X-PDF

Конспект интегрированного урока по химии и географии «ГЕОГРАФИЯ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА»8-11 классы

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока по химии и географии
 «
ГЕОГРАФИЯ ТАБЛИЦЫ МЕНДЕЛЕЕВА»

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Цели урока:

    Образовательная:  формированиепредставлений о  необходимостикомплексного подхода в изучении предметов естественного цикла, выявлениемежпредметных связей.

     Развивающая: создать условия для  развития  умений  учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.

     Воспитательная: способствовать развитию навыков  коммуникативногообщения учащихся.

Оборудование:

·       Таблица «Периодическаясистема химических элементов Д.И. Менделеева»

Тип урока: обобщение пройденного материала

 

Ход урока

Классу заранее сообщаем о проведение этого урока. Всеучащиеся разделены на команды по 5 человек в каждой.

1.     Орг. момент

     Несколько уроков мы с вами посвятили изучению очень важного,основополагающего закона, позволяющего упорядочить и классифицироватьхимические элементы – Периодического закона, сформулированного Д.И.Менделеевым. Познакомились с тем, как устроена периодическая система химическихэлементов, а самое главное научились пользоваться её данными для каждогоэлемента, чтобы рассмотреть строение атома и дать ему характеристику.

Цельнашего урока сегодня вспомнить и обобщить полученные знания по химии игеографии, связанные с изучением периодической системы, отработать уменияработать с периодической системой.

 

2.    Урок-обобщение

2.1.                    Разминка«Верно – не верно»

Для ответа вы должны поднять руку. «Верно» – правая рука вверх, безаргументации.
«Не верно» – левая рука вверх, аргументирует ответ любой учащийся.

1. При формулировке периодического закона, Д.И. Менделеев взял основувалентность элемента.
2. Существует только одна формулировка периодического закона, которая былапредложена Менделеевым.
3. В современной формулировке причиной периодичности и главной характеристикойявляется заряд ядра атома.
4. Периодическая система – графическое отображение периодического закона.
5. Периодическая система состоит из горизонтальных периодов, малых и больших;вертикальных групп, главных и побочных подгрупп.
6. Рассмотреть строение атома элемента можно на основе его атомной массы.
7. Порядковый номер элемента показывает заряд ядра, число протонов и числоэлектронов в атоме.
8. По номеру группы для главной подгруппы узнаем о количестве энергетическихуровней в атоме.
9. Самые неактивные элементы находятся в 8 главной подгруппы и называютсяинертные газы.
10. Почти у каждого элемента есть изотопы, т.е. атомы с разным зарядом ядра, ноодинаковой атомной массой.

 

Предполагаемые ответы учащихся

1.    Не верно, за основу была взята масса атома химического элемента.

2.    Не верно, существуютформулировка периодического закона Д.И.Менделеева и современная формулировкапериодического закона.

3.    Верно

4.    Верно

5.    Верно

6.    Не верно, строение атомасвязано с порядковым номером химического элемента

7.    Верно

8.    Не верно, по номеру группыможно узнать число электронов на последнем энергетическом уровне

9.    Верно

10.Не верно, изотопы — атомыс одинаковым зарядом ядра, но разными массовыми числами.

 

2.2.                       Работа вкомандах

1.    Периодическоеизменение и повторение свойств. («Слепой текст»)

Задание: Восстановите предложение:

1. Горизонтальная закономерность в периодическойсистеме проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства________________, т.к. возрастает ______________ на __________________ уровне.

Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется водинаковом количестве ________________________.

2. Вертикальная закономерность в периодической системепроявляется в том, что во всех главных подгруппах металлические свойства__________________, т.к. возрастает _____________________________, а число________________________ на внешнем уровне остается ______________________.

Сходство в строении атомов элементов одной главной подгруппыпроявляется в одинаковом количестве _____________________________.

 

Предполагаемые ответы учащихся

1. Горизонтальная закономерность в периодическойсистеме проявляется в том, что во всех периодах металлические свойства  уменьшаются,т.к. возрастает число электронов на внешнем энергетическом уровне.

Сходство в строении атомов элементов одного периода проявляется водинаковом количестве энергетических  уровней.

2. Вертикальная закономерность в периодической системепроявляется в том, что во всех главных подгруппах металлические свойства возрастают,т.к. возрастает число энергетических уровней, а число электронов  навнешнем уровне остается неизменным.

Сходство в строении атомов элементов одной главной подгруппыпроявляется в одинаковом количестве внешних электронов.

 

2.      Какие химическиеэлементы названы в честь частей све­та?

 Впериодической системе Д. И. Менделеева некоторые химические элементы названы погеографическим объектам. Вспомните их, назовите их местоположение впериодической системе.

 

Предполагаемые ответы учащихся

1.           Европий(лат. Europium),  Eu — химический элемент IIIгруппы побочной подгруппы, 6 период

2.           Америций(лат. Атепсшт), Am -химический элементIII   группыпобочной подгруппы,  7 период

 

3.     Какие химическиеэлементы названы открывшими их учеными в честь своих стран?

Предполагаемые ответы учащихся

1.  Германий (лат. Germanium)? Ge – химический элемент     IV группы периодическойсистемы. Германий — элемент, обна­руженный в 1866 году немецким химиком К. Винклером и на­званный им в честь своей страны.

 2. Франций (пат. Francium), Fr — химический элемент I груп­пы периодической системы.Открыт французскими химиками.

 

4.      Какой химический элементназван по названию полуост­рова?

 

Предполагаемые ответы учащихся

Скандий  (лат.  Scandium),   Sc — химический  элемент III группы периодической системы.Название произошло от на­звания крупногополуострова Европы — Скандинавского.Скандий былпредсказан в 1870 году Д. И. Менделеевым и выделен в 1879 г. Л. Ф.Нильсоном из минералов гадолинита и эвксенита, найденных вСкандинавии.

 

5.    Химическийэлемент, названный в честь штата США?

 

Предполагаемые ответы учащихся

 Калифорний (лат. Californium), Cf— химический  элемент III группы периодической системы. Элемент,названный по наименованию штата США, где он был открыт.

 

6.      Какой элемент таблицыМенделеева был назван по ла­тинскому названию острова в Средиземном море?

 

Предполагаемые ответы учащихся

Медь (лат. Cuprum), Сu, химический элемент 1 группы,побочной подгруппы

Медь — латинское название медипроисходит от названия острова Кипра (Cuprus), где в древности добывали медную руду; однозначногообъяснения происхождения этого слова в русском языке нет.

 

7.     Какой элемент назван вчесть столицы Дании?

 

Предполагаемые ответы учащихся

Гафний (лат. Hafnium — Копенгаген), Hf – химический элемент IV группы периодической системы.Гафний назван по месту открытия — городу Копенгагену — столицы Дании, по его позднелатинскомуназванию.

 

8.      Химический элемент, который был назван в честьсто­лицы Франции?

 

Предполагаемые ответы учащихся

Лютеций (лат.  Lutetium),  Lu — химический элемент III группы периодической системы. Лютеций назван в честь Парижа, по названию древнего поселенияпаризиев — Лютеция нао. Сите, на месте которого расположен современный Париж (Lutetia — латинское название Парижа).

 

9.     Химический элемент, который былназван в честь города в США?

 

Предполагаемые ответы учащихся

Берклий (лат. Berkelium), Bk -искусственный химиче­ский элемент III группы периодической системы.Берклий — элемент из ряда актиноидов, названный в честь городаБеркли (пригородСан-Франциско) в штате Калифорния (США), где он был синтезирован.

 

10. Четырехимических элемента, названных в честь небольшого села в Швеции?

 

Предполагаемые ответы учащихся

1.     Иттрий (лат.Yttrium), Y -химический элемент III группы периодической системы.

2.     Иттербий (лат.Ytterbium), Yb -химический элемент III группы периодической системы.

3.          Тербий (лат. Terbium), Tb — химический элемент III груп­пыпериодической системы.

4.      Эрбий (лат. Erbium), Ег — химическийэлемент III группы периодическойсистемы.

Иттрий, иттербий, тербий, эрбий — всеэти четыре элемента названы в честьнебольшого села Иттербю в Швеции, где в 1788 году был найден минералитгербит, переименованный по­том в гадолинит.В этом минерале Ю. Гадолин обнаружил в 1794году иттриевую «землю».

 

Неразрывна связьхимических элементов с небесными светилами

 

11.   Какие трихимических элемента названы в честь самых удаленных от Солнца планет Солнечнойсистемы?

 

Предполагаемый  ответ учащихся: Уран, неп­туний, плутоний

 

12. Химическийэлемент, названный в честь Луны, по ее древнегреческому названию?

 

Предполагаемый  ответ учащихся: Селен.

 

13.  Химическийэлемент, названный в честь Солнца?

 

Предполагаемый  ответ учащихся: Гелий, от греч. Helios — Солнце.

 

14.Какой элемент таблицы Менделеева назван в честь Земли по ее латинскому названию. Вспомните название прибора, который показывает годовое вращение Земли. Это поможет в определениихимического эле­мента.

 

Предполагаемый  ответ учащихся:  Теллур; прибор -теллурий.

 

  П    Мы продолжаем изучение отдельныхэлементов периодической системы  Д. И. Менделеева,  и я не сомневаюсь в том,что вас ждут сегодня открытия, потому что, по словам Ж. Пиаже, «Понять что-либозначит открыть вновь».

Урок посвящен одному из самых интересных элементов.Этот элемент и его соединения известны с глубокой древности. Уже в средние векаон считался обязательной составной частью всех веществ. Жизнь на нашей планетепостроена на его основе. Не будь его, жизнь на Земле в привычной нам форме невозникла бы. Атом этого элемента может образовывать химические связи с 4другими атомами, так образуются тысячи разных углеродсодержащих соединений иурок сегодня посвящен Углероду и его содержанию в полезных ископаемых.

Попробуем составить сегодня  родословную углерода.

-А что такое родословная?

-Какие виды работ можно провести, чтобы составитьродословную?

 

1.    Актуализация знанийучащихся.

     —Составлениеродословной начнем с опроса окружающих, кто, что знает о родственникахуглерода.

Работа в 4 группах, прием «Дерево решений».Учащиеся в группах, перемещаясь по кругу , записывают на листах , что они знаюто нефти, газе, угле, графите и алмазе, в течение 2 мин. Затем зачитывают , чтоу них получилось. Много ли вам известно об особенностях этих полезныхископаемых?

 

3. Операционно-исполнительный этап.

-Чтобы побольше узнать нам о родственниках углерода,поработаем с архивными материалами, определим их особенности и местарасположения.

1) Для этого в  творческой мастерской сегодня работают3 лаборатории. Выполняете задания, а затем всему классу докладываете орезультатах своих исследований.

 

Инструктивная карта для 1 лаборатории

«Нефть»

1.Ознакомьтесь с текстом, чтобы потомрассказать всем.

Нефть часто называют «черное золото». В глубокой древности славяненазывали ее ропанкой, греки – петролеумом. Но смысл перевода один – горноемасло.

Нефть – это маслянистая темно-коричневая жидкость, иногда черная,красная, синяя и даже прозрачная и белая (В Суруханском месторождении вАзербайджане) с характерным резким запахом. Различают легкую и тяжелую нефть.Легкую извлекают из недр насосами или фонтанным способом. Из такой нефти, восновном , делают бензин и керосин. Тяжелые сорта иногда добывают даже шахтнымспособом. Готовят из нее битум, мазут, различные масла.

В состав нефти входят: смесь углеводородов – углерод 80-87%, водород-10-14%, сера – до 5%, кислород до 3%, азот до 2 %.

Нефть уникальное топливо, так 10т нефти дают столько же тепла, сколько13т угля и 31 т дров.

Нефть меряют баррелями. Один баррель – около 136 кг. Баррель(англ. Barrel, основное значение —бочка), мера вместимости и объёма, применяемая в США, Англии и ряде стран,использующих английскую систему мер. В США различают Б. сухой, равный 115,628 дм3,и Б. нефтяной, равный 158,988 дм3. Английский Б. (меравместимости для сыпучих веществ) равен 163,65 дм3.

Уникальные месторождения есть в Кувейте, Саудовской Аравии, Иране,Казахстане, России – одни из крупнейших месторождений : Самотлорское,Усть-Балыкское, Федоровское, Мамонтовское в нашем округе.

2. Рассмотрите коллекцию «Нефть», отметьте характерныепризнаки нефти.

3. Пользуясь картами атласа, определите крупныеместорождения нефти в мире и у нас в Рф.

4. Сопоставьте их с мировой картой на доске,определите, куда вы будите прикреплять условные знаки нефти на этой карте.

 

Инструктивная карта для 2 лаборатории

«Газ»

1.    Ознакомьтесь стекстом, чтобы потом рассказать всем.

Газ делят на природный и попутный. Газ состоит из углеводородов спримесью азота, углекислого газа, сероводорода, гелия.газ – наиболееэкономичный вид топлива, поэтому его больше всего применяют в качестве топливав промышленности и в быту. Также из него производят синтетические волокна,каучук, пластмассы, спирты, медикаменты. Нефть и газ встречаются вместе и имеютодно происхождение. Но открыты были в разное время. Залежи газа расположены,как правило. На глубинах, превышающих 3 км, где первичное органическое вещество в условиях высоких температур ивысокого давления преобразуется в углеводороды.

Мировые запасы газа сосредоточены в Иране, США, Алжире, Канаде,Мексике, Норвегии и конечно же в России ( Ямало-Ненецкий округ на 1 месте вмире).

2. Пользуясь картами атласа, определите крупныеместорождения газа в мире и у нас в Рф.

3. Сопоставьте их с мировой картой на доске,определите, куда вы будите прикреплять условные знаки газа на этой карте.

4. Запишите уравнения реакции горения бытового газапропана (С3Н8), из горелки плиты на кухне при варкеборща, а также горение бензина (С6Н14)

 

Инструктивная карта для 3 лаборатории

«Уголь»

1.     Ознакомьтесь с текстом, чтобы потом рассказатьвсем.

Ископаемые угли – это твердые продукты изменения древних растительныхостатков. В состав углей входит влага, углерод – 60-98%, водород – 1-12%,кислород -2-20%, азот -1-3%, сера и др. элементы.

Как же из мертвых деревьев рождается уголь? Все начинается с торфа,который постепенно под давлением и при отсутствии кислорода превращается вбурый уголь, который переходит в каменный, а затем – в антрацит., далее онможет превращаться в графит и шунгит.

Бурый уголь имеет низкую теплотворную способность. Этонизкокачественный уголь…

Каменный уголь –переходная форма от бурого угля к антроциту.он обладаетбольшой теплотворной способностью. Путем его переработки можно получить более400 различных продуктов, стоимость которых в десятки раз выше стоимости самогоугля.. крупнейшие месторождения в РК:……….

Антрацит— в нем больше всего углерода до 97%.он горитбездымным пламенем, так как в нем мало водорода и летучих веществ.. он обладаетнаиболее высокой теплотворной способностью. Используют его  в качествевысококачественного бездымного топлива в металлургии.

2. Пользуясь картами атласа, определите крупныеместорождения угля в мире и у нас в Рф.

3. Сопоставьте их с мировой картой на доске,определите, куда вы будите прикреплять условные знаки угля  на этой карте.

4. Рассмотрите коллекцию «Уголь» и определите ,какуюпродукцию производят из угля.

 

Инструктивная карта для 4 лаборатории

«Графит и алмаз»

1. Ознакомьтесь с текстом, чтобы потом рассказатьвсем.

 В природе много углеродных соединений, но есть и чистый углерод в видедвух модификаций: алмаз и графит.

Одна из наиболее известных форм графита – чешуйчатый , кристаллыкоторого имеют вид мелких табличек, или чешуек. Карандашная линия на бумаге –это огромное количество мелких чешуек, остающихся на бумаге.

Графит издревле применялся человеком в качестве красящего вещества дляизготовления огнеупорных сосудов, а с 16 века в качестве грифелей длякарандашей. С 19 века графит добывали в России в Саянах и вывозили накарандашные фабрики Франции. Сейчас его применяют в литейном деле, вэлектромеханике, в ядерной технике, в ракетостроении. Месторождения графитаесть в Китае, Корее, Чехии, в России.

До 18 века Индия была известна как единственный источник алмазов. Алмаз– самый твердый минерал на земле, по-арабски слово «алмаз» означает твердый.Это свойство сочетается с высокой сопротивляемостью к испарению, механическойпрочности, кислоты и щелочи на алмаз не действуют. Все это связано с тем, что уалмаза особо прочная кристаллическая структура.

 Измеряют алмазы в каратах. Это единица массы в торговле драгоценными камнямии равен 0,2г месторождения алмазов немногочисленны.Алмазы в сотни каратов – уникальны. Поэтому им присваивают собственные имена.Первый алмаз в России был найден в 1829 г. на Урале 14-летним мальчиком Павлом Поповым. Самые крупные алмазы «ЗвездаЯкутии», «Орлов», «Шах» и самый крупный в мире алмаз «Куллинан»найден в 1905году в Южной Африке.

Цены на бриллианты на мировом рынке устанавливает Всемирный АлмазныйСиндикат.

2. Пользуясь картами атласа, определите крупныеместорождения графита и алмазов в мире.

3. Сопоставьте их с мировой картой на доске,определите, куда вы будите прикреплять условные знаки графита и алмазов  наэтой карте.

 

Учащиеся, выполнив задания, рассказывают всему классуо результатах своей работы.

-Теперь давайте заполним родословную, кто из данных веществ являетсяродными братьями, кто двоюродными (Учащиеся прикрепляют листы с названиямиполезных ископаемых на доске). Родные братья – графит и алмаз, двоюродные,нефть, газ, уголь,  так как содержат другие элементы.

2)  Девиз нашего урока «Жить – значит узнавать», можно продолжитьсловами И. В, Гете: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметьиспользовать».

-Кроме близких родственников углерод имеет и дальних, к ним относятсягорные породы, в состав которых входят соли угольной кислоты, т.е. карбонаты.

 И сейчас проведем генетическую экспертизу, на установление родственныхсвязей.

 

Задание 1: Проведите опыт подтверждающий качественный составкарбонатов, докажите, что в их состав входит углерод.

 1 группа: определить в какой пробирке находитьсякарбонат кальция.

 

-Д. Хевеши говорил: «Мыслящий ум не чувствует себясчастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, имнаблюдаемые»

Вот и я не могу успокоиться, пока не свяжу воедино то,что изображено на слайде «Сталактиты и сталагмиты», с темой урока, с углеродом.

-Итак, обсудите и объясните, какая связь междууглеродом и сталактитами, и где такое в домашних условиях вы наблюдаете.Гидрокарбонат кальция существует только в водном растворе и в условиях, когдавода может испаряться, карбонат кальция выпадает в осадок.

Са(НСО3)2 → СаСО3↓ +Н2О + СО2

 

4. Оценочный этап.

Выполнение теста

1. Какое полезное ископаемое славяне называли ропанкой.(нефть)

2. Основную часть нефти составляет элемент?( С)

3. Какой вес имеет один баррель.-136 КГ

4. При сгорании газа образуются вещества? ВОДА ИУГЛ.ГАЗ

5. . Более калорийным является уголь? Антрацит

6.В качестве красящего вещества в древние временаиспользовался? ГРАФИТ

7.  Чему равен метрический карат? равен 0,2г

8. Что в переводе означает слово алмаз?ТВЕРДЫЙ

 

5. Оценочно-рефлексивный этап.

-Сейчас прозвенит долгожданный звонок,

Увы, но к концу подошел наш урок.

Большое спасибо я вам говорю.

Мы цели достигли. Благодарю!

А в завершение поделитесь своими впечатлениями обуроке. Для этого допишите предложения:

Сегодня я узнал…………….

Я удивился……………….

Я хотел бы……………….

 

6. Домашнее задание – составить презентацию поодному из родственников  углерода.

одведение результатов урока.

 

 

Литература

1.    Габриелян О.С. Химия8класс, Дрофа, Москва,  2008

2.    Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционныеуроки, Учитель, Волгоград, 2003

3.    Курганский С.М.Интеллектуальные игры по химии. 5 за знания, Москва, 2007

4.    Яковлева Н.В., МоргуноваА.Б. География. Уроки учительского мастерства, Учитель, Волгоград, 2008

 


Поделиться статьей

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Поделиться статьей Образовательныйпортал «Инфоурок» Курсыповышения квалификации учителей физики: «Актуальныевопросы преподавания физики в школе в условиях реализации ФГОС»      


Поделиться статьей

Урок. Город на реке Исеть

Поделиться статьей

Поделиться статьей Тема урока. Город на реке Исеть. Предмет: окружающий предметный мир Тип урока: комбинированный, урокновых знаний. Форма урока: групповая.


Поделиться статьей

Статья Подвиг соотечественников и природа

Поделиться статьей

Поделиться статьей Коляда ЕленаАлександровна, Учитель биологии ихимии, Специалист высшейкатегории ГОУ «Ровеньковская школа №7 имени С.Ф. Пирогова»  Kolyada_elena1957@mail.ru ПОДВИГСООТЕЧЕСТВЕННИКОВ И ПРИРОДА


Поделиться статьей

Рабочая программа дополнительного образования Физика в экспериментах в 8 классе

Поделиться статьей

Поделиться статьей МБОУ « Ишакская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики Составила учитель физики Евлампьева Л.М. Рабочая программа дополнительного образования  « 


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Что нужно знать приёмным родителям      Каждый ребёнок имеет право на семью. Но к сожалению не всем


Поделиться статьей