Конспекторганизованной образовательной деятельности
с детьми среднегодошкольного возраста
по развитию речина тему: «Рассказывание по набору предметов»
(составлениерассказа по набору предметов с помощью модели)
Анна АнатольевнаБыкова, воспитатель
СП «Детский сад»пос. Ясный
МБОУ «Ясненская СШ№7»
Цель: развитиесвязной речи детей среднего дошкольноговозраста.
Задачи:
Образовательные:
1.Упражнять в составлениирассказа по набору предметов, опираясь на модель.
2.Упражнятьв словообразовании существительных.
3.Учитьпроизносить звук [ч]
Развивающие:
1.Развиватьпсихические процессы: память, воображение, внимание, наглядно-действенноемышление. Совершенствовать коммуникативные способности.
2.Обогащать словарный запас детей ( пример: Таня-Танечка)
Воспитательные:
1.Формироватьу детей умение называть ласково друг друга по имени, доброжелательное, терпимоеотношение к другим детям, умение замечать настроение другого, передаватьигрушку аккуратно другому ребёнку (педагогу).
2. Приучать детей к выполнению элементарныхправил поведения.
Предварительная работа: рассматриваниекартинок из серии «Посуда». заучивание физминутки, проговариваниечистоговорки,
Оборудование: Кукла, игрушка-чебурашкадля игры, предметы посуды: тарелка, блюдце, стакан, сахарница, конфетница,салфетница, сухарница; продукты: сухари, сахар, конфеты; салфетки; схема-модельдля составления рассказа, указка.
Активизация словаря: образование существительных:сухарница, сахарница, салфетница, конфетница. Образование ласковых имён созвуком [ч].
Ход: Звенит колокольчик.
Воспитатель: — Колокольчик мой звени, вкруг ребят всех позови!
— Ребята, какой день сегодня хороший,солнечный, а у вас настроение хорошее?
— И у меня хорошее, и я приглашаю васпройти и присесть на стульчики, у нас гости. (Воспитатель предлагает сестькрасиво, спинка как «тростинка)
— К нам сегодня пришла в гости девочка,давайте с ней познакомимся. (Воспитатель вносит куклу). Её зовут Таня. Таняпросит вас помочь ей.
Послушайте историю про куклу Таню.
Таня с мамой пошли в магазин и купилисухари, сахар, конфеты и салфетки.
Дома Таня стала накрывать на стол, давсё перепутала, положила: сухари в тарелку, сахар и конфеты – в блюдце, асалфетки в стакан.
Увидела мама, покачала головой.
— Что же не так сделала Таня?
— Для чего нужна тарелка? (Есть суп)
— Для чего нужен стакан? (пить молоко,напитки)
— Для чего нужно блюдце? (ставить нанего чашку, чтоб не испачкать скатерть).
— Ребята, Таня не знает, куда положитьпродукты, а вы знаете? Давайте её научим, что куда нужно положить, ведь длятаких продуктов нужна специальная посуда.
— Например хлеб кладут в хлебницу, акуда кладут сухари?(В сухарницу)
— Куда Таня должна положить сахар? (Всахарницу)
-А конфеты тогданужно положить?( В конфетницу)
— А куда мы положим салфетки? (Всалфетницу)
(Воспитатель сопровождает рассказ действиямис предметами: расставляют посуду, раскладывают продукты и салфетки правильно)
— Давайте повторим сухари-в сухарницу,сахар- в сахарницу, конфеты- в конфетницу, салфетки –в салфетницу.(Хоровые ииндивидуальные проговаривания). (Занятия по развитию речи в детском саду.Под редакцией О.С.Ушаковой)
-Ребята, оказывается есть многопродуктов, для которых есть специальная посуда, я предлагаю вам поиграть в игру: «Где живут продукты?»
(Воспитатель объясняет детям, что у каждого продуктаесть свой домик и просит угадать детей название домика, кидает мяч ребёнку, называя продукт, аребёнок должен кинуть мяч воспитателю и назвать посуду для этого продукта).
Сахарживет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).
Сухариживут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).
Перецживет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).
Кофеживет в…. (кофейнике). Селедка живет в..(селедочнице).
Конфетыживут в.. (конфетнице). Салат живет в..(салатнице).
(СмирноваЛ.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет)
-Молодцы ребята, всё правильно назвали,хоть и трудное было задание, но вы справились.
-Давайте отдохнём немного!(Физкультминутка)
(Детисопровождают стихи имитацией всех движений).
-Чок-чок-чок,
Ручкина бочок,
Девочкии мальчики
Прыгаюткак мячики.
Ножкамитопочут,
Веселохохочут.
-Присаживайтесь на свои места. Сядьтекрасиво, спинка как «тростинка».
-А сейчас вы попробуете сами рассказатьпро Таню, вам поможет составить рассказ вот такая подсказка (воспитательвыставляет схему-модель).
-Послушайте ещё раз.
Таня с мамой пошли в магазин и купилисухари, сахар, конфеты и салфетки.
Дома Таня стала накрывать на стол, давсё перепутала, положила: сухари в тарелку, сахар и конфеты – в блюдце, асалфетки в стакан.
Увидела мама, покачала головой, исказала: сухари нужно положить в сухарницу, сахар -в сахарницу, конфеты -вконфетницу, а салфетки -в салфетницу.
(Воспитатель вызывает трёх детей, ипредлагает первому ребёнку рассказать начало, второму ребёнку -середину, атретьему — конец рассказа. Затем другие дети повторяют рассказ ещё раз. )
— Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием.
— А сейчас послушайте чистоговорку:
—Чебурашка чашку чая черепашкеналивает.
— Какой звук чаще всего в ней слышится?(Звук [ч])
-Правильно. Послушайте новую историю овесёлом язычке.
Однажды язычок увидел паровоз., которыйехал и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песню. Он поднялкончик языка вверх, сделал шаг назад в своём домике, и стал стучать в потолок. Онпустил тёплый ветерок и у него получилось : «ч-ч-ч-ч».
Давайте и мы с вами споём такую песню.(Хоровые и индивидуальные произношения)
-А сейчас сядем в поезд и поедем с этойвесёлой песней. Я буду паровозом, а вы вагонами. Поехали.
(Поезд едет, и дети встают вкруг наковрике)
-Ребята, садитесь на коврик вкруг. Япредлагаю вам поиграть в игру : «Назови ласково». Таню мама называет ласково Танечка. Мыбудем передавать друг другу чебурашку, и называть друг друга по имени ласково,можно обнять, погладить того, кому передаёте чебуроашку, но чтоб слышался звук [ч].Я начну…Валя – Валечка и т.д.
— Хорошо, и с этим заданием высправились, молодцы
Рефлексия.
-Ребята, Тане очень понравились ваши рассказы, игры, атеперь вы подумайте и покажите Тане, если вам всё понравилось, и всё получилосьвыполнить, встаньте и потянитесь высоко высоко вверх, а если не оченьпонравилось, и вы справились с моей помощью, тогда вы сядете на стульчик.
В конце занятия Таня благодарит детей за помощь,угощает детей конфетами и прощается.
Приложение1
