I этап
Вводный
(1 мин.)
Создание
атмосферы
психологической
безопасности,
эмоциональная
поддержка
ребенка
|
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, поприветствуем их в нашей группе
Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: — Доброе утро!
— Доброе утро солнцу и птицам,
— Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
— Я очень рада видеть вас, ребята и вас, уважаемые гости, в нашем саду.
|
Читают вместе с воспитателем
|
Приветствие, художественное слово
|
Эмоциональный настрой на совместную деятельность
|
Мотивационно-побудительный
(3 мин.)
Формирование
представлений о
предстоящей
деятельности, ее
задачах,
мотивационной
готовности к
предстоящей
деятельности
Слайд 1
портрет Пришвина на фоне природы
|
Ребята, сегодня в нашем детском саду открывается книжная выставка и я приглашаю вас ее посетить. (музыка играет, дети проходят к выставке).
— Посмотрите, сколько здесь собрано книг. Как вы, думаете, кому посвящена эта выставка?
Портрет открывает ребенок
— Да, ребята — это выставка посвящена М. Пришвину и не случайно. Ведь в этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения.
— Мы с вами уже читали рассказы этого писателя и даже рисовали иллюстрации к книжкам.
— Посмотрите, какая необычная книжечка, такой мы еще не видели. Как интересно! Ребята, вам эти рисунки ничего не напоминают? Конечно, эти иллюстрации нарисовали вы, на нашем мероприятии с сотрудниками Центральной библиотеки им. А.П. Малашенко. Видите, какая замечательная книжка у нас получилась. Вам нравится?
— Скажите мне, пожалуйста, о чем любил писать Михаил Пришвин?
— Да это так. Его друг и соратник, поэт- М. Цуранов посвятил ему свое стихотворение.
М. Цуранов «Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревья знал, язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик,
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
— Вот каким был этот человек.
— Ребята, а вы знаете, что этот писатель некоторое время жил в нашем городе и во многих своих рассказах он описывал именно нашу природу: наших животных, жителей Переславского края.
Присаживайтесь на стульчики, сегодня мы с вами перенесёмся в мир Михаила Пришвина.
|
Михаилу Пришвину
Рассматривают книжку с иллюстрациями, нарисованными на предыдущем мероприятии
Все его произведения о природе. Больше всего он любил детей и природу
Читает Саша Семенова
Дети садятся на стулья
|
Мотивационная беседа
Рассматривание книжной выставки
Демонстрация портрета писателя
Сюрпризный момент:
демонстрация новой книжки с иллюстрациями детей, которую подготовили сотрудники Центральной библиотеки им. А.П. Малашенко.
Вопрос-ответ
Художественное
слово
Работа с интерактивной презентацией
Беседа
|
Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность
Актуализация знаний детей о творчестве писателя.
Привлечение внимания детей к их собственному труду, повышение интереса к моменту получения знаний
Развитие диалогической речи
Формирование первичных представлений о жизнедеятельности писателя в нашем городе
|
II этап
Основной
(20 мин.)
Актуализация имеющихся знаний
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
|
— Впервые М. М. Пришвин приехал в Переславль-Залесский ранней весной – это было почти 100 лет назад по приглашению директора Переславского краеведческого музея для создания детской биостанции.
— Озеро, красота нашего края, привлекли писателя,
и вот уже через месяц всё его семейство переезжает в Переславль, остановившись на первое время в музее, на территории Горицкого монастыря. Если присмотреться – то все строения этого монастыря: колокольня, башенки, церквушки похожи на воздушные замки. Правда ребята?
— Вскоре Пришвины переехали в квартиру в здании Белого дворца в местечке Ботик, который находился на горе Гремяч. Как вы думаете почему гора так называлась и называется до сих пор?
— Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии.
— Так они прожили до поздней осени. В здании, которое было построено на месте деревянного дворца самого Петра I.
— Ребята, а кто мне скажет, кто же это такой – Петр I? — Впоследствии здесь была открыта экспозиция «Озеро Плещеево – колыбель Русского Военно-Морского флота». Прежде всего, это историческое место, конечно же, знаменито благодаря Петру I. На месте бывшей усадьбы Петра I построен музей «Ботик Петра I» (вдали), старейший провинциальный музей России, основан более двух веков назад, немного позднее там был воздвигнут памятник Петру I.
— Кто из вас бывал в этих местах и посещал музей Петра I «Колыбель русского флота»?
— И это место полюбилось М. Пришвину, здесь он наблюдал пробуждение озера весной и его меняющийся облик в другие времена года. Если отойти чуть дальше, то синь озера сливается с зеленью берега и, кажется, что ты на берегу моря…
— Вот по этой самой дороге через Веськово ходил М. Пришвин в Горицкий монастырь. Где встречался с жителями нашего города, беседовал с ними. Ежедневные прогулки по окрестностям, наблюдения за Плещеевым озером, за лесом, знакомства с местными жителями легли в основу книги «Календарь природы»
— В годы войны М. Пришвин с супругой проживали в Усолье (сейчас Купанское). Прожили они военные годы в этом домике, с мебелью из ящиков и пнями, вместо стульев… Вот этот дом в Купанском на ул. Усольская.
— Именно в это время написаны М. Пришвиным Рассказы о прекрасной маме, о детдомовских детях из блокадного Ленинграда, к которым он ходил пешком в Ботик. Написаны Повесть нашего времени, рассказы «Сыроежка» и «Как заяц сапоги съел».
— Слева от дома начинается тропинка к знаменитому Блудову болоту, которую жители п. Купанское называют Тропой Пришвина. На этих лесных тропинках нашел Пришвин сюжеты для сказок Корабельная чаща и Кладовая солнца.
— И здесь до сих пор обнимают друг друга ветвями Пришвинские ель и сосна.
Это было …
«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»
«В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна и ель зарычала.»
В солнечный безветренный день кажется, что это две сестрички встретились после разлуки, и стоят обнявшись.
— Еще хочется сказать, что писателем Михаил Пришвин стал не сразу: первую свою профессию инженера – землеустроителя, он получил закончив университет и работал агрономом. Потом он был корреспондентом различных газет, и даже военным корреспондентом. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
— Скажите, какого человека можно назвать неравнодушным?
— Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.
|
|
Рассказ воспитателя
Показ мультимедийной презентации
Вовлечение детей в беседу
Чтение отрывка из художественного произведения….
Технология продуктивного чтения-слушания
Введение понятия «Неравнодушный» человек
|
Ознакомление дошкольников с наиболее важными событиями истории родного края, её героями, способствующими развитию познавательных способностей детей,
Систематизация знаний о творчестве М.Пришвина
Обогащение словаря
Установление логических связей между вновь изучаемым и ранее изученным материалом
Формирования умения эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения
Обеспечение полноценного восприятия текста и понимание его содержания детьми
Развитие духовно-нравственных качеств через пример личности писателя
|
3) Вспомнить еще один рассказ нам поможет загадка
— Горел в травке росистой
Цветочек золотистый
Потом померк, потух
И превратился в пух.
— Какой рассказ вам напомнила загадка?
— А почему одуванчик превратился в пух?
— Ребята, вы помните в рассказе мальчики весело играли с одуванчиками? Какое слово употребил автор в рассказе?
— А давайте мы с вами тоже «пофукаем», а заодно и сделаем дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
|
— Одуванчик
– «Золотой луг»
Он отцвел, и у него появились семена
— «Фук», значит с шумом выпуская воздух изо рта.
Дуют на одуванчики (ватные шарики на трубочке), при этом четко произносят «Фук»
|
Загадка
Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»
|
Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи
Нормализация и активизация работы легких, развитие умения регулировать свое дыхание,
снятие напряжения
|
Блиц-турнир
|
— Вот мы и поделились на команды и сейчас мы проведем. У каждой команды в конверте лежат пазлы – из них нужно собрать иллюстрацию к произведению М. Пришвина и угадать его название. За правильный ответ команда получает фишку.
— Ну что же ребята вы молодцы!
— А теперь еще одно задание для команд это блиц — турнир!
— Команды по очереди будут угадывать произведения – за каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда затрудняется – то ответить может другая и фишка достанется им. Кто больше наберет фишек – тот выиграл!
Блиц-турнир
1. О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»?
(О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)
2. На каком дереве было гнездо гаечек?
(Берёза, в произведении «Этажи леса».)
3. Какая забава была у ребят с одуванчиками? (Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика, в рассказе Золотой луг)
4. К кому это обращение? «- Фру-фру! — кричу я.
И все ребята за мной тоже кричат:
— Фру-фру!»
(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».)
По окончании воспитатель хвалит всех, но выделяет команду победителей.
— Молодцы ребята, много произведений Михаила Пришвина вы знаете
|
Собирают разрезные картинки и отгадывают произведение
Отгадывают произведения любимого писателя
|
Конкурс
«Вспомни рассказ по картинке»
Блиц-турнир
|
Развитие внимания
Развитие логического мышления
Способность
самостоятельн
о действовать
по заданию
воспитателя
Обобщение и закрепление полученных знаний детей о М.Пришвине и его произведениях
|
10 слайд
|
— Переславский край особенно чтит память писателя:
— имя Пришвина присвоено одной из красивейших улиц Переславля,
— в 1996 году имя знатока и певца Ярославии М.М. Пришвина было присвоено детской городской библиотеке Переславля-Залесского.
— Это памятники замечательному писателю, всем сердцем любившему Переславскую землю.
— Вырубит человек лес, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет, прожить на мертвой планете.
— Поэтому и обращается М. Пришвин к детям, такими словами:
— «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».
— Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
— В лесах, в степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
— Птицам – небо, воздух — будем охранять наше все живее.
— А человеку, нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
|
|
Рассказ воспитателя
|
Обобщение полученных знаний.
формирования у дошкольников чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к её традициям
|