придёт — от работы оторвёт. 2. Неоконченноедело снегом занесёт. 3. Кто летом трудился, тот осенью петь будет. 4. Где невозьмёт топор, там возьмёт смекалка. 5. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок.6. Кто хоть одно ремесло знает, тот нужды не узнает. 7. Хороший кузнец попальцу не ударит, искусная швея нитки не запутает. 8. Хороший кузнец и лягушкуподкуёт. 9. Дерево срубишь — ветки сами упадут.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Без труда нет движения вперед.
-
2 слайд
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Победю…
(Нет, побежду!)
Побежду я любую беду,
Лишь бы были все лапки в меду!.. -
3 слайд
Часть речи
Что делать? Что сделать?
Действие предмета
Глагол
Прошедшее
Настоящее
ВРЕМЯ
Будущее
лицо, число
число
простое
сложное -
4 слайд
-
5 слайд
Желать — пожелать
ед.ч. мн.ч.
желаю – пожелаю желаем — пожелаем
желаешь – пожелаешь желаете — пожелаете
желает — пожелает желают – пожелаетебуду желать будем желать
будешь желать будете желать
будет желать будут желать
