Моя Родина – Россия
(классный час для 4 класса)
Цели: знакомство с понятиями гражданин,конституция, государственные символы страны, с национальными традициямибурят, русских, узбеков; воспитание чувства гордости за свою Родину; развитиеинтереса к истории страны.
Оборудование: физическая карта России, изображениегосударственного герба и флага России, аудиозапись гимна России, презентация (слайдыс видами русской природы, слайды по теме «Национальные традиции»), аудиозаписьпесни «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера) ,национальные костюмы: русский, бурятский, узбекский.
Ход классного часа.
(Звучит запись песни «С чего начинается Родина?»)
Учитель: А с чего, по-вашему начинаетсяРодина?
Учитель:Это слово «Родина» с детства знает каждый. Родина- это то место, где тыродился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Как называется то место, где вы родились? Что вы о нём можете рассказать?
Учитель: В большой стране у каждого человекаесть свой маленький уголок-деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит нашаобщая, великая Родина.
Сегодня мы начнём разговор о нашей Родине. Ведь нельзя считать себя гражданиномгосударства, не зная о нём ничего.
— А как называется наша Родина?
НашаРодина — Россия. Посмотрите на карту. Наша Родина очень велика. Так велика, чтонад её просторами почти никогда не заходит солнце.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему кМоскве какое-то особое отношение?
Правильно, Москва – столица нашей необъятной Родины. Почему необъятной? Дапотому что, если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, томожно увидеть знойные пустыни, степи и тундру, высокие горы и могучие реки, игордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Давайте послушаемстихотворение о нашей Родине.
( презентация «Природа России»)
Ученик.
Россия
…Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
(С.Васильев)
Учитель: Вот какая наша Родина-Русь, широкая ивеликая. И везде живут люди. Как вы думаете, а много ли народа населяет такуюогромную страну?
Учитель: По данным последней переписи населения,в России проживает более 146 миллионов человек.
А как их можно назвать?
Учитель: Правильно, всех людей, живущих внашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия –единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180национальностей, народностей и этнических групп.
Ученица: Много народа живёт в нашей стране. Ивсе они составляют единую дружную семью. Русские, татары, узбеки и другиенароды создали свои республики. В состав России входят 89 субъектов: 21республика, 6 краёв, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей,города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились водно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.
У нас в классе учатся дети нескольких национальностей: русские, буряты иузбечка.
Послушаем, что хотят рассказать нам учащиеся.
(3 учеников в национальных костюмах рассказывают о своём народе)
1) Русские – это самая многочисленнаянародность — 120 миллионов человек. Религия- христианство. Русский народныйкостюм- это мужская рубаха и женский сарафан. Музыкальный народный инструмент –балалайка.
Самыйпопулярный праздник – проводы зимы, Масленица. Продолжается он целую неделю:все пекут блины ( это символ солнца) и ходят друг к другу в гости. В конценедели, в воскресенье, сжигают чучело зимы и встречают весну.
Учитель: Все люди в нашей стране равноправны:женщины и мужчины, молодежь и старики, Люди любой национальности и веры. Воткак об этом записано в Конституции Российской Федерации: «Государствогарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,расы, национальности, языка, места жительства, отношения к религии»
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этомзаписано …Где?
Правильно, в Конституции. А что такое Конституция?
Конституция- Основной Закон нашей страны.
Главные правила по которым мы живём, записаны в Конституции.
— Когда мы отмечаем День Конституции?
Конституция, по которой мы живём, была принята 12 декабря 1993 года.
В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главугосударства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность. Что Россия -дружная семья равноправных народов.
Ребята, а как вы думаете, кто такой гражданин?
Гражданин государства-человек, имеющий не только права, но и обязанностипо отношению к стране, в которой мы живём.
Давайтепосмотрим, какие же есть права граждан, и какие обязанности:
Права
1) Право на жизнь.
2) Право на достоинство.
3) Свобода мысли и слова.
4) Право на труд.
5) Право на личную неприкосновенность.
………………….
Обязанности
1) Сохранять природу и окружающую среду.
2) Защищать Родину.
3) Соблюдать законы.
…………………
А какое главное право и какая обязанность у нас с вами?
Это учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданамисвоей Родины.
А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относится кгосударственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственныесимволы вы знаете?
Символы — условные знаки или изображения. Они отражают историю государства иего народа.
Задание по рядам
1 ряд — Найти Государственный флаг России иобъяснить цвета флага.
(детям из пяти флагов разных стран нужно найти флаг России)
2 ряд — Найти Государственный герб РФ иобъяснить его изображение.
3 ряд — Найти гимн РФ, назвать поэта икомпозитора.
(заранее подготовленные дети дополняют каждый ряд сообщениями)
ФлагРФ — прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: белой, синей,красной. Белый цвет означает мир, чистоту, правду; синий — небо, верность,постоянство; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую заОтечество.
Государственный флаг РФ постоянно поднят на зданиях органов власти нашейстраны. Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественныхцеремоний.
ГербРФ представляет собой красный щит. На щите — изображение двуглавого орла.Орёл- символ власти, смотрит на две части света – Европу и Азию. Три короны (двемалые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит окровном братстве и единой истории 3 восточнославянских народов: русских,украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар)- государственнаявласть и его защита. На груди орла красный щит. На щите изображён всадник-Святой Георгий Победоносец. Своим копьём он поражает дракона- готовность нашегонарода защитить своё государство от недругов.
-Гдеможно увидеть герб нашей страны? (на флагах, монетах, печатях…)
Гимн — торжественная песня, исполняемая вособых, наиболее важных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. ГимнРоссии был принят 30 декабря 2000 года. Слова написал поэт Сергей ВладимировичМихалков, а музыку — композитор Александр Васильевич Александров.
-Когдаможно услышать гимн? (В Новогоднюю ночь, перед началом и окончанием передач, икогда спортсмены завоёвывают золото)
Давайте, ребята, исполним гимн России.
-Какие чувства вызывает он у вас?
Слушаягимн, наверное, в сердце каждого из вас зарождалась гордость за свою Родину.Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, ктохочет её процветания. Тех, кто хочет любить свою Родину и гордиться ею.
Объясните,как вы понимаете пословицу:
Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Нашсегодняшний разговор подходит к концу. Попробуйте ответить на мои вопросы:
- Как называется наша страна?
- Как называются люди, живущие в нашей стране?
- Что такое Конституция?
- Какой город является столицей России?
- Какие символы государства вы знаете?
Представьте, что к нам приехали иностранцы и просят васрассказать о нашей Родине, что вы расскажите?
На следующем классном часе мы продолжим разговор о Родине,только о нашей малой Родине – Бурятия и поговорим о её государственныхсимволах.
Списокиспользуемой литературы:
1) Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. В.Алагуева;Отв.ред.Б.Т.Жигмытов.
-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография»,2006.-96с.
2) Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалёв В.Е.Государственные символы России. Моя Родина-Россия.-М.: «Триада-фарм»,2002.-64с.
3) Знакомство с Конституцией России:Иллюстративно-дидактический материал для детей младшего школьного возраста.-М.:АРКТИ, 2005.-28с.
4) Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/сост.Козлова М.А. –М.: Издательство «Экзамен», 2009.-317с.
5) Страны мира. Энциклопедия.-М.: ЗАО«РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.-296с.
