X-PDF

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком» во 2 классе МБОУ «Вишенская СШ» Учитель: Усенова Э.К..

Поделиться статьей

 

 

Картинки

Конспект

открытого урока

по русскому языку

по теме:  «Правописание слов с разделительныммягким знаком»

во 2  классе

МБОУ «Вишенская СШ»

Учитель: Усенова Э.К..

 

 

 

 

 

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком » во  2 классе.

Типурока:  урок открытия нового знания

.

Планируемые результаты обучения:

Планируемые результаты

·       Предметные:

·       Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкогознака на конце и в середине слова;

·       Закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак;

·       Сформировать умения различать две функции мягкого знака:разделительного и показателя мягкости;

·       Обогащать словарный запас учащихся.

Метапредметные:

личностные действия

·       навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

·       мотивация к творческому труду, к работе на результат.

 регулятивныедействия

·       ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  иусвоенного материала;

·       умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определятьнаиболее эффективные способы достижения результата.

познавательныедействия

·       активное использование речевых средств для решения коммуникативныхи познавательных задач

·       логические действия, установление аналогий и причинно-следственныхсвязей, построения рассуждений.

коммуникативныедействия

·       готовность слушать собеседника и вести диалог;

·       излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·       участвовать в групповом обсуждении.

Личностныерезультаты:развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления,доброжелательности

Методы обучения: частично -поисковый, элементы проблемного метода

 

Формы организации: индивидуальная,фронтальная, групповая, парная

 

Оборудование: учебник, проектор,   карточки

 

 

 

 

 

 

 

Ходурока.

I Организационный момент.

        Выумные? (умные)

        Выдружные? (дружные)

        Вывнимательные? (внимательные)

        Выстарательные? (старательные)

        Выучиться любите? (любим)

-Пожелайте друг другу  успехов и скажите: «Я буду внимательным! Я будустарательным! Я буду думать, размышлять и у меня все получится!


 Психологическийнастрой.

  Давайте улыбнемся и скажем друг другудобрые слова.

      Улыбка – это залогхорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошеенастроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций ихорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

 

Нашурок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:

             Вселенная  освещается  солнцем,   а человек – знанием.

— Акакие знания мы получаем на уроках русского языка?

— Чемуучимся?   ( Познаём тайны русского языка.)

Исегодня нас ждут новые интересные открытия.

Откроемнаши тетрадочки и запишем сегодняшнее число и Классная работа.

 

          Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!» (слайд 1)

   Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

  Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания?

 Тогда  настоящие исследователи отправляются в путь.

II. Формулированиепроблемы, планирование деятельности. 

 

— Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)

Чтоза буква, кто узнает?

Звукане обозначает,

Можеттолько показать

Каксогласную читать. ( мягкий знак)

1)   Созданиепроблемной ситуации. (фронтальныйопрос).

-Сравните предложения:

Птицы совершают полёт.

Скоро пол…ёт дождь.

 

(слайд3)

-Смысл какого предложения вам не понятен?  (второго)  Предположите, чтонеобходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если даютправильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли вашепредположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе урокеответить на данный вопрос)

-Откройте учебник на стр.  31  и назовите тему урока.

 

Тема:Разделительный ь.(слайд 4)

–попробуйте сформулировать задачи урока

1.Узнать,когда пишется разделительный ь?

2.Научитьсябез ошибок писать слова с разделительным ь.

Вернёмся кнашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.

Слайд 5

— Назовёмпо порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Чтопроизошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

–Предположите, какая роль  у ь знака в этих словах?                                                                                                             (Разделяет буквы гласных  и буквы согласных) .

 -А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)

-Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознаватьразную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.

 

III. Формирование новых знаний

 

Послесогласных—  Разделительный ь знак — Перед гласными е, ё, ю, я, и.

Это важноеоткрытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

Чтобы быстреезапомнить правило выучим стихотворение:

Слева от меня -согласный,

Справа- е,ё,и,ю,я,

Чтобыне было слиянья,

Разделитеих, друзья!

1.     Чистописание

Понаблюдаем забуквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.

Какую работувыполняет Ь в буквосочетаниях  нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)

Пропишите эти буквосочетания.Найдите в    орфографическом  СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями изапишите по одному слову на каждое сочетание букв.  

Какуюроль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишитеэти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).

Делаемвывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)

 

IV.Физкультминутка  Игра  «Будьте внимательны» (слайд 7)

Встали  околопарт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мыприседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2раза.

Листья,  семья, деньки, прутья,   камень,  стулья , метель, вьюга,  пень, счастье,  олень,пальто, веселье .

— Молодцы,вы были внимательны .

 

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— А сейчас настало время применить полученные знания при выполненииразличных заданий.

 

Задание 1 (работа в парах — карточка)

 

 Распределите слова на две группы.

Проверяем:

Варенье                        пальцы

Ружьё                            рельсы

Вьюга                           мальчик

Братья                          коньки

Ручьи                            пеньки

 

Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказкиАлексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра.Догадайтесь, кто это? (Пьеро).  (слайд 9)

 Костюм   у  Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словамантонимы, т.е. слова с противоположным  значением.

 

 Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма,  болезнь – здоровье; скука –веселье, враги-друзья,  вред-польза). (слайд 10)

 

 Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным  Ь.

.

YI.Самостоятельная работа по вариантам.      (слайд)

1.     Проверим,как вы научились не  только распознавать слова с  разделительным мягким знаком,но и правильно их писать.

Прочитайте слова:   Лист-я, мурав-и, яблон-я, в-юга, Кат-я, врем-я.

[й’а]   [й’и]     й’у]    [а]

Задание:    Запишитеслова по вариантам.

1 вариант – сразделительным мягким знаком.

2 вариант – слова без  мягкого знака.

Рядом  со словом напишите,  какие звуки  обозначает  гласная буква.

—  Проверка по вариантам. Какиеслова вы выписали?   (слайд)

— Докажите.

   −       Сегодня вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о разделительноммягком знаке. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на свои вопросы сами?

2..  Работав группах.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Внимание на экран.           

Слайд  

– Эти детишкиулыбаются, они веселы, наверное, потому, что они друзья.

– Почему  хорошоиметь друга  или друзей?

– Сейчас вы будетеработать  группах. Будьте дружны, помогая друг другу. Организаторам  выдаютсялистки-задания. В группе выбирают спикера.

Заменитесловосочетания на каждой строке 1-м словом с разделительным Ь.

·       Снежная буря   — вьюга

·       Мама, папа, дети – семья

·       Ягоды, сваренные в сахаре – варенье

·       Дом, жилище – жильё

·       Домики для пчёл – ульи

·       Когда улетают лебеди?  -осенью

 

–  Выступает отгруппы спикер.

– Докажите, что правы вы. Где же пишется разделительный Ь?

Перед е, ё, ю, и, я

Я в корнях стою, друзья.

После согласного

Перед хитрой гласной.

– А выпочувствовали в работе плечо друга?

5)  Работапо учебнику.

Выполним его поучебнику с.35,  №60.

Выполняемписьменно . Обоснуйте свой ответ.

Cпишите, вставляя  пропущенные буквы  и подходящие  по  смыслу  слова.

1)     Учен..е —  свет,  а  …..  —  тьма.

2)      ……  познаются  в  беде.

Объясните   смысл  пословицы.  Найдите  в пословицах  антонимы. 

 

  Для слабых учащихся раздаютсякарточки 

Возьмитекарточку. Прочитайте задание.

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилосьпредложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на,снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную,вышел, полянку, олень

6.Рефлексия урока.

– Представьте, чтоя корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какойорфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое  знание открыли?

 (алгоритм написания разделительного знака)

Где же пишетсяразделительный Ь?

      Чтоудалось на уроке?

      Чтобольше всего понравилось?

      Чьимуспехам смогли порадоваться?

      Зачто можете себя похвалить?

      Чтобыло самым трудным?

– Я считаю, что высправились со всеми заданиями. (слайд 12)

 А что помогаловам в работе?

– А теперьвернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. (слайд 13)

Оцените своидостижения  при помощи «светофора»

«красный»Стоп!Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!

«жёлтый» Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!

«зелёный» — Атеперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

– Перед началомурока и я ставила цели. Я хотела, чтобы вам было интересно на уроке, чтобыурок  принес вам полезные знания в области русского языка, чтобы вам на урокебыло хорошо и спокойно. Я думаю, что я своих целей достигла.  (На доскепоявляется новая табличка)

Я рада завас! Спасибо за работу!

7. Тест.

У учащихсяна столах заранее приготовленные карточки с текстом теста.

Тестпроверяется после урока, анализируются ошибки, и планируется работа надошибками в течение следующих уроков.

                                                 Тест

1) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) после согласных

    б) после гласных

2) Разделительный знак (ь) пишется….

    а) перед согласными

    б) перед гласными

3) Разделительный знак (ь)…

    а) является показателем мягкости

    б) показывает, что согласный несливается с гласной

4) Подчеркни слова с разделительным мягкимзнаком

    а) соловьи

    б) огоньки

    в) Дарья

    г) стулья

    д) колокольчики

7. Домашнеезадание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

Карандашом  восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.

Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.

1.      сидит, на, снегирь, рябине

2.       птицы,  деревьях,  на,  гнёзда,  вьют

3.      на, лесную, вышел, полянку, олень

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет