X-PDF

Конспект конкурсного испытания Мастер класс

Поделиться статьей

 Мастер – класс на тему:

«Методысоздания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах»

 

                                                                      Я никогда не учу своих учеников.

                                                          Я только даю им условия,

 при которых они могут сами учиться. 

                                                                                              АльбертЭйнштейн

 

Цель: Познакомитьс методами  создания проблемных ситуаций на уроке.

Задачи: 

• Обозначитьактуальность технологии проблемного диалога на современном

  этапеобразования;

• Познакомитьучастников мастер-класса с методами создания проблемных ситуаций;

• Представитьучастникам мастер-класса примеры создания проблемных ситуаций;

• Провестипрактическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать

   методысоздания проблемных ситуаций на уроках;

Формапроведения:беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемыйрезультат:    

• Повышениепрофессиональной компетенции учителей по созданию проблемных

  ситуацийна уроках.

Оборудование:

• мультимедийнаяпрезентация;

• раздаточныйматериал: приложения.

 

Ходпроведения мастер – класса:

1.Введение в тему.

 

-Уважаемые коллеги!  Учитель – профессияособая, даже в чём-то уникальная. Каждый из вас талантлив, каждый из вас –волшебник. Вы отдаёте своим ученикам всё самое лучшее: свои знания, свой опыт,частичку своего сердца. Благодаря вам мир сверкает яркими красками. Также учителюнеобходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем дляэтого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.   Пусть любимая работаприносит вам удовлетворение, а мой мастер-класс и мастер-классы моих коллегпополнят вашу методическую копилку. Именно здесь мне кажется, уместны словаБернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями,то у каждого из нас будет по две идеи».

—  Приём какого этапа урока яиспользовала, начав своё выступление?  (Эмоциональныйнастрой)

Я не зря начала выступление спсихологической разминки. Ведь создание положительного настроя перед любымвидом деятельности – важная составляющая психологического комфорта в дальнейшейработе. Начните  свой  урок  с удивления- с события, действия, предмета,который может поразить, как нам советует наш соотечественник  Алихан   Динаев.  Во время  урока , на  конкурсе «Учитель года России-2018»,  Алихан   Динаев показал Слайд аудиокассету и спросил у детей, как этот предмет связан скарандашом. Знаете , что интересно, что большинство детей с трудом представлялисебе взаимосвязь между ними. Такое начало удивило и заинтересовало не толькодетей, но и членов жюри, вызвав определенную ностальгию. А  Алихан ,прокомментировал  эту  ситуацию словами, что « Познание начинается судивления».

На своёммастер-классе я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиесямоим ученикам и мне самой методы создания проблемных ситуаций на уроках.

 -Помашите мне те,кто уверен, что по окончании мастер– класса вы что-нибудь возьмёте для своейпедагогической копилки. Я тоже в это верю, итак, начнём!

     Проблемная ситуация в обучении – это спланированное,специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихсяинтереса к  теме. 

     Я считаю, чтозадача учителя не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний,умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их ктворческой деятельности, к самостоятельному поиску знаний и использованию их.

    Ребенок идетна  урок за чудом. Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свойтворческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

 Технологияпроблемного обучения позволяет добиться положительной динамики качестваобучения. Я не скажу, что у меня самые высокие результаты в школе, в районе, ноя с уверенностью могу сказать, что дети с удовольствием ходят в школу, мы незамечаем, как летит время. А я в свою очередь с удовольствием провожу уроки.Хочу добавить, что мои ученики постоянно принимают участие в различныхконкурсах.  Особенно детям нравиться работать на платформе Учи.ру.

Наша сегодняшняявстреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!». Но, перед этим,я предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели быреализовать в течение мастер-класса.

(Участникам даётсяодна минута, чтобы сформулировать цель своего присутствия на мастер — классе).

 

Цели:(Присутствующие озвучивают свои цели)

 

 — Те, кто  не знаком  с  этой  темой…

Узнатьметоды  создания проблемной ситуации.

 

-Если  вы владеете  информацией  о  проблемном  обучении…

Расширитьсвои знания о технологии проблемного обучения

 

— Изучив  методы  создания проблемных  ситуаций…

Применитьна практике методы  (создавать проблемную ситуацию).

Спасибо. Я в своюочередь сформулирую свою цель так:

 

Познакомитьс методами создания проблемных ситуаций на уроке.

2.Теоретическая часть мастер- класса.

 

Создатьпроблемную ситуацию — значит ввести противоречие, столкновение

с которым,вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

 

Существуют3 основных метода постановки учебной проблемы:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.Подводящий к теме диалог;

3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

 

-На какихпредметах вы можете использовать эти методы? (на всех)

 

-Проблемнуюситуацию можно создать на любом уроке.

 

На столе увас лежат листочки. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер — класса.

 

А теперьпредлагаю Вам  проследить  эти три метода  на примерах.

 

1 метод.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Данныйметод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, таккак требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1. созданияпроблемной ситуации;

2. побужденияк осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. побужденияк формулированию учебной проблемы;

4. принятияпредлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

 

Побуждениек осознанию противоречия проблемной ситуации представляетсобой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие, например:  «Что васудивило? Что интересного заметили?», «Вы смогли выполнить это задание? В чемзатруднение?», «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Заданиевыполнено?».

Побуждениек формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблемасуществует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающегодиалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или«Какой возникает вопрос?».

Урокрусского языка в 4 классе по теме: «Спряжение глаголов».

— Что такоесклонение?

— Изменение попадежам.

— Какие частиречи, известные вам, склоняются?

— Существительныеи прилагательные.

— Попробуйтепросклонять глагол «прыгать».

— Вы смогливыполнить задание? В чём затруднение?

— Какой возникает вопрос?

 

Испытываютзатруднение (Возникновение проблемной ситуации).

 

— Нет, не смогли.Глаголы не склоняются (Осознание противоречия).

 

— Как изменяютсяглаголы? (Учебная проблема как вопрос)

 

2 метод.Подводящий диалог.

 

 Это  логическивыстроенная цепочка заданий и вопросов, кото­рые подводят учащихся кформулированию темы урока. Этот метод можно использовать при введении новыхпонятий, которые в какой-то степени могут быть знакомы детям из повседневнойжизни.

 

Урокматематики в 1 классе по теме «Прямая и кривая линии»

 

На доске 5рисунков (3 прямые и 2 кривые  линии синего цвета  и красного цвета).

— Помогите  разбить линии надоске на группы.

-Как вы думаете,на какие группы разобьют дети эти линии?

-Дети предлагаютдва варианта раз­биения: по цвету, по форме.

(Одобря­ем обаварианта разбиения. Предла­гаем посмотреть на вариант разбиения линий по форме.)

— Какие названиявы можете придумать для каждой группы линий?

— Прямые, кривые.(дети)

— Над какой темоймы будем работать?

— Прямые и кривыелинии.

 

 

3 метод.Сообщение темы с мотивирующим приемом.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

Третий путьподведения к теме – это применение мотивирующих приёмов.

Этот методпостановки учебной проблемы состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока,стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать прием «яркоепятно», который состоит в сообще­нии детям интересного материала,связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованыстихи, сказки, загадки, исторический материал и др.

Второй прием — «актуальность»-связан с пониманием практической значимости знаний, возможностьюиспользовать приобретенные знания в жизни.

 

1.     Приём«яркое пятно».

 

Урокматематики в 1 классе по теме «Число 10».

 

Учитель: Мы сегодняпознакомимся с числом, о котором детский пи­сатель С.Я. Маршак сказал:

Цифра вроде буквыО —

Это ноль ильничего.

Круглый ноль такойхорошенький,

Но не значитничегошеньки!

Если ж слева рядомс ним

Единицу примостим,

Он побольше станетвесить.

Потому что это -…

— Кто догадался, окаком числе идет речь? Правильно. Число 10 — тема нашего урока.

 

2. Прием«актуальность».

Урокматематики в 1 классе по теме «Числа от 1 до 20».

 

На доскепредставлен числовой ряд: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

— Прочитайтечисла.

— Как вы думаете,хватит ли этих чисел, чтобы определить страницу в учебнике или записатьсегодняшнее число – 20-е?

— Нет, нам нужныещё числа.

— Чем же мы будемсегодня заниматься?

-Познакомимся сновыми числами.

 

3.Практическая часть мастер — класса.

А теперь предлагаюВам разделиться на 2 группы  с помощью карточек, которые вы сами выберете.  Выдолжны самостоятельно проследить методы проблемного диалога на примерах. А дляэтого попробуйте определить к какому  методу относится данный Вам примерпроблемного диалога.

(Первая группаучителей разбирает 1-ый пример, вторая группа – 2-ой пример.)

 

(Участникиделятся на 2 группы, им раздаются задания и даётся время обсудить его,  определитьк какому методу можно отнести. Затем каждая группа высказывает своё мнение иначинаем разбирать все вместе).

 

1 задание.

1 группа.Подводящий к теме диалог

Урокрусского языка на тему «Безударные гласные в приставках».       

Уч.:Спишите с доски слова: подкоп, забег, поход.

Д:(Переписывают с доски слова).

Уч.:Поставьтеударение.

Д: (Ставятударение).

Уч.:Подчеркните безударные гласные.  

Д:(Подчеркивают безударные гласные).

Уч.:Какоеправило о безударных гласных мы уже знаем?

Д: Обезударной гласной в корне.

Уч.: А вкакой части слова находятся безударные гласные на данный момент?      

Д:Вприставке.

Уч.:Значит, какая сегодня тема урока?  

Д:Безударные гласные в приставках.

 

Нетруднозаметить, что в приведенном примере использовался метод диалога. И, если Вызаметили, диалог был не побуждающим, а именно подводящим, который шаг за шагомприводит ученика к осознанию темы урока.

 

2 группа.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

 

Урококружающего мира на тему «Культурные и дикорастущие растения».

Учитель:Перед вами лежат 3 яблока. Что у них общего?  (предъявление первого факта)

 Где выможете их видеть?

Дети: Этояблоки. Они  растут в саду, на деревьях. Это фрукты.

Уч.: Правильно.И в нашей республике их выращивают. Хотите узнать кто этим занимается? Этообщество с ограниченной ответственностью «Сады Чечни». Члены этого общества ипоставляют нам эти вкусные фрукты.

Уч.:Ребята, а какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д:Красное, желтое и зеленое (возникновение  проблемной ситуации)

Уч.: Что интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Всё этояблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

Уч.: Какойвозникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почемуони разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

 

Посколькуучебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текстпобуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет темаурока?» или «Какой возникает вопрос?».

 

 

Покаучастники работают, жюри тоже принимает участие. Собрать пазл. Кто быстрее,тому приз. Зал помогает оценивать.

 

 Следующеезадание.

 

Используйтеслово луг, для создания проблемной ситуации.

 

Все вместесоздайте проблемную ситуацию.

 

 

4.Подведение итогов.

 

-В началемастер-класса вы сформулировали и зафиксировали свои цели, которые хотели быреализовать в течение мастер-класса.

 

-Достиглили вы этих целей?

 

Закончитепредложение:

— Намастер-классе я …

-Самыминтересным для меня сегодня было…

-В своейдальнейшей работе я …

 

Рефлексия.

Атеперь оцените, пожалуйста, себя.

-Если вамбыло всё понятно, и вы будете применять на уроках, возьмите зелёный веер.

-Если вызатрудняетесь, возьмите жёлтый веер.

-Если вамне понятны эти методы, возьмите красный веер.

 

 Участникидолжны сказать, почему выбрали этот цвет.

Заключительноеслово.

Итак, я насобственном опыте убедилась, что открывать новые знания надо совместно сучениками, и стараюсь воплотить это на своих уроках. Надеюсь, эти примерыпомогут учителям в применении  на практике проблемно-диалогической технологии. Вданном случае ,я считаю,уместно высказывание Б. Шоу: «Единственный путь,ведущий к знаниям, — это деятельность».

 Выбор затобой

«Это невозможно!»- сказала Причина.

«Этобезрассудство!» — заметил Опыт.

«Это бесполезно!»- отрезала Гордость.

«Попробуй…» -шепнула Мечта.

 

В течение жизни мырешаем множество задач и проблемных ситуаций. И если каждую отдельно решеннуюпроблему и задачу рассматривать как распустившийся цветок, то в результате мыполучим огромный красивый букет.

Пусть всепроблемы, которые встают  перед вами будут решены, а букет будет только израспустившихся цветов.

А закончить свое выступление я хотела бы на позитивной ноте.Я предлагаю вам посмотреть мультфильм о том, что никогда не надо отчаиваться. Главное верить, что у вас всё получится  и я желаю найти вам свои приёмы исекреты хорошего, плодотворного урока!

За 15 минут вы  успели побытьв роли моих учеников и моих коллег. И за это время мы стали ближе и роднее.Спасибо за плодотворную работу.

Завершить своё выступление хотелось бы словами писателя,педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника —картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…»

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.6%
НЕТ
41.4%
Проголосовало: 988

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет