Конспект логопедическогозанятия по коррекции оптической дисграфии
у учащихся 2класса по теме
«Дифференциация букв ж-х всловах, предложениях»
Цели занятия:
— учить выделять «опорные» признаки букв ж-х; соотноситьзвук с соответствующей буквой;
— закреплять связь между фонемой-артикулемой-графемой-кинемой;
— упражнятья в конструировании букв;
— дифференцировать оптически сходные буквы х-ж всловах, предложениях;
— развивать мелкую моторику, зрительный гнозис ипраксис, тактильное восприятие;
Оборудование: презентация, зашифрованные слоги,предметные картинки со звуками ж и х, коробочки с песком, дидактическийматериал к игре «Цветные слова», пять комплектов элементов букв Ж, Х для конструирования.
Ход занятия.
I. Оргмомент.
Упражнение на посадку. Сюжетнаякартинка «Художник» (слайд 1).
— Сядет тот, кто назовёт по картинке предмет, вназвании которого есть звуки Ж, Х.
2
II. Основная часть.
1. Характеристика звуков Ж, Х.
— Чем сходны звуки ж, х? (оба согласные)
— Назовите признаки, отличающие один звук отдругого?
(звук х может произноситься твёрдо и мягко, звук ж –только твёрдо;
ж – звонкий, х – глухой; ж — парный, х – непарный).
Логопед обобщает ответыдетей, показывая слайд № 2
2. Соотнесение звуков Ж, Х с буквами.
— Звук Ж обозначаем буквой Же, звук Х – буквой ха. Логопед вытавляет буквы Ж, Х на доску.
3. Сравнение букв.
— Что общего в написании этих букв? (полуовалы,направленные в левую и правую стороны)
— В чём различие? (у буквы Ж есть молния между овалами, у Х -нет)
— Выложите букву Х из элементов. Переконструируйтебукву Х в Ж.
— Сколько элементов у буквы Х? (2) (обозначим //полосочками)
— Сколько элементов у буквы Ж? (3) (обозначим ///полосочками)
4. Игры с буквами.
— Напишем букву Х в воздухе, букву Ж в воздухе. Дети пишутбуквы в воздухе вместе с логопедом.
3
— Назови букву, которую напишет тебе сосед сначалана ладони левой руки, а затем правой руки. Тот, у которого пишут на ладони закрываетглаза и отгадывает написанную букву.
— Напишем буквы Х и Ж в коробочке с песком.
5. Сообщение темы и целей занятия.
— Сегодня мы продолжим работу с буквами Х-Ж.
— Запишите в тетради число и тему занятия.
6. Определение места звуков Ж, Х в слове.
— Посмотри на картинки, начерти графическую схемуслова и покажи место дежурной буквы (картинки: хлеб, урожай, подсолнух,баклажан, орехи, снежинки, слайд № 3).
Проверка – (слайд № 3).
7. Дифференциация букв Ж-Х в слогах, словах.Работа у доски.
Ученикам предлагается прочитать зашифрованныеслоги, назвать предметные картинки, соотнести зашифрованный слог с нужнойкартинкой.
На доске заранее выставлены слоги – ///а, но///,///и, //а, ша//, //ар, ту//, ///ок и предметные картинки: пижама,ножницы, ножи, халат, шахматы, холодильник, петух, флажок.
Вызванные к доске учащиеся соотносят слоги скартинками. Логопед предлагает записать слова в тетрадь в два столбика: впервый с буквой Ж, во второй с Х.
Проверка. Прочти слова.
4
8. Игра «Узнай по тени».
— Назови теневые фигуры: жаба,ежик, черепаха, муха (слайд № 4) .
— Назови предметы в порядке возрастания по ихреальной величине (муха, жаба, ёжик, черепаха).
9. Игра «Цветные слова»
— Составь эти слова из букв по схеме.
В геометрических фигурах прячутся буквы. Выберифигуру нужного цвета и формы и получи слово.
— Прочтите слова, которые вы сейчас составили(дети читают слова у доски).
— Сядьте на свои места и запишите слова попамяти. (логопед убирает картинки).
— Подчеркни дежурные буквы соответствующимколичеством полосочек.
10. Дифференциация букв Ж-Х в словосочетаниях.
— Прочитайте слова, записанные в 1и 2 столбиках.
— Из слов составь и запиши словосочетания,соединяя слова из столбиков по смыслу.
холодный рубаха
живые охотник
находчивый хвоя
жёлтая дождик
пахучая ужи
5
— Устно составь предложение с данными словосочетаниями.
Проверка, слайд № 5.
11. Дифференциация букв Ж-Х в предложениях.
— Вставь дежурные буквы. Прочти предложения.
.итрый .омяк .отет .алвы.
.ёлтая .аба .уёт .вачку.
— Запиши предложения по памяти. Помогут вам в этомкартинки (слайд № 6).
6
Проверка – слайд № 7.
III. Итог занятия.
— Ребята! Сегодня вы молодцы!