Конспектиндивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизацияи дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»
Тема: Автоматизацияи дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.
Цель: Формированиеправильного произношения шипящих звуков Ш-Ж в словах, словосочетаниях ипредложениях.
Задачи:
· Закреплениеумения произносить и различать звуки Ш-Ж;
· Формированиеграмматического строя речи: умение строить словосочетания и предложения;
· Формированиезрительного и слухового восприятия и внимания, памяти.
· Развитиелогического мышления.
Оборудование:предметныекартинки, зеркало, ручка.
Ход занятия.
1. Организационныймомент.
Лог. Здравствуй,Максим. Я рада видеть тебя на занятии, но сегодня мы не одни. Поздоровайся с нашимигостями, улыбнись. Садись, пожалуйста. Ты готов начать занятие?
Максим: да.
Лог. Максим, кнам на урок пришли еще одни гости, посмотри кто это? (игрушки в форме змеи ижука)
Максим: это змеяона шипит (ШШШШШШ), а это жук он жужжит (ЖЖЖЖЖ).
Лог. Жук измейка нам предлагают с тобой выполнить артикуляционную гимнастику для язычка.
1) Чашечка.
Улыбаюсь,рот открыт:
Там языкуже стоит.
К зубкамподняты края –
Вот и «чашечка»моя.
2) Вкусноеваренье.
Как будтоваренье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой»в ротик себе.
3) Бублик.
Сделаем губамибублик:
Бублик мыизобразили –
Плавно губыокруглили,
Их теперьнельзя смыкать:
Бублик надоудержать.
4) Артикуляционнаягимнастика «Лошадка».
Цок-цок-цокпо мостовой-
Идетлошадка к нам с тобой.
Щелкай язычкомбыстрее,
Чтоб онапришла скорее.
Погреем ладошки.
Округляем губы иравномерно выдыхаем воздух, как будто греем ладошки на морозе. Струя воздухадолжна быть теплой.
Лог. Вот теперьтвой язычок стал сильным и гибким, повторил как произносятся наши звуки итеперь он без труда справится с любым заданием.
2. Сообщениетемы и цели занятия.
Лог. Максим послушайвнимательно слова, которые я тебе назову, найди одинаковый звук в этих словах: Шуба,карандаш, машина, шкаф, шарф, шапка, шар.
Максим: одинаковыйзвук в словах Ш.
Лог. Послушай,еще слова и назови в них одинаковый звук: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук,лыжи.
Максим: одинаковыйзвук в словах Ж.
Лог. Умница. Тыправильно определил одинаковый звук в словах.
Лог. Так какаяже тема нашего занятия сегодня?
Максим: сегодня мыпоговорим о звуках Ш и Ж.
Лог. Правильносегодня мы поговорим о звуках Ш и Ж. Будем учиться правильно и четкопроизносить их в слогах, словах и предложениях. А еще мы будем учитьсяразличать эти звуки.
3. Передтобой лежат картинки, назови пожалуйста, что на них изображено. (шапка, шарф,шуба, штаны, шорты)
Лог. Как однимсловом можно назвать все эти предметы?
Максим: этоодеЖда.
Лог. В словеодежда какой 4 звук?
Максим: в словеодежда 4 звук Ж.
Лог. Давайдадим характеристику звуку ж.
Максим: звук Жсогласный, всегда твердый, звонкий, шипящий, произносится с помощью голоса.
Лог. Какой звукв словах шипел?
Максим: в словахшипел звук Ш.
Лог. Давай дадимему характеристику.
Максим: звук Шсогласный, всегда твердый, глухой, шипящий, произносится с помощью шума.
Лог. Скажипожалуйста, чем схожи звуки Ж и Ш.
Максим: онисогласные, твердые, шипящие.
Лог. Чемотличаются эти звуки?
Максим: звук жзвонкий и произносится голосом, а звук ш глухой и произносится шумом.
4. Проговариваниеслов.
Лог. Максим. Давайпоиграем в слова, мои слова разбежались, тебе нужно им помочь вернуться к своимдрузьям в домики. Если в название картинки есть звук Ш заселяем в домик к змее,а если в картинке есть звук Ж заселяем в домик к жуку. (жаба, кошка,жимолость, мыши, вешалка, жираф, еж, шмель, карандаш, жилетка, флажок). Ноне забывай правильно произносить звуки Ш и Ж и определять место звука в словах(в начале, в середине, в конце).
Лог. Назовислово состоящее из 1 слога
Максим: еж, шмель.
Лог. Назови словосостоящее из 3 слогов
Максим: жимолость,вешалка, карандаш, жилетка.
Лог. Назовипредмет одежды
Максим: жилетка.
Лог. Назовинасекомое.
Максим: шмель.
Лог. Назовишкольную принадлежность.
Максим. Карандаш.
5. УПР.
Лог. На память «День-ночь»назови слова со звуком Ш, со звуком Ж.
Лог. Давайподружим эти слова из домиков между собой. (составь предложения) вешалка…жилет.
6. Закреплениематериала (чтение материала с пропусками букв Ш и Ж)
Ми…а увидел в лесуе…а.
Лягу…ка …ивет вболоте.
Да…а покупает оде…дув магазине.
…мель …у…ит около …асмина.
7. Итогзанятия.
Наше занятиеподошло к концу.
Понравилось тебезанятие?
Какое занятиепонравилось больше всего?
Какое задание былосамым трудным?
Оцени себясмайликом.
— Спасибо тебебольшое. Ты сегодня очень хорошо работал.
