МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИВАДИЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯСОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А. РАССАДКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект интегрированного занятия
по ознакомлению с миром природы в подготовительнойгруппе на тему:
«Поможем Матушке природе» (сиспользованием интерактивных технологий и нетрадиционной техники рисования).
Подготовилавоспитатель:Хвостикова А.Н.
г.Ялта, 2023 г.
Цель:Расширять представления детей о предметах и явлениях живой и неживой природы,растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека,продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.
Образовательныезадачи:
— развитияпознавательного интереса к миру природы;
— формирования первоначальных умений и навыков экологическиграмотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— развитияумений проводить несложные опыты с водой.
— обобщенияпредставлений детей об элементарных предметных понятиях: «живая» и «неживаяприрода»;
— предупрежденияутомляемости детей;
— развития уменияпонятно для окружающих выражать свои мысли;
— развития уменияизображать природные объекты. Продолжить осваивать новый способрисования втулкой от бумажных полотенец. Закреплять знакомые приёмы работы спластилином. Развивать художественное
восприятие,координацию, моторику рук.
— Формированиянавыков коллективного общения;
— формирования партнерскихотношений у детей в процессе исследовательской деятельности.
Воспитательныезадачи:создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного,бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающиезадачи:создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостноговосприятия предметов.
Виды деятельности: коммуникативная,изобразительная, познавательная.
Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная,совместная деятельность воспитателя с детьми.
Методы: словесные: вступительноеслово воспитателя, вопросы к детям, загадывание загадок.
Наглядные: иллюстрации леса, презентация.
Практические: физкультминутка под музыку «Юные пловцы»,пальчиковая гимнастика «Птички», опытно – экспериментальная деятельность,нетрадиционное рисование, сбор мусора в пластиковые мешки.
Приемы: игровой, наглядный, слуховой,словесный, практический.
Словарь: живая и неживаяприрода; насекомые, рыбы,
Предварительнаяработа:чтение энциклопедии «Отчего и почему?»; ознакомление с рассказами В. В. Бианки; пересказ «Приключение муравьишки»; знакомство с рассказами Михаила Пришвина:«Золотой луг», «Разговор деревьев»; Л.Н.Толстого: «Лев и собачка»; проведениебеседы: «Лес и человек», ознакомления с проектом «Нравственно-патриотическоевоспитание детей через формирование интереса и любви к заповедникам Крыма», изготовление кормушек, кормление птиц, участие во Всероссийском конкурсеэкологических рисунков «Мир природы».
Материалыи оборудование:
Аудио запись: голосаптиц, звуки леса, шум воды; компьютер для просмотра презентации; камни сцифрами, мусорные пакеты, карточки с эмоциями, бумага для рисования, карандаши,цветнойкартон темного цвета, гуашь, втулки от туалетной бумаги (большого и маленькогоразмера), кисти,
палитра, салфетки,ватные палочки.
Ходзанятия:
1. Организационныймомент.
(Звучит песня«Сохраним природу» Фокина Л.П.)
Воспитатель: Ялюблю, когда при встрече
Мы знакомым идрузьям
С добрым утром!Добрый вечер!
Добрый день! Всемговорим.
Ребята сейчас унас будет очень интересное занятия, на котором мы с вами поговорим о природе.Как вы думаете, что такое природа?
Дети: Природа-этовсё то, что нас окружает и не создано руками человека.
В: верно. Крометого мы с вами тоже часть природы, как животные, насекомые, рыбы и растения.Мы дышим с ними одним воздухом, пьём воду и получаем пищу, поэтому, мы можемназвать их нашими братьями.
В: Утром мне наэлектронную почту пришло необычное письмо. Посмотрите на экран. (слайд.1)Сейчас я вам его прочту.
«Дорогиедрузья! Я обращаюсь к вам с просьбой о помощи!
К нам влес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают ихважность.Они натворили много бед! Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосени другие зверята в лесу. Помогите навести порядок, спасите братьев вашихменьших! Матушка природа» (слайд 2)
Вот такая бедаприключилась. Ну что ребята, хотите отправиться в гости к матушке природе ипомочь навести там порядок? Но прежде чем отправляться туда, нужно вспомнитьправила поведения на природе. Ребята, что нельзя делать на природе?
Дети:
1. Слушать громкомузыку.
2. Бросать мусор.
3. Топтать и рватьцветы.
4. Мыть машины.
5. Ловить жуков ибабочек.
6. Разводитьогонь.
7. Разорятьмуравейники.
8. Не рватьпаутины.
9. Не лесть вптичьи гнёзда.
10. Не трогатьдетёнышей.
11.Не вырезать надеревьях.
2. Основнаячасть.
Воспитатель:Молодцы, вы всё знаете. Теперь мы готовы отправиться в гости к Матушке природе.Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружноскажем:
Ветерокподуй сильней, унеси нас в лес скорей.
(слайд3) На экране появляется картинка леса.
Воспитатель:посмотрите, ребята, мы с вами в лесу. Давайте пойдём по тропинке и будем искатьпострадавших.
Авот и речка, а в ней рыбки, о которых говорилось в письме (слайд 4.)Посмотрите, какие они грустные! Ребята как вы думаете почему?
Дети:Вода в реке грязная.
Воспитатель:А как она такой стала? Посмотрите, что это?
Дети:Это завод и свалка.
Воспитатель:Правильно. Одна труба берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неёгрязную. Талые воды со свалки стекают в реку и загрязняют её. Что мы можемпосоветовать людям, чтобы река не загрязнялась.
Дети:Перерабатывать отходы.
Воспитатель:Правильно. Завод должен построить очистные сооружения, а свалку нужно убрать ипереработать мусор.
Опытно-экспериментальнаядеятельность.
Воспитатель:Ребята, а мы можем очистить воду прямо сейчас? Будем проводить эксперимент?Для этого нам нужно пройти в мини-лабораторию. Захватим с собой воду из моря. Ачто нужно сделать, прежде чем мы пройдем в мини-лабораторию? (ответы детей).Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов? (необходимо:одеть халат; не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратнымипри работе с веществами и предметами).
Эксперимент«Очисткаводы»(Опыт проводится за «круглым столом»).
Воспитатель:Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Ребята, все готовы. А теперьвнимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязнуюводу через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а вворонку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой вдругой стакан, до половины. Что у вас получилось? (ответы детей: фильтр сталгрязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи). А вода стала чище?(ответы детей: да). Значить ватный диск не пропустил мелкий мусор игрязь.
Дети,посмотрите, как наши рыбки повеселели! (слайд 5)
Вотмы потрудились, а теперь отдохнём, и отгадаем загадки.
Появиласьконяшка
В полосатойтельняшке.
В жару нераздевается,
прямо в нейкупается (Зебра) Е. Телушкина
У него есть горбы,
А в горбах – запасводы.
Чтоб наполнились горбы,
Выпьет литров стоводы!
Он потом неделюможет
Ничего совсем непить
И навьюченныйтюками
По пустыни грузтащить. (Верблюд) Д. Пономарева
Висятобезьянки на ветках
За них уцепившисьхвостом,
Не любят сидетьони в клетках,
Бананы жуют под кустом.
А то по деревьямвсё скачут,
То корчат гримасы,кричат,
А то подерутся иплачут,
Все время куда-тоспешат. Л. Олифсон
Поучитесь убобра
Строить дом безтопора.
Без стамески, безгвоздей,
Без пилы и безклещей.
В домик вход залитводой.
Для того чтобхищник злой,
Ни сейчас, нипосле,
Не просился вгости. В. Милов
Крепко сбит иладно сложен,
В складках весь изтолстой кожи.
Гордо носитгрозный рог –
Африканский …(Носорог) О. Москаленко
Кустытрещат, ломаются,
И шуму – на весьлес!
За ягодой пытается
Он в малинниквлезть.
Он сел на лапызадние
И вот, неторопясь,
Бросает сладкиягоды
В свою большуюпасть… (Медведь) Т. Гусарова
Физкультминутка «Юныепловцы»
К речке быстрой мыспустились, (шагаем на месте)
Наклонились иумылись (наклоны вперед, руки на поясе).
Раз, два, три,четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славноосвежились (встряхиваем руками).
Делать так рукаминужно:
Вместе – раз, этобрасс (круги двумя руками вперед).
Одной, другой –это кроль (круги руками вперед поочередно).
Все, как один,плывем как дельфин (прыжки на месте).
Вышли на берегкрутой (шагаем на месте)
И отправилисьдомой.
Воспитатель:Ребята давайте вспомним, кому ещё была нужна наша помощь?
(слайд6) На экране появляется муравей.
–Что можно сказать про муравьишек? Какие они?
Дети:Маленькие, трудолюбивые, сильные, они могут поднять палочку, которая больше ихв несколько раз.
Воспитатель:Иногда случается так, что муравей далеко уходит от домика и сбивается с пути.Тогда он бросается туда-сюда, останавливается и бежит, он разыскивает дорогу.Что же помогает ему найти дорогу? Муравьи определяют, куда идти по запаху. Ноне только по запаху. Оказывается, что муравьи обладают очень хорошей памятью.Они запоминают, что расположено около домика, какие деревья, цветы, кустарники,так находят дорогу домой. По запаху они отличают чужих муравьёв от своих. Какназывается дом у муравьёв? (Д: Муравейник) А из чего он сделан? И гденаходится? (Д: Из палочек и хвойных иголочек, среди деревьев).
Воспитатель:-Дети, какую пользу приносят муравьи? (ответы детей).
Муравьипомогают птицам, они опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидятнесколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и этой кислотой уничтожаютвредных насекомых, которые кусают птицу.
(слайд7)
–Ой, беда,беда, беда
Пропаламуравьиная нора,
Намуравейник кто-то наступил,
Потомкамнями завалил!
Ребята,давайте муравьям поможем,
Камниснова на тропинку сложим.
(детиберут камни, рассматривают их, на них цифры)
Ди«Тропинка» (от 1 до 10)
Ребята,вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковомусчету от 1 до 10. Чтобы муравьи нашли дорогу домой. Справитесь?
Воспитатель:Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
«Нарисуйдом муравья».
Но ещё муравьишкамнужен новый дом. Я предлагаю каждому из вас нарисовать, красивый муравейник, амуравьишки потом выберут себе дом по душе. Перед тем как вынарисуете работу, давайте приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Птички».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная смизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная смизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
(Детиподходят к столам, берут всё необходимое для нетрадиционного рисования).
Воспитатель:отлично, вы замечательно стравились! Посмотрите муравьи довольны. (слайд 7)
В.–А теперь пойдём дальше, что- то ещё случилось в этом лесу?
(слайд8) (Изображение леса в мусоре) Посмотрите, пожалуйста, внимательно.
Воспитатель:он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях нешелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как выдумаете?
Выслушиваютсяответы детей:
Людина природе отдыхали,
Веселились,загорали.
Ине думая, бросали
Иобертки от конфет,
Иразорванный пакет,
Икоробочки от сока,
Отбанана кожуру,
Оторехов скорлупу.
—Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А кудаже нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочьлесу? (собрать мусор в пакеты).
Давайтес вами его уберём (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнестиего в мусорный бак). А позже я выброшу мусор в мусорный бак. (слайд9)
3.Заключительнаячасть.
Воспитатель:к кому мы ходили в гости? Что увидели? Как помогали Матушке природе? Как можноочистить воду? Что понравилось на занятии? Ребята нам с вами пора возвращатьсяв детский сад. (Встаём в круг). Давайте закроем глаза и скажем:
«Ветерокподуй сильней унеси нас в сад скорей»
Открываемглаза мы с вами в саду.
Воспитатель:посмотрите, ребята, а нам опять по электронной почте пришло письмо.
«Дорогиеребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились омоих детях! Теперь я вижу, что вы мои настоящие друзья. Я официально назначаювас защитниками природы и высылаю вам эмблемы. До новых встреч»! МатушкаПрирода
Воспитатель:Ребята, мы теперь защитники природы, то и дальше будем спешить на помощь кбратьям нашим меньшим. А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие?Посмотрите, под вашими стульчиками разложены карточки с эмоциями. Выберитекарточку с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия.
Работас карточками (ответы детей):
-мнегрустно оттого, что люди оставляют в лесу после отдыха мусор.
-яудивился, потому что мы смогли очистить воду и помочь рыбкам.
-мнерадостно оттого, что мы помогли муравьям восстановить их тропу.
Хочупоблагодарить Вас, дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие былополезно и познавательно для вас.