Сценарий открытого урока по русскомуязыку во 2 «Г» классе
Учитель: Мартынова Ольга Васильевна
Дата: 18.01.2023 г
Что такое «Части речи»?
Цель: дать понятие о трехсамостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном,глаголе.
Планируемыерезультаты: учащиеся научатся называть в окружающем мире и на рисунке слова —названия предметов, слова — названия признаков, слова — названия действий;использовать специальную терминологию при их определении.
Оборудование: книги Т. Рик: «Здравствуйте,Имя Существительное», «Доброе утро, Имя Прилагательное» (М.: Самовар, 1996),«Здравствуй, дядюшка Глагол» (М.: ВАКО, 2012), иллюстрации к книгам или слайдыс иллюстрациями.
Ход урока
Проверкарабочего места
Осанка
— Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.)
— Почему люди однойстраны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык.)
— Каквы понимаете смысл пословиц? (Ответы детей.)
Языкдо Киева доведет.
Язык царствами ворочает.
— Назовите словарное слово вэтих пословицах. (Язык.)
Работа в тетради:
Запишите число , класснаяработа.
Минутка чистописания
Послушайте стишок иопределите какую букву мы будем прописывать.
Ежевику ел енот, широкоразинув рот. Ее
Словарь: ЯЗЫК
—Напишите слово, подчеркните в нем непроверяемую безударную гласную.
— Сколькозначений у этого слова? Назовите их.
Списатьпословицы и выделить главные члены предложения ( у доски ученик)
Язык царствами ворочает.
III. Самоопределениек деятельности
(Надоске записаны слова.)
— По какому признаку слова распределены в тристолбика?
(В первом столбике слова отвечают на вопросчто?, во втором столбике — на вопрос какой?, в третьем столбике — навопрос что делает?.)
— Что обозначают слова первого, второго,третьего столбика?
— Какую роль они играют в русском языке?
— Кто определит темуурока?
— Откройте учебник на с. 39. Какиесказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)
— Назовите вопросы, накоторые отвечают эти слова. (Кто?)
—Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к богатырю. (Смелый.)
—Прочитайте слова — названия признаков, относящиеся к Змею Горынычу. (Грозный.)
—Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться.)
—Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь. (Изслов.)
— Прочитайте задачи раздела.
Упр. 68 (с. 40).
(Выполнение в соответствии сзаданиями.)
— Прочитайте правило тетушкиСовы.
— Какие названия имеют частиречи?
Блок-схема (с. 41).
Мы отправляемся в путешествиепо стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик — ЮлькаАпельсинкина, Женька, Катюша и их учительница Светлана Даниловна[1].
—Рассмотрите схему на с. 41. Какие жители есть в этой стране? Как ониназываются одним словом? (Слова-названия.)
(Учитель читает отрывок обИмени Существительном и показывает рисунок волшебника.)
—Какой волшебный предмет был у Имени Существительного? (Волшебная палочка.)
(Учитель вывешиваетиллюстрацию к этому отрывку.)
— Вочто он превращался с помощью ее? (Он превращался в любые предметы.)
—Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы ониотвечают?
(Учитель читает отрывок извторой книги.)
—Каких слов много в речи Имени Прилагательного? (Много слов, отвечающих навопросы какая? какое? какой? какие?.)
—Какой волшебный предмет есть у этой части речи? (Волшебная кисть.)
— Чтопроисходило с предметами, которых касается кистью Имя Прилагательное? (У нихпоявлялись какие-то признаки.)
—Пройдем по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают именаприлагательные? На какие вопросы они отвечают?
— А теперь сходим в гости кГлаголу.
(Учитель читает отрывок из следующейкниги. Затем вывешивает иллюстрацию из книги.)
— Что волшебного происходит сдядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, он все время что-то делает.)
— Пройдем по третьей стрелкена схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?
— С какими жителями страныЧасти речи вы познакомились?
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качайте плечами.
Вы дотянулись мизинцем до пятки?
Если сумели — все в полном порядке.
VI. Закреплениеизученного материала
Упр. 69 (с. 41).
(Коллективное выполнение.)
Упр. 70 (с. 42).
(Выполняется в парах илигруппах.)
(Запись под диктовку.)
Льет сильный дождь.
—Напишите над словами, какую часть речи они обозначают. (Один ученик читаетпредложение орфографически, называет части речи. Класс проверяет и оценивает.)
— В какой стране вы сегодня побывали?
— Чем вам понравился урок?
— Что не получилось при проверкезнаний?
— Кому нужна помощь учителяили товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 71 (с. 42).