X-PDF

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Литературная гостиная «Путешествие в мир М. Пришвина».

Поделиться статьей

Муниципальныйконкурс

«Современноеобразовательное мероприятие с дошкольниками
по патриотическому воспитанию»

 

 

 

 

Технологическая карта

Интегрированного занятия

вподготовительной к школе группе

Литературная гостиная

«Путешествиев мир М. Пришвина»

 

 

Подготовили:
Климова Галина Борисовна,
Воспитатель
I квалификационнойкатегории
Холмова Юлия Владимировна
Старший воспитатель

 

 

 

г.Переславль-Залесский 2023г.

 

Тема НОД

 «Путешествие в мир М. Пришвина»

Форма совместной деятельности

Литературная гостиная

 

Форма организации

Групповая, подгрупповая, индивидуальная

Первичные представления детей

Дети знакомы с писателем Михаилом Пришвиным,
знают некоторые произведения М. Пришвина

Цель воспитателя

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину через произведения М. М. Пришвина

Цель детей

Узнать о жизни и творчестве писателя М. Пришвина, в период пребывания его в нашем Переславском крае

Образовательные области

Задачи воспитателя

Познавательное развитие

Создать условия для:

— ознакомления дошкольников с наиболее важными событиями истории родного края, её героями, способствующими развитию познавательных способностей детей,

— обобщения  и закрепления полученных знаний детей о М.Пришвине и его произведениях,

— формирования умения эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения,

— формирования у дошкольников чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к её традициям.

Речевое развитие

Создать условия для:

— развития диалогической и монологической речи, художественного слова,

— систематизации полученных знаний, активизации словаря дошкольников.

Социально-коммуникативное

Создать условия для:

— развития свободного общения воспитанников со взрослыми и сверстниками в ходе всего занятия (работа в подгруппах),

— закрепления навыков взаимодействия в коллективе,

-развития духовно-нравственной личности: воспитания желания помочь.

Физическое развитие

Создать условия для:

— нормализации и активизации работы легких, развитие умения регулировать свое дыхание через применение дыхательного упражнения «Одуванчик»,

— развития воображения, нравственно-коммуникативных качеств личности через игры-пантомимы «Звуки природы».

Оборудование и материалы

портрет М. М. Пришвина, презентация о жизни и творчестве М. М Пришвина в г.Переславле -Залесском, выставка книг с рассказами Пришвина, разрезные картинки с иллюстрациями из произведений М. Пришвина, «одуванчики» для дыхательной гимнастики, кепка, газета, ТСО.

Предварительная работа

— Совместное мероприятие с социальным партнером – Центральной библиотекой им. А.П. Малашенко

— рисование иллюстраций для будущей книжки,

— заучивание стихов, загадок о природе.

— чтение произведений М. Пришвина: «Ёж», «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Этажи леса», «Ярик», «Лимон», «Золотой луг».

 

Этап деятельности, продолжительность, задачи этапа

Содержание совместной деятельности

Деятельность воспитанников

Технологии,

методы,

приемы

Планируемый результат

I этап

Вводный

 (1 мин.)

Создание

атмосферы

психологической

безопасности,

эмоциональная

поддержка

ребенка

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, поприветствуем их в нашей группе

Приветствие:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

— Я очень рада видеть вас, ребята и вас, уважаемые гости, в нашем саду.

 

 

Читают вместе с воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие, художественное слово

 

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Мотивационно-побудительный

(3 мин.)

Формирование

представлений о

предстоящей

деятельности, ее

задачах,

мотивационной

готовности к

предстоящей

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

портрет Пришвина на фоне природы

 

 

 

 

Ребята, сегодня в нашем детском саду открывается книжная выставка и я приглашаю вас ее посетить. (музыка играет, дети проходят к выставке).

— Посмотрите, сколько здесь собрано книг. Как вы, думаете, кому посвящена эта выставка?

Портрет открывает ребенок

Да, ребята — это выставка посвящена М. Пришвину и не случайно. Ведь в этом году исполнилось 150 лет со дня его рождения.

— Мы с вами уже читали рассказы этого писателя и даже рисовали иллюстрации к книжкам.

— Посмотрите, какая необычная книжечка, такой мы еще не видели. Как интересно! Ребята, вам эти рисунки ничего не напоминают? Конечно, эти иллюстрации нарисовали вы, на нашем мероприятии с сотрудниками  Центральной библиотеки им. А.П. Малашенко. Видите, какая замечательная книжка у нас получилась. Вам нравится?

 

— Скажите мне, пожалуйста, о чем любил писать Михаил Пришвин?

 

— Да это так. Его друг и соратник, поэт- М. Цуранов посвятил ему свое стихотворение. 

М. Цуранов «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревья знал, язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик,

Всегда он ведал наперед

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растет

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек.

 

— Вот каким был этот человек.

Ребята, а вы знаете, что этот писатель некоторое время жил в нашем городе и во многих своих рассказах он описывал именно нашу природу: наших животных, жителей Переславского края.

Присаживайтесь на стульчики, сегодня мы с вами перенесёмся в мир Михаила Пришвина.

 

 

 

 

Михаилу Пришвину

 

 

 

 

 

 

Рассматривают книжку с иллюстрациями, нарисованными на предыдущем мероприятии

 

 

 

 

Все его произведения о природе. Больше всего он любил детей и природу

 

Читает Саша Семенова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стулья

Мотивационная беседа

 

Рассматривание книжной выставки

Демонстрация портрета писателя

 

 

 

 

Сюрпризный момент:

демонстрация новой книжки с иллюстрациями детей, которую подготовили сотрудники Центральной библиотеки им. А.П. Малашенко.

 

Вопрос-ответ

 

 

 

 

 

Художественное

слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной презентацией

 

Беседа

Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность

Актуализация знаний детей о творчестве писателя.

 

 

 

Привлечение внимания детей к их собственному труду, повышение интереса к моменту получения знаний

 

 

Развитие диалогической речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование первичных представлений о жизнедеятельности писателя в нашем городе

II этап

Основной

(20 мин.)

Актуализация имеющихся знаний

 

 

2 слайд 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

 

 

6 слайд 

 

 

7 слайд

 

 

 

 

 

8 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 слайд

— Впервые М. М. Пришвин приехал в Переславль-Залесский ранней весной – это было почти 100 лет назад по приглашению директора Переславского краеведческого музея для создания детской биостанции.

— Озеро, красота нашего края, привлекли писателя, 

и вот уже через месяц всё его семейство переезжает в Переславль, остановившись на первое время в музее, на территории Горицкого монастыря. Если присмотреться – то все строения этого монастыря: колокольня, башенки, церквушки похожи на воздушные замки. Правда ребята?

— Вскоре Пришвины переехали в квартиру в здании Белого дворца в местечке Ботик, который находился на горе Гремяч. Как вы думаете почему гора так называлась и называется до сих пор?

— Название это происходит от источника с чистой ключевой водой, который забил у подножия горы благодаря удару молнии. 

— Так они прожили до поздней осени. В здании, которое было построено на месте деревянного дворца самого Петра I.

— Ребята, а кто мне скажет, кто же это такой – Петр I?
— Впоследствии здесь была открыта экспозиция «Озеро Плещеево – колыбель Русского Военно-Морского флота». Прежде всего, это историческое место, конечно же, знаменито благодаря Петру I. На месте бывшей усадьбы Петра I построен музей «Ботик Петра I» (вдали), старейший провинциальный музей России, основан более двух веков назад, немного позднее там был воздвигнут памятник Петру I.

— Кто из вас бывал в этих местах и посещал музей Петра I «Колыбель русского флота»?

 

— И это место полюбилось М. Пришвину, здесь он наблюдал пробуждение озера весной и его меняющийся облик в другие времена года.  Если отойти чуть дальше, то синь озера сливается с зеленью берега и, кажется, что ты на берегу моря…

— Вот по этой самой дороге через Веськово ходил М. Пришвин в Горицкий монастырь. Где встречался с жителями нашего города, беседовал с ними. Ежедневные прогулки по окрестностям, наблюдения за Плещеевым озером, за лесом, знакомства с местными жителями легли в основу книги «Календарь природы»

— В годы войны М. Пришвин с супругой проживали в Усолье (сейчас Купанское). Прожили они военные годы в этом домике, с мебелью из ящиков и  пнями, вместо стульев… Вот этот дом в Купанском на ул. Усольская.

— Именно в это время написаны М. Пришвиным Рассказы о прекрасной маме, о детдомовских детях из блокадного Ленинграда, к которым он ходил пешком в Ботик. Написаны Повесть нашего времени, рассказы «Сыроежка» и «Как заяц сапоги съел».

 

— Слева от дома начинается тропинка к знаменитому Блудову болоту, которую жители п. Купанское называют Тропой Пришвина. На этих лесных тропинках нашел Пришвин сюжеты для сказок Корабельная чаща и Кладовая солнца.  

— И здесь до сих пор обнимают друг друга ветвями Пришвинские ель и сосна.

Это было …

«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями – за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.»

«В то же время вдруг ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна и ель зарычала.»

В солнечный безветренный день кажется, что это две сестрички встретились после разлуки, и стоят обнявшись. 

— Еще хочется сказать, что писателем Михаил Пришвин стал не сразу: первую свою профессию инженера – землеустроителя, он получил закончив университет и работал агрономом. Потом он был корреспондентом различных газет, и даже военным корреспондентом. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

—  Скажите, какого человека можно назвать неравнодушным?

— Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

Показ мультимедийной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вовлечение детей в беседу

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение отрывка из художественного произведения….

 

 

Технология продуктивного чтения-слушания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение понятия «Неравнодушный» человек

 

 

 

 

 

 

 

Ознакомление дошкольников с наиболее важными событиями истории родного края, её героями, способствующими развитию познавательных способностей детей,

 

 

Систематизация знаний о творчестве М.Пришвина

 

Обогащение словаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление логических связей между вновь изучаемым и ранее изученным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирования умения эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения

Обеспечение полноценного восприятия текста и понимание его содержания детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие духовно-нравственных качеств через пример личности писателя

 

Литературная гостиная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза

 

 

 

 

 

 

— Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М. Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: 

Викторина (найди книгу)

1) «Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.»

2) «И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу»

 

 

 

 

Отгадывают произведения по небольшим отрывкам

– «Журка»

 

– «Лисичкин хлеб» 

 

 

 

 

Викторина «Найди книгу»

 

Чтение отрывков из произведений

 

 

Обобщение  и закрепление полученных знаний детей о М.Пришвине и его произведениях

3) Вспомнить еще один рассказ нам поможет загадка

— Горел в травке росистой

Цветочек золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух.

 

 — Какой рассказ вам напомнила загадка?

— А почему одуванчик превратился в пух?

— Ребята, вы помните в рассказе мальчики весело играли с одуванчиками? Какое слово употребил автор в рассказе?

 

 

— А давайте мы с вами тоже «пофукаем», а заодно и сделаем дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

 

 

 

— Одуванчик

 

 

 

–  «Золотой луг»

Он отцвел, и у него появились семена

— «Фук»,  значит с шумом выпуская воздух изо рта.

Дуют на одуванчики (ватные шарики на трубочке), при этом четко произносят «Фук»

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

 

Развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

Нормализация и активизация работы легких, развитие умения регулировать свое дыхание,

снятие напряжения

— Молодцы, вы хорошо знаете рассказы Пришвина.

 

—  Ребята, посмотрите вокруг, вы не видите ничего необычного?

— Как вы думаете, почему эти предметы здесь

появились?

— Это действительно так, вы правильно угадали.

Газета и кепка

 

Газета из рассказа «Ёж», а кепка из «Ребята и утята»

 

 

Проблемная ситуация

 

Активизация познавательного интереса

 

 

— А сейчас я приглашаю вас поиграть.

— Представьте себя на лугу и жестами покажите то, о чем я буду говорить :

—  проснулось солнышко

— распахнулись одуванчики

— подул ветерок

— заколыхалась трава

     — пчелки полетели собирать мёд

— в травке запрыгали кузнечики

 — паук плетёт паутинку

 

 

Дети жестами под музыку обыгрывают рассказ воспитателя

 

 

 

Игра – пантомима – звучит музыка «Звуки природы»

 

Снятие напряжения, развитие воображения,

нравственно-коммуникативных качеств личности

 

— Ну вот мы немного отдохнули.

— А сейчас я вам предлагаю подойти к столику и взять себе по 1 геометрической фигуре. Все взяли, тогда слушайте внимательно.

— Сейчас владельцы желтых квадратов займут место за столом с жёлтым конвертом, зеленых треугольников –  с зеленым, фиолетовых прямоугольников – с розовым.

Делятся на подгруппы

Социо-игровая технология «Разделись на команды»

 

 

 

 

Развитие коммуникативных навыков, умение делиться на команды и работать сообща.

Блиц-турнир

 

— Вот мы и поделились на команды и сейчас мы проведем. У каждой команды в конверте лежат пазлы – из них нужно собрать иллюстрацию к произведению М. Пришвина и угадать его название. За правильный ответ команда получает фишку.

— Ну что же ребята вы молодцы!

— А теперь еще одно задание для команд это блиц — турнир!

— Команды по очереди будут угадывать произведения – за каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда затрудняется – то ответить может другая и фишка достанется им. Кто больше наберет фишек – тот выиграл!

Блиц-турнир

1. О ком это: «Визгу много, шерсти мало!»?

(О карликовой собачке по кличке Лимон; рассказ «Лимон».)

2. На каком дереве было гнездо гаечек?

(Берёза, в произведении «Этажи леса».)

3. Какая забава была у ребят с одуванчиками?
(Неинтересные цветы одуванчики срывать и дуть друг на друга семена одуванчика, в рассказе Золотой луг)

4. К кому это обращение?
«- Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

—  Фру-фру!»

(Герой обращается к журавлю; рассказ «Журка».)

По окончании воспитатель хвалит всех, но выделяет команду победителей.

— Молодцы ребята, много произведений Михаила Пришвина вы знаете

Собирают разрезные картинки и отгадывают произведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают произведения любимого писателя

Конкурс

«Вспомни рассказ по картинке»

 

 

 

 

 

 

 

Блиц-турнир

 

 

 

Развитие внимания

Развитие логического мышления

Способность

самостоятельн

о действовать

по заданию

воспитателя

 

 

 

Обобщение  и закрепление полученных знаний детей о М.Пришвине и его произведениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 слайд

— Переславский край особенно чтит память писателя:

— имя Пришвина присвоено одной из красивейших улиц Переславля,

— в 1996 году имя знатока и певца Ярославии М.М. Пришвина было присвоено детской городской библиотеке Переславля-Залесского.

— Это памятники замечательному писателю, всем сердцем любившему Переславскую землю.

Вырубит человек лес, загрязнит реки и воздух, уничтожит зверей и птиц – и сам не сможет, прожить на мертвой планете.

— Поэтому и обращается М. Пришвин к детямтакими словами:

— «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни».

— Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

— В лесах, в степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

— Птицам – небо, воздух — будем охранять наше все живее.

—  А человеку, нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

 

 

 

 

 

Рассказ воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение полученных знаний.

формирования у дошкольников чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к её традициям

III Итоговый

Рефлексия

(2 мин.)

Подведение итогов ООД

Формирование

элементарных

навыков

самооценки

 

 

Итак, работа в нашей литературной гостиной подходит к концу.
— Давайте еще раз вспомним, какому писателю была посвящена наша встреча?

— Что интересного вы запомнили, что нового узнали?

Вы сегодня большие молодцы! А теперь мы попрощаемся с нашими гостями и пойдем к себе в группу.

 

Дети обобщают знания о жизни и творчестве писателя.

 

Делают вывод, что «Беречь природу –значит беречь Родину!

Обобщение материала с опорой на презентацию

 

Развитие связной речи

 

 

Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет