Конспект логопедического занятия поавтоматизации звука [з] в прямых слогах, словах со слогом ЗА.
Задачи:
1. Образовательная: автоматизация звука [з] в прямых слогах, словах.
2. Коррекционные:
· закрепитьнавыки правильного произношения звука [з] в прямых слогах, словах;
· развиватьартикуляционную и мелкую моторику;
· развиватьфонематический слух;
· развиватьречевое дыхание;
· развиватьчёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
· закрепитьумение определять место звука в слове;
· развивать внимание,память, мышление;
4. Воспитательные:
· формироватьположительную мотивацию на занятии;
· воспитыватьнавыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: рисунок комаров, карточкидля индивидуального выполнения, схема звуков.
Ход занятия
1.Организационныймомент.
Логопед.
Мысюда пришли учиться,
Нелениться, а трудиться.
Работаемстарательно,
Слушаемвнимательно!
2. Сообщение темызанятия
-Ребята, предлагаю вам отгадать загадку
Не зверь, не птица,
А нос, как спица.
Летит — кричит,
А сядет — молчит.
Кто его убьёт —
Свою кровьпрольёт.
— Правильно, этокомар. Вот посмотрите на него. А если к нему прилетел ещё комар, то как мыскажем? (комары)
— Так вот, ребята, сегодня мы научимся петьпесенку комаров. Но для этого сначала подготовим наш язычок, выполним зарядку дляязычка.
3. Артикуляционная гимнастика
1.«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ,формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние,растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд,вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд.Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключениязубы не размыкались и не сдвигались.
2.«Лопаточка» (расслабление мышц языка,удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить нанижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3 – 7 сек.
Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать инатягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголковрта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточногонапряжения.
Язычок наш как лопатка
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
3. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языкуверхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойномположении при открытом рте под счет от 1 до 10. Внимание: Похлопывать языкгубами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем.4. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посерединеязыка).
Описание: Улыбнуться, положить широкий переднийкрай языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватныйшарик на противоположный край стола.
Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться нанижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х,т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Я послушный язычок
Превращаю в желобок.
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
4.«Чистим зубки» (научиться удерживать кончикязыка за нижними зубами). Описание: Улыбнуться, показать зубы,приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движенияиз стороны в сторону. Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки.Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краюзубов.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
5.«Горка» (научиться удерживать язык в положениинеобходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышцкончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языкаупирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5– 10 секунд.
Внимание: следите, чтобы кончик языка невысовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается,попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
4.Произношение изолированногозвука [з]. Анализ артикуляции звука [з].
-Итак, посмотрите как буду петь песенкукомарика.(логопед длительно произносит ЗЗЗЗЗЗ).
— Что делают губки, зубки и язычок, когдамы произносим звук [з]? (Губы «Улыбочкой», зубы «Заборчиком», язык упираетсяв нижние зубы.)
— А теперь возьмите зеркала и самипопробуйте спеть песенку комарика.Молодцы!!!
— Давайте посмотрим какой это звукгласный или согласный?
-Звонкий или глухой? Каким может бытьтвёрдым или мягким?
Правильно! А теперь, давайте поможемкомарику долететь до цветов( логопед раздаёт каждому картинку и дети вслухпроизносят звук З)
5.Знакомство с буквой З
— Вы знаете, что звуки мы слышим, а буквыпишем. Так вот звук З мы на письме обозначаем буквой З. (показать букву З )
— Теперь я хочу посмотреть запомнили ли выкак пишется буква З ( раздать каждому карточки)
— Для этого в карточках подчеркните тебуквы З , которые написаны верно. Правильные подчеркни, неправильные зачеркни.( на карточках буквы З перевёрнуты в другую сторону и правильно написанные)
6. Закрепление звука в слогах (чтение слогов)
За –зо- зу- зы
Зы- зу- за – зо
Зо – зы –зу – за
7. Развитие фонематического слуха( подбирают, обосновав свой выбор)
8. Придумывание слов, начинающихся на слогЗА. ( на доске схема)
— А сейчас , ребята, хочу чтобы выпридумали слова, которые бы начинались со слога ЗА ( дети придумывают и всевместе проговаривают)
9. Оценка речевой деятельности .
— Вы прекрасно сегодня занимались,правильно научились произносить песенку комарика [З].
Логопед. Предлагает ребёнку поведать о своём настроении в конце урока.
|