Тема: Прямоеи переносное значение слова.
ХОД УРОКА
С русским языком можнотворить чудеса!
К.Г. Паустовский
1. Организационный момент.
-Здравствуйтеребята. Проверили свою готовность на уроке.
-Напарте лежит пенал со всеми нужными принадлежностями.
-Также тетрадь и учебник.
2. Мотивация учебной деятельности
-Сегодня у насурок для самых активных ребят. Чтобы удачно справиться со всеми заданиями,нужно быть сосредоточенными и внимательными..
— Чему мы учимся на уроке русского языка? (Изучаембуквы, звуки и их характеристики. Составляем предложения из слов. Списываемслова и тексты. Пишем по диктовку. Изучаем разные правила и словарные слова.)
-Правильно. Не забываем наше правило посадки. Спинки держим ровно и руки лежаткрасиво.
3. Актуализация знаний
Слайд 1
–К нашему уроку я подобрала изречение известного русскогописателя Константина.Георгиевича.Паустовского.
– Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)
– Вот о чудесных свойствах русского языка, русского слова мы будем говорить науроке. – Послушайте отрывок из исторической миниатюры Валентина ПикуляБитва железных канцлеров.
– Я осмелюсь говорить на русском языке, – заявил Бисмарк, – когда освоюзначение вашего слова ничего. Русские при встрече на вопрос о жизниотвечают, что живут ничего. Сейчас, когда я ехал во дворец, ямщикна повороте Невского вывернул меня в сугроб, я стал ругаться, а он, отряхивалмою шубу от снега со словами:Ничего, барин, ничего – это … ничего, итолько!
– В каком значении употреблено слово ничего в первом случае? (Нормально,хорошо)
– В каком значении употреблено слово ничего в втором случае? (Ничегострашного не случилось)
– Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает данноеслово, называет; обозначение словом определенного предмета или явлениядействительности)
– А сейчас вам предстоит работа, которая предполагает проверку не только вашейграмотности, но и лексического запаса, эрудиции.
– Откройте рабочие тетради, запишите: число, классная работа..
Слайд 2
4. Орфографический диктант
Послушайте внимательно слова. Как только услышите слово ссочетанием ЧК,ЧН,НЧ,ЩН, ставьте на строчке крестик и постарайтесь это словозапомнить: МАСКА, БОЧКА, РЕЧНОЙ, КИСКА, МИСКА, РУЧКА, НОЧНОЙ, РЕЧКА, ПАЛКА,МОЩНЫЙ, ТРАВИНКА, СКУЧНЫЙ, ДЛИННЫЙ. Сколько слов с сочетаниями ЧК,ЧН,НЧ,ЩНпрозвучало? (7)
А теперь постарайтесь вспомнить слова с этими сочетаниями изапишите их правильно в тетради.
Слайд 3
5. Объяснение нового материала
Слайд 4
– Послушайте отрывок из стихотворения Снежная бабаизвестного детского поэта Саши Черного:
Воробьив кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух…[2]
– Как вы понимаете выражение васильковое небо?хороводы снежных мух?
– Эти выражения употреблены в прямом или переносном значении?
– О чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте сформулироватьтему урока. Прямое и переносное значение слова.
Слайд 5
– Запишите тему урока.
Слайд 6
– Прочитайте строки из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина:
Белкапесенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.[3]
– Объясните значение слова «золотые»? («Золотыескорлупки», то есть скорлупки из золота)
– Сравните употребление этого слова в Сказке о рыбаке ирыбкеА.С.Пушкина:
Втретий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
– Что значит «золотая рыбка»? (Жёлтая, похожая на цветзолота)
– На основе какого сходства поэт употребляет выражение золотаярыбка? (На основе сходства по цвету)
– Определите, в каком фрагменте слово употреблено в прямом значении? впереносном? (Слово «золотой» употребляется в прямом значении в «Сказкео царе Салтане», в переносном – в Сказке о рыбаке и рыбке)
– Какие цели мы можем поставить перед собой на уроке? Научиться различатьпрямое и переносное значения слов, уметь определять лексическое значениеслова (дети формулируют цели урока, учитель помогает).
– А также бережно относиться к слову, уважать родной язык.
Работа с рисунками
Слайды 7,8,9
– Рассмотрите эти занимательные рисунки.
– Подумайте, какое отношение они имеют к теме нашего урока.
Ученики рассуждают, анализируя изображения на рисунках, где слово употреблено впрямом значении, а где – в переносном значении.
6. Закрепление материала (работа у доски)
Слайд 10
– Запишите словосочетания, распределяя их в 2 столбика:
1) с прямым значением;
2) с переносным значением;
Высокое здание – высокие чувства, тяжелый чемодан– тяжёлыйхарактер, серебряный браслет – серебряный иней, каменное здание – каменноесердце, зрелый возраст – зрелый
плод, строить планы – строить мост, музыкальный инструмент – музыкальнаякапель.
Слайд 11
– Составьте с данными словами словосочетание так, чтобы каждоеслово употреблялось и в прямом, и в переносном значениях. (работа у доски)
1) стеклянный (стеклянный стакан – стеклянный дождь);
2) прыгал (ребенок прыгал – прыгал мячик);
3) одежда (зимняя одежда – одежда деревьев).
– Каким частями речи являются эти слова? (Прилагательное,глагол, существительное)
– Какой вывод можно сделать? (Переносное значение могут иметь словаразных частей речи)
Слайд 12
Физкультминуктка
8. Закрепление
1)Работа в парах.
— Ребята, я приготовила для вас интересное задание. У вас настолах лежат карточки с предложениями. Прочитайте эти предложения и со своимсоседом по парте подчеркните слова, употребленные в прямом значении, а впереносном значении обведите в овал. Первый вариант берет на себя предложениясо словами в прямом значении, а второй вариант – предложения со словами впереносном.
Предложения:
1. В каминегорят дрова. Щёки на морозе горят.
2.Лиса бежит в лес. Ручей бежит по камням.
3.У моего друга золотой характер. Археологи нашли золотойслиток.
— Давайте проверим, что у вас получилось. Посмотрите на экран Слайд 13
-Встаньте те, у кого были ошибки. Не расстраивайтесь, мы ещёмного будем работать над прямым и переносном значением слова. У вас всёполучится!
-Встаньте те, кто выполнил всё правильно. Молодцы! Вы работали впаре дружно и хорошо с правились с заданием. Видно, вам помогала крепкаядружба.
Работа с текстом индивидуальная и парная
Вставьте подходящие по смыслу слова в переносномзначении: Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холоднымодеялом ___________ он поля. ____________________ к земле деревья. Солнце________________ утром и высоко _______________________ в небо. Глянешь изокошка – что за чудесный день!
Слайд 14
Составьте из данных фраз стихотворение, подчеркните слова впереносном значении: От домашнего тепла, задышала, утром плакать, елка, плакаласначала, перестала, ожила.
Слайд 15
9. Проведение теста
Проверка тестового задания. Учительназывает правильные варианты ответов, ученики делают исправления в своихработах зелеными чернилами и сдают тесты.
10. Подведение итогов урока
Слайд 16
– Что нового вы узнали на уроке?
– Достигли цели, которую поставили в начале урока?
– Что показалось сложным?
– Как справились с тестом?
11. Домашнее задание
Учебник с 24 упр 32 (Объяснение)
12. Рефлексия. Теперь я вам предлагаю оценить свою работуна нашем уроке с помощью цветных карандашей.
Если уроком довольны — зелёный карандаш,если были небольшие трудности — жёлтый, если было много заданий, которые вы непоняли — красный.
Так же я оценю и вашу работу.
— На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.