X-PDF

Конспект интегрированного урока по экологии и письму и развитию речи с использованием компьютерной презентации для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы на тему: «Экологическая культура»

Поделиться статьей

Конспектинтегрированного урока по экологии и письму и развитию речи с использованиемкомпьютерной презентации

дляобучающихся 8-9 классов коррекционной школы

Темаурока: «Экологическая культура»

Автор-составитель:Атаева О.Ю.

Тип урока: интегрированныйурок с применением современных компьютерных технологий.
Вид урока: урок-викторина.                                               
Методы и формы обучения:

метод- частично – поисковый,

формы — беседа, работа в группе,  работав парах, выполнение индивидуальных заданий.

ЦЕЛЬ: формированиеэкологической культуры у обучающихся 8-9 классов коррекционной школы.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

      сформироватьу обучающихся представление об экологической культуре, экологическом поведении;

·         закреплятьзнания о взаимосвязи природы и человека, об экологической катастрофе,экологических загрязнениях окружающей среды;

·         закреплятьзнания о частях речи: прилагательное, глагол, умение выделять их из группыслов;

·         закреплятьумение подбирать однокоренные слова;

·         формироватьумение находить применение в быту пластиковой упаковки (пластиковые бутылки).

Коррекционно-развивающие:

      создатьусловия для коррекции  и развития элементарного логического мышления, памяти,внимания, зрительного и слухового восприятия через выполнение заданийпрактического содержания, использование наглядного красочного материала;

      способствоватьобогащению активного словарного запаса обучающихся через работу со словами – прилагательными,глаголами, однокоренными словами, новыми словами и терминами из словаря;

      способствоватьразвитию мышления через упражнения  в анализе – синтезе, сравнении;

      развиватькультуру общения в группе и в парах, речевую активность, связнуюустную и речь через участие во фронтальной беседе

Воспитательные:

      воспитыватьвзаимоуважение, отношения сотрудничества, ответственность за результат работычерез групповую и парную  работу обучающихся;

      воспитыватьэкологическую культуру поведения, бережноеотношение к живой природе.

 

Прогнозируемыерезультаты:

·         формированиеу обучающихся представлений об экологической культуре, экологическом поведении;

·         закреплениезнаний о взаимосвязи природы и человека, об экологической катастрофе,экологических загрязнениях окружающей среды;

·         закреплениезнаний о прилагательном и глаголе, умения выделять их из группы слов,  уменияподбирать однокоренные слова;

·         формированиеумения  находить полезное применение в быту пластиковой упаковки (пластиковыхбутылок);

      коррекция и развитие элементарного логического мышления, памяти, внимания, зрительного ислухового восприятия через выполнение заданий практического содержания,использование наглядного красочного материала;

      обогащение активного словарного запаса обучающихся через работу со словами –прилагательными, глаголами, однокоренными словами, новыми словами и терминамииз словаря;

      развитиемышления через упражнения  в анализе – синтезе, сравнении;

      развитиекультуры общения в группе и в парах, речевой активности, связнойустной речи через участие во фронтальной беседе

     воспитаниевзаимоуважения, отношения сотрудничества, ответственности за результат работычерез групповую и парную  работу;

      воспитаниеэкологической  культуры  поведения, бережногоотношения  к живой природе.

 

Компьютерное оборудование: проектор,интерактивная доска, компьютер.

Раздаточный материал для урока: карточкис заданиями, с изображениями загрязнений природы, пластиковые бутылки, самоклеящаясяцветная бумага, карандаш и шнур для кормушки, ножницы.

СЛОВАРЬ:

Экология — наука,которая занимается охраной природы.

Экологическаякультура – это  взгляды, нормы поведения человека, направленные нагармоничное взаимодействие с окружающей природной средой, способность людейпользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практическойдеятельности, не наносящей вред природе.

Экологическое поведение – это совокупность конкретныхдействий и поступков людей, связанных с воздействием на окружающую природу, сиспользованием природных ресурсов.

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами ихжизнедеятельности; «плёнка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Экосистема — биологическая система, состоящая из сообществаживых организмов, среды их обитания.

Экологическаякатастрофа — изменение в природе, связанное с массовой гибелью живых существ.

Окружающая среда -организация, которая включает воздух, воду, землю, горы, леса, реки, моря,человека и их взаимодействие.

Заповедник –территория, где охраняют животных, птиц, рыб, растения.

«Мысли глобально,действуй локально» — заботиться не только о своемдоме и семье, но и о природе на всей Земле; не выбрасывать отходы в природу,отказаться от вредных привычек, изменить свое отношение к природе, начать ссебя, своего экологического поведения.

 

Плани хронометраж урока:

1.Организационныймомент —  1мин.

2. Сообщение темы и целей – 2 мин.

3.Основная часть– 32 мин.:

3.1.  Сообщение информации учителем, беседа по теме с обучающимися –8 мин.

3.2. Работа в группах, парах – 12 мин.

3.3. Практическое задание  – 12 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5. Домашнеезадание – 1 мин.

6. Итогиурока, рефлексия —  2 мин.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Взаимноеприветствие,  создание положительной мотивации с помощью стихотворения:

Мыхотим природу обмануть,
Под себя сильней её прогнуть,
Но она такого не простит,
И сполна за дерзость отомстит!

Бьём по ней ударом за удар,
И горят леса, в тайге пожар,
Загрязняем реки, льём мазут,
И война с природой там и тут.

И она болеет и молчит,
Просто мы не слышим, как кричит,
Язвами на теле прорастает,
За собой живущих увлекает!   

                                       (Марк Львовский)

 

Вопрос: Как выдумаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

II. Сообщениетемы и целей урока.

   Для организации групповой работы в течение всегоурока учитель делит обучающихся на две группы, распределяя детей в соответствиис педагогической дифференциацией по В.В.Воронковой. Дети распределяются так,чтобы группы получились равнозначными, с возможностью организации внутри группыпарной работы сильного и слабого обучающегося.

1 задание (работа по карточкам):

Обучающиеся изпредложенных вариантов выбирают правильные ответы о том, что такое экология (1группа)  и экологическая культура (2 группа). Ответы  проверяют по слайдам.

Учитель помогает спомощью наводящих вопросов. (Слайд 2, 3.)

Учитель сообщает тему урока:«Экологическая культура» (Слайд 4).

III. Основная часть.

Учитель рассказывает обучающимся обэкологической культуре, ее важности для жизни всего живого на планете, обэкологическом поведении человека, рассказывает о структуре семи экологических сфер (уровней).

Учитель: Экологическая культура – это личная ответственность человека вотношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение исознательное ограничение материальных потребностей.
   Экологическая культура – это способность людей пользоватьсясвоими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, укоторых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимымизнаниями, но не владеть ими.       

     Основой экологической культуры и морали должна стать любовь кприродной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «ненавреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человеквыполняет и завет любви к ближнему. (Слайд 5)

    Учитель: На доскерасположены 2 засохших дерева из-за неправильного поведения человека в природе(загрязнения воды, воздуха и почвы). В течение всего урока группам необходимовыполнять задания, которые помогут оживить деревья. За каждое правильно выполненноезадание группы будут получать по цветку. (Слайд 6)

Учитель: Экологическуюкультуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясьструктурой семи экологических сфер или уровней. (Слайд 7)
    Первая сфера – одежда. Это первая искусственная оболочка, созданнаячеловеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас онапревосходит естественные потребности, это нерациональное использованиеприродных ресурсов и энергии.
Вопрос: Ребята, что мы берем у природы для себя, своего существования? (Слайд8)

Учитель: Вторая сфера –дом. (Слайд 9)

Можно сформулировать требования кжилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земнойповерхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условийдля жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность,минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистыестроительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с однойстороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так каких хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера иразмера. (Слайд 10)

Третья сфера – окружение дома. (Слайд11)

Вопрос: Что необходимо делать, чтобытерритория около школы, своих домов была чистой и красивой? (Слайд 12)

Экологическуюкультуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразнаярастительность.

Четвертая сфера –город, поселение. (Слайд 13)

В отношении кгороду как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом:не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет,бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города,поселка в экологически чистом состоянии требует больших затрат отгородских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех идругих. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, нои чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п. (Слайд 14)

 

Работа в группах:

2задание: 1 команде подобрать какможно больше однокоренных слов к слову «дом», 2 команде – к слову «город».(Слайд 15)

Работа в парах:

Одновременнов каждой группе выполняется парная работа. Для парной работы в каждой командеберется 1 слабый  и 1 сильный ученик):

3задание: 1 паре из группы слов необходимовыбрать только прилагательные, 2 паре – только глаголы, относящиеся к темеурока. (Приложение 1)

Учитель: Пятаясфера – производство. (Слайд 16)

Существуютестественные загрязнения природы — это загрязнения, осуществляемые самойприродой. И «искусственные» загрязнения, то есть загрязнения, которые делаетчеловек.

Состояние пятой сферы – производства(наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру какотдельного работника, так и руководителя предприятия.

Вопрос: Какой вред наносятпредприятия и заводы природной среде? (Слайд 17)

Работа в группах:

4задание: 1 группе необходимоотобрать карточки только с естественными загрязнениями, а 2 группе – только сискусственными. Кто быстрее справится с заданием. (работа в группах). (Слайд 18)

Правильностьвыполнения задания обсуждается всем классом, проверяется по Слайду 19.

Учитель: Шестаясфера – страна. (Слайд 20)

Это мозаика, собранная из городов,поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.
Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Еслижилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами иплохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающуюсреду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своейэкологической культуры.
      Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается изсостояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должензаботиться о ней. (Слайд 21)

IV.Физкультминутка. (музыкальная видеофизкультминутка «Физкультминутка с ёжиком»)

https://www.youtube.com/watch?v=4y7ygihQ6CA

 

     Учитель: Экологическая культура человека включает егоэкологическое сознание и экологическое поведение.
     Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступковлюдей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованиемприродных ресурсов. (Слайд 22)
Работа в группах:

5 задание: группы должны разрешить экологические ситуации. (приложение2)

Ситуации для 1 группы:

·        Вы приглашены на день рождения,ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?

·        Придя с классом в лес,одноклассники увидели муравейник. Им стало интересно узнать что там внутри. Онивзяли палку и начали разбрасывать жилище муравьев в разные стороны. В чемребята не правы?

·        Идя по тропинке, вы нашли втраве птичье гнездо с яйцами. Ваш друг обрадовался и решил рассмотреть яйцопоближе. Он взял его к себе в руки. Что ваш друг сделал неправильно?

·        Вы всем классом выехали в лес.Там вы жгли костер, что вы сделаете перед тем как уйти домой?

Ситуации для 2 группы:

·        Вы всем классом выехали в лес.Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп изконсервов. Что вы сделаете с мусором?

·        В лесу, Петя увидел красивыеподснежники, и долго не раздумывая решил сорвать букетик для учительницы. Правли Петя? Что он сделал не так?

·        Возвращаясь домой после похода,вы увидели ёжика. Вам очень захотелось взять его домой. Как вы поступите?

·        Идя в лес, Вася захватил ссобой своего четвероногого друга — собаку. Но так как она была без поводка, тособака убежала в лес и потерялась. Нужно ли брать с собой в лес собак?

 

 6 задание:  Одновременно в каждой группе слабым обучающимсядаются индивидуальные задания: необходимо к словам «вода», «воздух»,«земля» подобрать соответствующие карточки с изображениями видов загрязнений.(приложение 3)

 

Работа в группах:

7 задание:

Учитель:Какими отходами мы загрязняем природу? Как можно использовать пустые пластиковыебутылки, какое применение им можно найти? Что можно сделать из пластиковыхбутылок для своего быта?

    1 команденеобходимо сделать из бутылки кормушку для птиц, второй – вазу для цветов.Дается одинаковое количество времени. Каждая группаполучает цветок за поделку. (Слайд 23)

V. Домашнеезадание: нарисоватьэкологические знаки, на которых изображены правила экологического поведениячеловека в природе. Написать на них правила поведения в природе сложнымипредложениями. Слабым обучающимся  написать правила поведения в природепростыми предложениями.(Слайд 24)

VI. Подведение итогаурока. Оценивание. Рефлексия.

Вопросы учителя обучающимся:

 — Скажите, пожалуйста, о чем мы говорили сегодня на уроке?

 — Что такое экологическая культура?

 — Где нужно соблюдать экологическую культуру, в каких сферах?

 — Какие поступки относятся кэкологическому поведению?

Каждаякоманда прикрепляет заработанные цветы на свое дерево, «оживляет» его. (Слайд25)

Обучающимсяпредлагается выбрать  и показать смайлик, с каким настроением они работали науроке. (Слайд 26)

   Учитель показывает свое настроение во времяработы с учениками в виде

Учитель: (Слайд 27)

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои,товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружно все
Природу защищать!»


Не будем больше мусорить
Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!


И будем мы наказывать
Вредителей таких…
Природу защищать
Учить мы будем их.


И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природа наша русская
Век будет процветать!    (А. Ершов)

Жизнь нетолько русской природы, но и всей планеты в наших руках!                                   

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей