Слагаемые.Сумма
Конспектурока по математике
в 1 «А»классе
Цель урока:
• познакомитьс терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма»;
• закрепитьумения прибавлять и вычитать по 1, по 2;
• активизироватьмыслительную деятельность, развивать логическое мышление, усидчивость;
• пробуждатьинтерес к предмету через дидактическую игру, логические задания;
• прививатьлюбовь к математике.
Задачи:познакомить с названием компонентов и результата в действии сложения; учитьустанавливать взаимосвязь между изменением компонентов и результатами действиясложения; развивать навыки счета.
Планируемыерезультаты образования:
Предметные:знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними;умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
Метапредметные(критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий –УУД):
Регулятивные:выполняют действия по предъявленному алгоритму, высказывают своё предположение(версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные:перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такиематематические объекты, как числа, числовые выражения.
Коммуникативные:доносят свою позицию до всех участников образовательного процесса – оформляютсвою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения илинебольшого текста).
ЛичностныеУУД: стремятся самостоятельно осваиватьосновы математических знаний, понимают ценность труда и упорства какестественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.
Оборудование: карточки с числами в пределах 10, , таблица, накоторой написан пример на сложение: (3 + 2 = 5) и обозначены слагаемые и сумма,цветик-семицветик.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель :
— Вспомним правила поведения на уроке.
Учитель: А урок у нас какой?
Ученик: Математика.
Учитель проверяет готовность детей к уроку:
— Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки,
А девиз у нас такой : « Всё, что нужно, под рукой»-учебник, тетрадь, ручка.
2. Актуализация знаний
1.Учитель: Математику называют царицей наук, потому что нет такойпрофессии, где бы ни применялись знания математики. А чему мы научились науроках математики? (Ответы детей).
Учитель:
— А вот сейчас и проверим, чему же вынаучились, помним про правило поднятой руки.
2. Устный счёт.
А) Задачки для смекалистых
-Сколько хвостов у 7 котов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько ушей у 5 малышей?
-Сколько ушек у 3 старушек?
Б) Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которыхполучает карточку с числами от 1 до 10. Дети должны быстро построиться попорядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились ребята?
Учитель: Назовите соседей числа 3, 8, 5
Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7,2,6.
Учитель: Назовите число, следующее за числом 8,4.
Учитель: А кто из ребят держит число, следующее зачислом 3?
на 1 больше числа 5
предыдущее числу 9
на 2 меньше числа 4
Учитель:
— Молодцы, ребята. Вы многому научились науроке математики. Хорошо знаете числовой ряд. А умеете ли вы считать?
В) Игра «Ромашка»-выходят по одному ученику, отрывают лепесток ,называют ответ в примере.
3. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Изучение новой темы
1.Постановка темы и цели урока.
Учитель:
— Ребята, вы многому научились на урокахматематики.
А чему бы вы ещё хотели научиться? (Ответыдетей).
Учитель
Имена,имена, имена…
В нашейречи звучат не случайно.
Какзагадочна эта страна,
Так и имя- загадка и тайна.
— Вы прослушали стихотворение. О чём оно? (Обименах).
Оказывается, у чисел тоже есть имена. Давайтепоставим цель урока (узнать, как называются числа)
Учитель:
— Посмотрите ещё раз внимательно на ромашку.Что общего во всех выражениях ? (Ответы детей)
— Действие сложение. (Открывается серединка уромашки)
Учитель:
— Мы на уроке узнаем, как называются числа при…. (дети добавляют) сложении.
2. Работа с учебником
— Откройте учебник настранице 86.
— Рассмотрим картинку.Кто на ней изображён? Давайте придумаем имена мальчику и девочке.
— Что они строят? Изскольких кубиков состоит башня девочки? Башня мальчика?
— Откройте тетради.Найдите рабочую строку и поставьте точку.
3.Минутка чистописания-3, 2, учитель показывает на доске.
4. Продолжение работы поучебнику
— Посмотрите на движениерук ребёнка. Как вы думаете, что они хотят сделать со своими башнями? (Составитьиз двух одну)
-Можем ли мы записать этодействие математически?
— Почему выбрали именносложение? (Дети на картинке складывают)
— Итак, какое же действиезапишем?
(3+2=5)
— Мы уже вспоминали, кактакие выражения можно читать по-разному. Читаем вторым способом, используяслова «увеличить на…».
-В древнерусском языкеслово «слагать» означало «соединять». Люди слагали песни, стихи, т.е. соединялислова, чтобы получить какие-либо произведения.
— Мы с вами на урокахматематики тоже слагаем, соединяем числа. И числа эти получилисвои имена! Кто догадается, какие?
(Ответыдетей))
—Читаемпо учебнику название темы – слагаемые, сумма.
Учитель:
-Как же называются числа при сложении? (слагаемые, а результат сложения- сумма)
— Возвращаемся к нашемувыражению.
3+2=5- вывешивается табличка
— Сколько чиселскладываем? Назовите их.
— Как мы теперь их будемназывать?
3 – слагаемое
2 – слагаемое
— А что же такое 5? Этосумма.
(Хором проговариваемвыражение, называя компоненты).
5.Физкультминутка
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотримвправо.
• Поворот налево плавный (поворотыкорпуса в стороны)
Поднимем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
(По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях)
Наклоняемся до пола,
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
(Наклоны вперёд-назад, вправо-влево).
От души мы потянулись
(Потягивания – руки вверх и в стороны)
И за парты вновь вернулись. (Дети садятся за парты).
4. Закрепление изученного
1.№1с.86
-Что изображено на первом рисунке? (кружочки)
-Какие кружочки? (синие и жёлтые)
-Сколько синих кружочков? (4), жёлтых? ( 2)
-Какой вопрос поставим, рассматривая рисунок? (Сколько всего кружочков?
-Прочитаем выражение под рисунком: 4+2= — разными способами
-Аналогичная работа со вторым рисунком
2.Работав тетради на печатной основе – стр. 32 №1
Учитель:
-Внимательно посмотрите на числовые выражения. Что их объединяет?
-Во всех выражениях выполняется действие сложения.
-Прочитаем задание к упражнению.
(Подчеркниравенства, в которых пропущены слагаемые. Вычисли)
Читаемпервое выражение, называя числа новыми именами. Выполняем упражнение скомментарием.
№2– самостоятельно. Проверяем в парах.
5.Подведениеитогов урока
-Какие математические термины вы сегодня узнали?(слагаемые, сумма)
-Что называется слагаемым? (числа, которые складываем)
-Что называем суммой? (ответ и выражение)
-Ребята, давайте оценим свою работу.
Откройтететради в клеточку, кому на уроке было комфортно, всё понятно, получили новыезнания- рисуем улыбающееся солнышко;
-Кому не совсем понятно, кто затруднялся- солнышко, но оно не улыбается
— Кому трудно было на уроке- тучку.
-Кто нарисовал улыбающееся солнышко? Солнышко, которое не улыбается? Тучку?
Учительподводит итог урока, раздаёт детям улыбающиеся смайлики, а на обратной сторонесмайлика написаны термины: слагаемое, слагаемое, сумма.