Путешествиепо глобусу и карте вместе с Жюлем Верном.
Географическоепрочтение романа «Пятнадцатилетний капитан».
Егомечты на всей всемирной карте
Оставили свой животворный знак.
И.Северянин «Жюль Верн».
Оборудование урока:
· портретписателя,
· физическаякарта мира,
· атласы,
· контурныекарты,
· дискс шумом океана,
· видеоаппаратура,
· кассетас в/фильмом о китах,
· книги.
Тип урока: интегрированный урокобобщения и систематизации полученных знаний по географии и литературе в 6классе.
Цель урока:
· формированиецелостной картины мира через взаимосвязь двух предметов;
· систематизациязнаний, умений, навыков;
· повышениемотивации учебной деятельности.
Ходурока
1. Вступительное слово (подшум моря):
Учитель литературы: 8 февраля 2020 годаисполнилось 192 года со дня рождения великого французского писателя – фантаста,создателя множества книг о путешествиях и приключениях Жюля Верна. Его героипобывали во всех уголках земного шара. Опускались на дно океана и долетали доЛуны. Он путешествовал вместе с ними, не выходя из своего кабинета.
Учитель географии : А мы предлагаем вамсовершить увлекательное путешествие по географической карте вместе с героямизамечательного романа «Пятнадцатилетний капитан», не выходя из класса. С ДикомСендом, его друзьями и недругами мы пройдем маршрут команды шхуны «Пилигрим».Мы надеемся, что многие географические термины отныне в ваших сердцах зазвучатпоэтически возвышенно.
2. Викторина по прочитанному (готовностьк плаванию):
1. Почему поверхность моря иногда становится красноватой?
2. Кто впервые назвал Дика Сэнда «пятнадцатилетним капитаном»?
3. Каким образом удалось проскочить рифы при бушующем море?
4. Где спасались путники от проливного ливня?
5. О каких исследователях Африки рассказывает Жюль Верн?
6. Какое известие, пришедшее 13 июня 1873 г., доставило большуюрадость всем работорговцам, почему?
7. Сколько длилось вынужденное путешествие героев романа? (6,5месяцев)
— Итак, каждый из вас готов начать наше путешествие. Отдатьшвартовы!
3. Определение координат судна.
Учитель географии:2 февраля 1873 г.Шхуна находилась на 430ю.ш. и 1650з.д. Давайте расположим судно на карте позаданным координатам.
4. Словарная работа:
Учитель литературы: Ребята, знаете ливы, что означает название шхуны – «Пилигрим»?
«пилигрим» — странник, путник, путешественник, паломник к святымместам.
Случайно ли Ж.Верн назвал судно именно так?
· названиеподготавливает читателей романа к путешествиям и приключениям;
· онохарактеризует героев: это смелые, отважные люди, которые не боятся никакихпреград и готовы идти к своей цели.
Учитель географии: Итак,«Пилигрим» отправился в опасное путешествие. Мы восстановим тот маршрут, покоторому намеревался провести корабль капитан Халл (Гуль), и тот,по которому судно отправилось из-за козней Негоро.
Учитель литературы: Откроем первуюстраницу романа (чтение отрывка)
Показ на карте упоминающихся геогр.объектов (Беринговпролив, о.Тасмания, мыс Горн, мыс Доброй Надежды, арх.Новая Зеландия,Атлантический океан, Тихий океан.)
6. Работа с текстом и просмотр видеосюжета.
Учитель литературы: А для чего предназначалосьсудно «Пилигрим», чем занималась его команда?(ответ учеников).
В настоящее время охота на китов запрещена, потому что из-заварварского истребления они почти исчезли и теперь занесены в Красную Книгу.Это очень красивые и могучие животные. (просмотр видеосюжета).
— Что случилось с командой «Пилигрима» во время охоты? (зачитатьотрывок). А кого вам больше жаль — китиху или людей?
— Кто стал управлять судном, после гибели капитана?
Есть мальчишки, которые в 15 лет проявляют свою самостоятельность:курят, грубят взрослым, ругаются матом, прогуливают уроки – им все нипочем. Аесть такие, кто в 15 лет способен взять на себя ответственность за судьбыдругих людей, мужественно бороться с опасностями, крепко сжав зубы, терпетьлишения и несмотря ни на что идти к своей цели. Такого 15-летнего мальчишку (почтивашего ровесника) делает героем своего романа Жюль Верн.
7. Работа с картой.
Учитель географии: Координатыпосле охоты на кита (глава 9). Судно незначительно уклонилосьот намеченного курса. Оно находились под 430ю.ш. и 1640з.д. А куда же ононаправлялось? (ответ ученика – Вальпараисо или другой ближайший порт назападном побережье Южной Америки).
-Отметить на карте в каком направлении должна была двигатьсяшхуна.
-А теперь вспомним, что сделал судовой кок Негоро, чтобынеопытный капитан привел корабль в Африку? (Разбил один компас,перерезал линь, под второй компас подложил железный брусок и судно отклонилосьот курса на 45 градусов. После того как они миновали мыс Горн, он вынул брусок,и судно, выровняв курс, поплыло в Африку).
— Отметить на карте путь судна, по которому стало двигатьсясудно.
8. Беседа по тексту и работа с таблицей.
Учитель литературы: По каким признакамДик Сэнд догадался о страшной правде? (ответы учащихся с использованиемтаблиц животных).
9. Сообщение о истории географических карт.
Учитель географии: Вспомните, чтопутешественники не смогли взять с разбившегося корабля? (геогр. карты, таккак они оказались испорченными морской водой). А ведь будь у нихкарта, многих опасностей можно было избежать, т.к. карта – первый помощникпутешественника.
Выступление ученика: Древние жителиГавайских островов брали с собой в плавание тыкву. На ее кожуре они отмечалиострова, которые проплывали, и это помогало им вернуться назад. Полинезийскиемореходы делали карты из сплетенных веточек, которые указывали направлениятечений. Люди стали делать глиняные карты около 2600 лет назад: в центрекруглой суши изображали Вавилон. К концу 16 века самыми точными картами быликарты Герарда Маркатора.
Сообщение учителя: В наши дни напомощь картографам пришли космические спутники, их информацию передают накомпьютеры, которые преобразуют их в карты. Существует современнаясистема глобального определения местоположения. В настоящее время в ней 30работающих спутников. В ближайшей перспективе GPS-функция будет встроена вбольшинство мобильных телефонов, и мы сможем использовать на уроке нашителефоны как техническое средство обучения.
10. Проверка дом. задания.
Учитель литературы: Дома вам нужно былопоработать и с текстом романа и с географической картой. Сдайте опросные листыс вашими ответами. ( см. Приложение 1.)
11. Беседа.
Учитель литературы: Долгих 4 месяцаДик со своими друзьями скитался по дебрям Экваториальной Африки, таящим многоопасностей.
Что пришлось пережить героям? (ответы учеников).
Как им удалось спастись? (ответы учеников).
12. Выводы.
Учитель литературы: Возвратившись вСан – Франциско, наш пятнадцатилетний капитан не почувствовал особогооблегчения. Наоборот, его начали терзать угрызения совести. Почему? Найдитеответ на этот вопрос на последнее странице романа и зачитайте.(чтение отрывка).
Какой урок дает читателю автор? (знания помогаютчеловеку преодолевать жизненные трудности)
Учитель географии: ГероиЖюля Верна, путешествуя, учатся. Нас с вами, в какой-то степени, тоже можноназвать пилигримами, хотя мы учимся, не выходя за пределы школьных кабинетов.Давайте же получать знания с непреодолимым желанием, совершать удивительныеоткрытия, которые украсят нашу жизнь и помогут в преодолении жизненныхтрудностей.
Учитель литературы: Асегодня мы попытались не просто еще раз вспомнить захватывающие событиязнаменитого романа, но и применить к литературным знаниям географические.Оценка за урок будет складываться из той, что вы получите завыполнение домашнего задания, и оценки за работу на уроке, которую вы поставитесебе сами в дневник.
Приложение1
Опросный лист
1. Где нашел собаку Динго капитан «Вальдека»? Определите координатыэтого места. (ч.2.гл.19.)
2. Появление какого острова, по ошибочным предположениям ДикаСэнда, являлось счастливым предзнаменованием?(ч.1.гл.12.) Определите егокоординаты.
3. Какой это был остров на самом деле? (ч.2.гл.2.) определите егокоординаты.
4. Где, по словам Гэрриса, «Пилигрим» потерпел крушение? Где этослучилось на самом деле? (ч.1.гл.15; ч.2 гл.2)
5. О каких исследователях Африки подробно рассказывает автор вромане?
6. Какой наукой увлекался кузен Бенедикт?
7. Кто был хозяином собаки Динго и что с ним случилось?
Список использованных источников.
1. Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. – М.: Детская литература,1982.
2. Горепекина Л.М., Немыкина Н.И. Географическое прочтение романаЖюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».- «Первое сентября. География». – 18. –2006г.
