МБОУ «Школа №65»
Конспектоткрытого урока
по
математике
«Путешествие вгород десятичных дробей»
5 класс
Составил:
учитель математики
Голикова Ольга Викторовна
г. Рязань
Тема: «Путешествие вгород десятичных дробей»
Пояснительная записка.
Данный урок проводится в рамках технологиидеятельностного подхода в обучении и предназначен для изучения новогоматериала по теме: «Понятие десятичной дроби. Чтениеи запись десятичных дробей».
На этапе актуализации опорныхзнаний, повторяются основные вопросы по теме: «Обыкновенные дроби»,необходимые для изучения нового материала.
В ходе выполненияисследовательской работы учащиеся формулируют самостоятельно тему урока, адалее правило записи десятичных дробей.
После знакомства с основнымитеоретическими сведениями по данной теме происходит закрепление изученногоматериала, применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.
На завершающем этапе урока ученики выполняют проверочную работу в виде теста, проводят самопроверку,оценивая свою работу по заданным критериям.
Рефлексия в конце урокапомогает определить уровень усвоения материала и поставить цели для дальнейшейработы.
Цели урока:
1. Предметные:
Ø Формированиепредставлений одесятичной дроби;
Ø Формированиезнаний и умений записывать и читать десятичные дроби;
Ø Представлять десятичную дробь ввиде обыкновенной дроби и обыкновенную дробь в виде десятичной дроби.
2. Личностные:
Ø Развитиеумений применять знания теории на практике, развитее навыков самоконтроля ивзаимоконтроля, самооценки и самоанализа учебной деятельности;
Ø Проявлятьинтерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения;
Ø Развитиевнимания, наблюдательности, мышления, интереса к предмету, математической речи;
Ø Формированиенавыков применения знаний в игровой ситуации.
3. Воспитательные:
Ø Воспитаниестремления к самостоятельной работе;
Ø Воспитаниекультуры умственного труда и культуры общения.
4. Метапредметные:
Ø Формировать умение определятьпонятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
Задачи урока:
Предметные(образовательные): способствовать формированию навыков применения полученных знанийна практике.
Метапредметные(развивающие):
—Коммуникативные:создать условия для развития коммуникативных умений.
—Регулятивные: создатьусловия для развития умений анализировать, делать вывод; для проявления инициативностии самостоятельности.
—Познавательные: создатьусловия для получения навыка работы с десятичными дробями.
Личностные(воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к предмету;умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую.
Планируемые результаты:
Учащиеся умеют читать изаписывать десятичные дроби; использовать полученные знания при решенииматематических задач.
Основные понятия: десятичная дробь,запись в виде десятичной дроби частного.
Тип урока: урок – путешествие.
Формы организации познавательной деятельностиучащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиямидля закрепления материала, карточки с домашним заданием, карта рефлексии.
УУД: Л (личностные), П(познавательные),К (коммуникативные);Р (регулятивные)
Тема: «Путешествие вгород десятичных дробей»
Кто с детских лет занимаетсяматематикой, тот развивает мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость иупорство в достижении цели.
А.И. Маркушевич
(советский математик)
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент.
- Устный счет.
- Определение темы урока, целей и задач урока.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Итоги урока.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент, (2 мин).
Цель: Сконцентрировать вниманиеучащихся, настроить их на рабочий лад.
Здравствуйте ребята, садитесь!На урок к нам пришла красивая сказочная гостья Запятая. Она предлагает намотправиться сегодня в увлекательное путешествие по дороге новых знаний.
Давайте покажем нашейгостье, как мы умеем мыслить, думать, рассуждать на уроке.
Но для начала я васпознакомлю с нашей гостьей – путешественницей.
Сказка оЗапятой-путешественнице
Жила-была маленькая Запятая. Была она очень несчастная:ученики забывали ее ставить в предложениях, учителя снижали им заэто оценки. Ученики ворчали: «Какую-то запятую забылипоставить, а получили плохую оценку!» Все ее ругали, все от нее отмахивались, и она решила уйти из страны Грамматика в страну Математика. Долго дума думается, нобыстро дело делается. Перебралась Запятая в Математику, в город Натуральных чисел.
Как вы думаете, нужназапятая натуральным числам? (Нет)
II. Устный счет (примерызаписаны на доске – фронтальная работа), (5 мин).
1.Долго ходила Запятая поулицам большого города. Побывала на улице Сложения:все числа на этой улице были веселыми, кто-то с кем-тоскладывался, числа увеличивались, иногда достигая огромныхразмеров. На улице Сложения дома были высокими, книгиочень толстыми, деревья огромными.
Давайте вспомним, как мы складываемнатуральные числа:
515 + 346 = 861
Все числа были заняты только собой и необращали никакого внимания на маленькую Запятую. Поняла Запятая,что она лишняя на этой улице радости и веселья.
2.Перебралась Запятая на улицуУмножения. А там веселья еще больше, ведь действие умножениядает возможностьеще быстрее получать огромные числа. Числа на этой улице достигалиастрономических размеров.
Давайте вспомним, как мы умножаем натуральныечисла:
67 ·100 = 6700
На улице Умножения также не обратили вниманияна какую-то Запятую.
Загрустила Запятая: плохо, когда ты никому ненужна.
3.Перешла Запятая на следующую улицу— Вычитания. А там все ходили грустные, угрюмые. Кто же будет радоваться тому,если в любой момент могут что-то отнять? Аведь на улице Вычитания даже без согласиямогли вычесть изрядную часть числа.
Давайте вспомним, как мы вычитаем натуральныечисла:
1715 – 678 = 1037
Как вы думаете, нужна Запятая наулице Вычитания? Грустно стало маленькой путешественнице: никто не обращает на нее внимание. Решила Запятая подняться на холм, оглядеться.
4.Поднялась Запятая на вершинуи увидела перед собой нагромождение каких-то странных домов,деревьятоже имели странный вид. Поспешила путешественницав город спросить у жителей, почему у них такие странные дома. Подошла она к городским воротам и прочла надпись: «Город Обыкновенныхдробей».
Прежде чем впустить запятую в свой город охранники попросили еепомочь выполнить задание, данное королевой.
Запятая обратила внимание на знаменателиобыкновенных дробей.
— А, вы ребята, что-то заметили?
Согласны ли вы с тем, что в заданияхзнаменателями являются числа, записанные единицей и нулями, т.е. 10, 100, 1000 и т.д.? с такими дробями, как видно, часто приходится иметь дело в повседневнойжизни, выполнять над ними вычисления – подумала запятая.
Давайте вспомним, как складывать и вычитатьдроби с одинаковыми знаменателями:
![]() |
Запятаяв городе Обыкновенных дробей
Запятая внимательно огляделась.В этом городе были свои заботы: дома не достроены, деревья страннообрезаны: уодних не было верхушек, у других — боковых ветвей. Удивилась Запятая. На одном из домов увидела название улицы: «УлицаПравильных дробей». «Что еще за правильные дроби?» — подумалаЗапятая. А знаете ли вы, какие дроби называются правильными? (Дроби, у которых числитель меньше знаменателя.)
Дроби были важные,правильные-правильные. Они не любили общаться с неправильными дробями.
Почувствовала Запятая, чтоправильным дробям до нее нет дела, и решила пойти на улицу Неправильныхдробей. Эти дроби тоже считали себя исключительными. Неправильные дробине обращали внимания на Запятую. Загрустила путешественница.
Бедная маленькая Запятая! Она почувствоваласебя одинокой и решила вернуться в Грамматику. Там хоть ее не любили, но онабыла нужна. Пошла Запятая, куда глаза глядят.
III.Определение темы урока, (2 мин).
Перешла она по мостику через ручей и оказаласьна набережной, где встречались числа разных видов, из разных городов.
Запятая сразу заметила натуральные числа, а потомправильные дроби, неправильные дроби, и наконец, смешанные числа.
Итут ей стали встречаться странные числа. Числа как числа, но у каждого была запятая.Как вы думаете, какие числа встречались путешественнице? (Десятичныедроби.)
Запятая заторопилась, она почти бежала иперед заходом солнца увидела город Десятичных дробей.Обрадовалась Запятая — уж в этом городе я найду свое место.
Пока наша путешественница еще не знает, что такоедесятичные дроби?
А,побывав в окрестностях этого города, она узнает всё о десятичных дробях.
Каквы думаете, какова же тема нашего урока?
— А теперь откройте тетради и запишите число и тему урока «Путешествиев город десятичных дробей».
Сегодня на уроке вы сможете узнать, какчитаются и записываются десятичные дроби.
IV. Изучение нового материала, (15 мин).
Запятая в городе Десятичных дробей
МаленькаяЗапятая, устав от путешествия, попала вгород Десятичных дробей. Пройдя по главной улице, она очутилась в парке,который был разделен на несколько зон, имеющих свое название.
1 зона – Историческая справка (3 мин).
Около парка стоял Исторический музей,конечно же, запятая не обошла его стороной и узнала, что изобретение десятичныхдробей является одним из величайших достижений человеческой культуры (доклад«История возникновения десятичных дробей» — Анискина Виктория, учащаяся 5класса с презентацией).
Доклад.
Впервые понятие абстрактной десятичнойдроби возникло в 15 ст. Его ввел выдающийся математик и астроном ал – Кошив работе «Ключ к арифметике» (1427 г). Открытие ал – Коши в Европе стало известным только через 300 лет. Труды ал– Коши долго не были известны европейским ученым.
А подробность в упрощении вычислений сдесятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано сразвитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро иточно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, аспособ их записи в виде обыкновенных дробей не давал возможность это делать.
Ничего, не зная об открытии ал – Коши,десятичные дроби открыл второй раз, приблизительно через 150 лет, после него,фламандский ученый математик и инженер Симон Стевин в труде «Десятая»(1585 г).
Отделять целую часть от дробной предлагалипо – разному. Ал – Коши целую и дробную части писал в один ряд, хотя записывалразными чернилами, или ставил между ними вертикальную черту. С. Стевин дляотделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке. Принятую в наше времязапятую предложил немецкий астроном Й. Кеплер (1571 – 1630). В нашейстране, как правило, используется запятая, а в США и некоторых других странах –точка.
В России учение о десятичных дробях впервыевыдал Леонтий ФилипповичМагницкий всвоей « Арифметике» — первом российском учебнике математике. (1703 г)
2 зона – Определение понятия десятичной дроби, (2 мин).
Десятичныедроби читают также, как и обыкновенные, но с обязательным указанием целыхединиц (даже, если их «ноль»). При этом целая часть десятичной дроби отделяетсяот дробной части запятой. Например,
Правило: Если в десятичной записи числа использованы запятая (или точка), то говорят, что число записано в виде десятичной дроби.
Для краткости числа называют просто десятичными дробями.
Десятичная дробь – это новый тип числа? (Это новый способ записичисла.)
Способзаписи десятичных дробей является обобщением записи натуральных чисел.
Взаписи натурального числа значение цифры зависит от того, в каком разряде онанаходится.
Длязаписи десятичных дробей используют новые разряды, которые пишут справа отразряда единицы, поставив после него запятую.
Первый разряд после запятой – десятые доли (
Второй разряд – сотые доли (
Третий разряд – тысячные доли и т.д.
Отсутствиеединиц в разряде обозначается нулями.
Причтении десятичной дроби сначала называют её часть, стоящую до запятой сдобавлением «целых», а затем часть, стоящую после запятой, с добавлениемпоследнего разряда.
Вдесятичной дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько цифр в числителесоответствующей ей обыкновенной дроби.
Например, = 2,15
3 зона — Работа в парах, (3 мин).
Прочитайте числа и запишите их в таблицуразрядов (учащиеся работают в парах по Карточке №1).
4 зона – Десятичная запись чисел, (2мин).
Прочитайтеалгоритм десятичной записи чисел и проговорите его про себя (карточка салгоритмом находится у детей на столах).
Алгоритм десятичной записи чисел
Длязаписи дробей, имеющих знаменатель 1 с нулями, можно пользоваться следующималгоритмом.
1. Уравнять, если необходимо, числоцифр в числителе с числом нулей в знаменателе.
2. Записать целую часть.
3. Поставить запятую, отделяющую целуючасть от дробной.
4. Записать числитель дробной части.
Например,
5 зона – Представление десятичных дробей в виде обыкновенных инаоборот, (5 мин).
Десятичнаязапись числа указывает его целую часть, числитель и знаменатель. Поэтому любуюдесятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби (простой илисмешанной).
Например,
0,35 =
Приписываниеодного, двух и т.д. нулей к знакам, стоящим после запятой, не изменяетдесятичной дроби, т.к. является по сути умножением числителя и знаменателясоответствующей обыкновенной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
Например, 0,7 = 0,70 = 0,700 = …
9,8= 9,80 = …
Этоозначает, в частности, что натуральное число также можно представить в видедесятичной дроби, и при этом бесконечным числом способов.
Например,31 = 31,0 = 31,00 = …
V. Физкультминутка (разминочные движения), (2 мин).
1.Руки вверх, потянулись.
2.Руки вперед перед собой.
3.Руки в сторону.
4. Опустили руки.
5.Повороты головой.
6.Круговые движения головой.
7.Зарядка для кистей рук:
Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
VI. Закрепление изученного материала,(10 мин).
1. Работапо учебнику (5 мин).
Учащиесявыполняют задание по учебнику на с. 207 №797 (1 строчка: 1, 5, 9, 13) и с.208 №802 (1, 2, 3).
2. Прохождениетеста (тестлежит на столах у учащихся), (5 мин).
Итут маленькая запятая увидела озеро Неизвестности, ей оченьзахотелось перебраться на другой берег. Но для этого нашей Запятой нужно былоответить на вопросы теста. Давайте поможем нашей Запятой ответить на вопросы,предложенные в тесте.
Дети выполняют самостоятельно тест (индивидуальнаяработа)
Вариант-1 |
Вариант-2 |
1. Выберите из данных чисел десятичную дробь А) |
1. Выберите из данных чисел десятичную дробь А) 0; Б) 148; В) 3,067; Г) |
2. Сколько в числе 256,731 тысячных?
А) 7 3 1 0. |
2. Сколько в числе 546,7321 сотых?
А) 3; Б) 2; В) 7; Г) 1. |
3. Представьте число
А)14,016 ; Б) 14,0016 В) 1,416; Г) 14,008. |
3. Представьте число
А) 1,7013; Б)17,0013 В) 17,00013; Г) 17,13. |
4. Запишите десятичную дробь 5,340 в виде смешанного числа А) |
4. Запишите десятичную дробь 8,170 в виде смешанного числа А) |
5. Выразите массу дыни в кг : m = 1 кг 400 г
А)1,4; Б) 1,04; В) 1,2; Г) 1,004. |
5. Выразите массу дыни в кг : m = 2 кг 100 г
А) 2,1; Б) 2,01; В) 1,2 ; Г) 2,001. |
VII. Итог урока (1 мин.)
Шло время, Запятая постепенноосваивалась среди десятичных дробей. Онарешила сама во всем разобраться, поэтому постоянно за всем внимательно наблюдала, конечно, многое ейеще было непонятно.
Вотподошел к концу наш урок. На протяжении всего урока мы выполняли разнообразныезадания.
- Какие цели мы ставили на урок?
- Мы выполнили поставленные цели?
- Какое задание вам показалось самым трудным?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
- Что нового «открыли» вы для себя на уроке?
- Как вы думаете, над чем, каждому из вас следует потрудиться?
VIII. Рефлексия (2 мин).
Ребята,спасибо вам за работу! Без помощи и поддержке друг друга мы не смогли быдостичь цели. Я очень довольна вашей работой на уроке!
Ребята, давайте теперь посмотрим, с каким настроением выработали сегодня на уроке, и подарим это настроение жителям города «Десятичныхдробей». В городе «Десятичных дробей» есть Карта Успеха, давайте на нейразместим свое настроение (учащиеся приклеивают свои «смайлики»: веселые игрустные, в зависимости от настроения, которое они получили на уроке, на КартуУспеха в городе «Десятичных дробей»).
Вот и закончился урок, но путешествие запятой в городедесятичных дробей продолжается.
В этом путешествии вы узнаете еще много нового. Научитесьскладывать, вычитать, умножать и делить десятичные дроби. Я надеюсь, что любаязадачка с десятичными дробями будет вам по плечу!
IX. Домашнее задание на карточках (карточкилежат на столе у учащихся), (1 мин).
Ребята!Сегодняшний урок хочу завершить следующими строчками:
Уроксегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К успеху в жизни приведут!
Спасибо,вам ребята, за этот урок!