Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 1-х классов
с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
Лексическаятема: Цветы.
Задачи:
· расширятьзнания о цветах, уточнить названия частей цветка;
· упражнятьв образовании формы мн. числа существительных, формы род.падежа мн.числа, всогласовании числительных и существительных;
· содействоватьразвитию слухового восприятия, зрительной памяти, пространственныхпредставлений, совершенствовать графические навыки.
Оборудование: мяч,плакат «Цветы», вата, почтальон Печкин, конверты с разрезными картинками«цветы», вырезанные из цветной бумаги цветы для рефлексии.
Ход занятия:
1. Организационный момент
· Упражнениена мышечное расслабление
-Ребята, отгадайте загадку:
Ногнет, а он идёт, глаз нет, а слёзы льёт,
Акак придёт, да как расплачется,
Всескорей под крышу прячутся. (дождь)
-Представьте, что вы промокли под дождём, давайте стряхнём с рук капли дождя.(Дети приподнимают руки и резко «стряхивают дождинки».
· Упражнениена развитие слухового восприятия
-А вы слышали, как стучат капли дождя по крыше? Давайте попробуем это передать.(дети отстукивают по очереди простые и сложные ритмы)
||| | || || | | ||| |
|||| | | || | || | ||| | || |||
2. Основная часть занятия
-Ребята, скажите, это хорошо или плохо, когда идёт дождь?
-Для чего нужен дождь? ( Вывод: дождь нужен всему живому)
-Отгадайте растение, которое не может обойтись без дождя:
Я– растение, смотри:
Уменя есть лепестки,
Утромлепестки раскрою,
Нуа вечером закрою,
Соберускорей в бутон,
Чтобувидеть сладкий сон. (цветок)
-По каким признакам вы догадались, что это цветок?
Вотсегодня мы с вами отправимся на цветочную полянку (на доске открывается плакатс изображением различных цветов).Давайте закроем глаза и представим себя наминутку на этой полянке. Что мы можем ощутить? (запах цветов, дуновение ветеркаи т.д.)
· Дыхательноеупражнение «Понюхай цветок» (руки поднимаем через стороны вверх–вдох, руки опускаем и произносим «а-а-а-х» -выдох)
· «Сдуйпарашютик» (накончике носа лежит вата, необходимо её сдуть).
-А какие цветы вы увидели на цветочной полянке? А какие вы ещё знаете?
Давайте,вспомним и назовём части цветка: корень, стебель, лист, лепесток, бутон. (Детипоказывают и проговаривают названия частей цветка.)
-Какие цветы? (яркие, нежные, ароматные, хрупкие, беззащитные , душистые ит.д.)
· Дидактическаяигра «Что исчезло?»
Нанаборном полотне выставлено 5 картинок цветов. Дети в течение 5 секундзапоминают цветы, затем закрывают глаза и 1 картинка убирается. Дети должнывспомнить и сказать, что исчезло.
· Сравнениецветов
-Скажите,а чем отличаются цветы? (формой листьев, окраской лепестков, толщиной стебля,высотой). Давайте скажем об этом.
Дидактическая игра «Наоборот» (сравнение парами)
Уландыша листья широкие, а у гвоздики … (узкие).
Унезабудки цветки мелкие, а у тюльпана … .
Розывысокие, а одуванчики … .
Угладиолуса стебель толстый, а у василька … .
· Разрезныекартинки
-Посмотрите, кого мы встретили на цветочной полянке? (почтальон Печкин списьмами для вас). Он отдаст письмо тому, кто правильно назовёт свой домашнийадрес. (Дети называют свои адреса и получают конверты от почтальона Печкина, ав них разрезанные на 8 частей картинки цветов: василька, ландыша, ромашки, розы)
-Атеперь скажите, где растут эти цветы?
-Роза растёт в саду.
-Василёк растёт на поле.
-Ромашка растёт на лугу.
-Ландыш растёт в лесу.
Физкультминутка:
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
· Формированиенавыков словообразования
-Если цветы растут в саду, значит это какие цветы? (садовые)
-Цветы растут в поле – …полевые.
-Цветы растут в лесу – … лесные.
-Цветы растут на лугу – … луговые.
· Дидактическаяигра «Скажи ласково» ( с мячом)
Роза–розочка стебель — …
Тюльпан– тюльпанчик корень — …
Гвоздика- … цвет — …
Нарцисс- … лист — …
Подснежник- … и т. д.
-В природе очень много цветов, давайте об этом скажем.
· Дид.игра «Один-много». (с мячом)
Ромашка – много ромашек, василёк — …
Тюльпан– много тюльпанов, роза — …
Гвоздика- … колокольчик — …
Нарцисс- … гладиолус — …
Подснежник- … ландыш — …
Хризантема- … пион — …
· Разучиваниечетверостишия
-Люди любят наслаждаться красотой цветов, собирать их в букеты цветы, выращенныеими, украшать комнаты, дарить друг другу. Есть много стихов о цветах.Послушайте и скажите, о каком цветке говорится:
Носитодуванчик
Жёлтыйсарафанчик.
Подрастёт– нарядится
вбеленькое платьице,
Лёгкое,воздушное,
Ветеркупослушное.
|
ж |
|
|
|
· Пальчиковая разминка
— А сейчас давайте прошагаем этостихотворение.(Дети проговаривают это четверостишие и одновременно двумя рукамиимитируют игру на пианино, произнося слог на один шаг)
· Графический диктант
Рисование цветкапо заданному направлению.
|
|||||
|
|
||||
|
|
|
|||
|
|
||||
|
|||||
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|||||
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
— Продолжитерисунок по образцу до конца строки.
3.Подведение итогов. Рефлексия.
— Где мы сегодня свами были? О чём говорили?
-Чему учились?
-А сейчас возьмите цветок любого цвета и украсьте им нашу полянку. (Детивыбирают цветок и помещают на полянку:
красныйцвет – восторженное настроение,
оранжевый,жёлтый – радостное,
фиолетовый– тревожное, напряжённое).
