Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 п.Верховье»
(МБДОУ «Детский сад п.Верховье»)
Конспектлогопедического занятия
на тему:
«Дифференциациязвуков С – З
в слогах и всловах».
Подготовила:
учитель-логопед
Ю.И. Майер
2023 г.
Цель занятия: учить детей дифференцироватьзвуки С – З в слогах и в словах.
Форма занятия: индивидуальная
Задачи:
1. коррекционно-образовательные
-уточнить артикуляцию и звучание звуков [С] и [З]
-закрепить навык произношения звуков [С] и [З]
-учить дифференцировать звуки на материале слогов и слов
-формировать навыки фонематического анализа
-закреплятьумение делить слова на слоги
2.коррекционно-развивающие
-развивать фонематический слух
-развивать воздушную струю
-развивать мелкую и общую моторику сиспользованием кинезиологических упражнений,
-развивать подвижность артикуляционного аппарата
-развиватьвнимание
3.коррекционно-воспитательные
— воспитание умения слушать и чётковыполнять инструкции учителя-логопеда
— формировать контроль за собственнойречью
Оборудование: игрушкиснеговика и зайца, макеты следов снеговика, тренажёр «Весёлые пальчики», предметныекартинки, схемы деления слов на слоги и цифры, соответствующие количествуслогов, два детских ведёрка, ватные снежки, три снежинки
Ход занятия:
1.Организационныймомент.
Логопед: Доброеутро. Какое у тебя сегодня настроение? На улице так холодно. У тебя по дороге вдетский сад, наверное, ручки замёрзли? Давай мы их погреем.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
II.Основная часть.
1.Сообщение темы занятия
Логопед: у нас с тобой сегодня немного необычное занятие. Кнам пожаловал гость. Угадай – кто это? (Логопед задаёт загадку)
Он в мороз и снегопад с детворой играться рад.
Белые его бока,
Руки, ноги, голова.
Кто же в гости к нам пришёл? (ответ ребёнка) Снеговик одинзаскучал, а снежинки ему нашептали, что ты гостеприимная девочка. Что бы нашегогостя порадовать, мы с ним поиграем! Только снеговик пришёл не один. По дорогеон встретил
Комочек пуха, длинное ухо.
Прыгает ловко, любит морковку.
Угадала, кого встретил снеговик? (ответ ребёнка)
Как ты думаешь, какой любимый звук снеговика?Он спрятан в следующих словах. Слушай внимательно: салфетка,самолёт, лиса, роса, фокус, автобус. Как ты думаешь, какойлюбимый звук зайца? Он спрятан в следующих словах. Слушай внимательно: завтрак, зонтик, Лиза, глаза,разбойник, разбить.
О каких звуках мыс тобой будем сегодня говорить и учиться их не путать?
(ответ ребёнка) Молодец, совершенно верно.
2. Игра «Пройди по следу снеговика»
Логопед: Ой,посмотри, снеговик оставил следы. Эти следы приведут тебя к нашим гостям.Правой ногой наступаешь на след, одновременно вверх поднимаешь правую руку ипроговариваешь слог са, левой ногой наступаешь на следующий след, одновременнолевой рукой показываешь класс, вытягивая вперёд руку и проговариваешь слог за,и т.д.
3. Уточнениеартикуляции звуков [С] и [З]
Логопед: Возьми,пожалуйста, зеркало и произнеси звуки [С] и [З]. Расскажи, в каком положении находятся рот, губы и зубы при произнесении звука [с] и [з]
Губы– «улыбаются».
Зубы– сближены или сомкнуты – «заборчиком».
Язык– кончик упирается в нижние передние зубы.
Тольков чем разница между звуками [с] и [з]?
При произношении звука [с] голосок спит. При произношении звука [з] голосок просыпается.
4. Работа над выработкой плавной, длительнойвоздушной струи
( программно-дидактический комплекс — «Логомер2»)
Логопед: Нашим гостямстало немного жарко. Чтобы их охладить я предлагаю тебе поиграть в игру накомпьютере. Она называется «Снежинки». Посмотри, пожалуйста, на экран ивнимательно послушай задание. Тебе задание понятно?
5. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Проходя полесной поляне, снеговик и заяц любовались волшебной зимней погодой, смотрели,как падают снежинки. Давай выполним гимнастику для язычка и украсим снежинкамилесную полянку. Летит первая снежинка, лови её, прикрепляй. Какое первоеупражнение ты будешь выполнять, и т.д. Молодец, ты прекрасно сделала гимнастикудля язычка.
6. Игра « Кулачок — ребро»
Логопед: Снеговику изайцу так понравилось с тобой играть, что они придумали для тебя оченьнеобычное задание. Перед тобой лежат картинки, в названиях которых есть и звук [с],и звук [з]. При проговаривании слов со звуком [с] ладони сжимаешь в кулак, Припроговаривании слов со звуком [з] ставишь ладонь ребром. Какая ты молодец, тыпрекрасно справилась с заданием
7. Игра «Весёлые пальчики»
Логопед: Я думаю, что новое задание тебе очень понравится.Игра под названием «Весёлые пальчики». Слушай внимательно задание. Положи своиладошки на нарисованные. Обрати внимание, что каждый пальчик окрашен вопределённый цвет. Называй предмет, изображенный на карточке, и поднимайпальчик, соответствующй цвету кружочка под предметом.
8. Игра «Подели слова на слоги»
Логопед: Снеговик и заяц не верят, что ты умеешь делитьслова на слоги. И предлагают тебе игру «Подели слова на слоги». Называешь словопо картинке, делишь по слогам и крепишь картинку под цифру, соответствующуюколичеству слогов. Слева представлены схемы способов деления слов на слоги. Перваясхема: хлопаем в ладоши на каждый слог и считаем их количество. Вторая схема:приблизь ладошку к подбородку. Медленно проговариваем слово, сколько разподбородок коснулся ладошки, столько слогов в слове. Третья схема: слово можнопрошагать. Произносим слово, шагая на каждый слог, считая количество слогов.
9. Игра «Лепим мы снеговика»
Логопед: Мы сейчас отдохнеми покажем нашим героям, как в детском саду лепят снеговика.
Снег пушистыйнагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком большой –фонариками рисуем большой круг, приседая
И ещё раз нагребаем – по очереди движенияобеими руками к себе
Лепим, лепим ком другой –фонариками рисуем поменьше круг
Лепим ручки – ручками лепим пирожок
Лепим ножки – ручками лепим пирожок
Чтобы бегал по дорожке – бег на месте
Лепим глазки – указательными пальцамипоказываем по очереди глаза
Лепим бровки – показываем брови
И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другую.
10. Игра « Разложи снежки»
Логопед: Мила, ты готова к следующему заданию? Перед тобойдва ведёрочка и снежки. Называй картинки, если в слове стоит звук [с], правойрукой кидаешь снежок в синюю корзинку, а если стоит звук [з], левой рукой кидаешьснежок в зелёную корзинку. Понятно задание?
11. Игра «Три снежинки»
Логопед: Мила, тебя ждёт заключительное задание, оченьувлекательное. Его придумали наши герои. Тебе предлагается определить местозвуков [с] или [з] в слове. Перед тобойрасположены три снежинки. Здесь и спряталсь звуки [с] или [з]. они могут стоять в началеслова, в середине слова, в конце слова. Слушай внимательно слова, называйнужный звук и определяй его место в слове. Тебе задание понятно?
III.Итогзанятия
Логопед: Милана, наше занятие подошло к концу. Тыбольшая умница. Какие звуки ты сегодня училась различать. Мила, тебепонравилось сегодняшнее занятие. Какие задания для тебя оказались болеесложными? Наши гости остались очень довольны. Им пора уходить, но на памятьснеговик и зайчик дарят тебе……До свидания. (ребёнку вручается поощрение)
Источники:
1. http://doshkolnik.ru/logopedia/9279—q-q.html
3.https://multiurok.ru/files/otkrytoe-logopedicheskoe-zaniatie-s-elementami-log.html
4. https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-snegovika-dlya-detej-45-luchshix.html
5. https://pozdravok.com/scenarii/konkursy/zagadki-pro/snegovika/
6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/02/01/didakticheskaya-igra-vesyolye-palchiki
