Конспект урока политературе в 6 классе
Рождественские рассказы писателей 20 века
(А.Куприн «Чудесный доктор», «Л.Андреев«Ангелочек»)
Цели: 1) дать понятие « рождественский рассказ»; 2) учить определять тему и идеюхудожественного произведения, давать характеристику героев; 3) познакомить сбиографией известного хирурга Пирогова; 4) воспитывать в детях любовь исострадание к людям.
Задачи.
Образовательные– способствовать формированию исследовательских, логических, аналитическихспособностей обучающихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умениясравнивать, обобщать.
Развивающие– формировать умение находить в художественном тексте материал, необходимый дляхарактеристики героя, умение аргументировать свою позицию; развивать творческуюактивность через различные формы и виды работы.
Воспитывающие– вызвать размышления над понятиями «милосердие», «сострадание», «доброта»;воспитывать любовь и сострадание к людям.
Тип урока:урок внеклассного чтения.
Методы:проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование:
1.Сборники рождественских рассказов.
2.Портреты писателей.
3.Выставка рисунков к новому году.
4.На столе – елочка и фигурка ангелочка.
5.Презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, пожелание им хорошейработы на уроке.
1 слайд.
Учитель.Вступительное слово о празднике Рождество.
2,3 слайды.
— Кто из вас , скажите, не любитпраздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник – это когда весело, когдаполучаешь подарки, когда день необычный, не такой,как все остальные. Например,Новый год. Мы наряжаем елку, ждем подарков и знаем, что в новогоднюю ночьсовершаются чудеса. А однажды ночью сменился не только год, сменилась целаяэпоха – ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь в вифлеемской пещереродился Младенец Иисус Христос, принеся с собой главное чудо – чудо спасениячеловека. Ребята, что это за праздник и когда он отмечается? Какие традициисвязаны с этим праздником?
2. Беседа по вопросам:
— Какое у вас настроение было в предверииэтого праздника?
— Какие впечатления остались от него?
— Откуда произошло название Вифлиемскаязвезда?
3. Дети зачитывают отрывки из своих сочинений.
4. Описание иллюстрации к празднику (2-3ученика).
— А всегда ли в эти праздники дети былисчастливы?
4 слайд.
5. Знакомство с понятием святочныйрождественский) рассказ.
Святочный рассказ – небольшоепроизведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев всоответствии с евангельскими заповедями (вспомните их:
Действие таких рассказов приурочено крождественским праздникам, в них описываются чудесные, но не фантастическиесобытия, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной, казалосьбы, ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.
Когда-то в России к Рождеству готовилиспециальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочныхрассказов.
5 слайд.
6. Беседа по содержанию рассказа Куприна «Чудесныйдоктор».
6 слайд
1) Чтомы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?
(Семья уже год живет вподвале. В семье несколько детей, отец остался без работы).
7 слайд
2) Чтомы узнаем о мальчиках – Грише и Володе из первого эпизода?
(Они восхищаютсявитриной гастронома. Сами же они «с утра ничего не ели, кроме пустых щей»).
8 слайд
3) Какиехудожественно- изобразительные средства использует автор при описании изобилия?
(гиперболы –«целые горы красных яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов»;
Эпитеты– «красных яблоков, сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватогосала», «мандаринов, нежно золотившихся…»;
Ряды однородных членовпри перечислении богатства праздничной атмосферы- «прекрасные магазины, сияющиеелки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев,праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненныеморозом смеющиеся лица нарядных дам». И совсем противоположная картина:«пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры…ветхий дом,тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота.)
Контраст– «прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки…» и «пустыри, кривые, узкиепереулки, мрачные, неосвещенные косогоры…».
Вывод:Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, смакуя детали, подробности.Художественно-изобразительные средства позволяют увидеть контраст междубогатством и бедностью, радостью и горем; из многоцветного, праздничного мира,похожего на рай, мальчики возвращаются «вниз, в подвал».
9 слайд
4) Почемусемья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?
5) Пыталсяли Мерцалов бороться с нищетой?
6) Какуюроль играет портрет Мерцалова? (Портрет показывает бедственное положение нетолько Мерцалова, но и всей семьи. У него нет даже зимней одежды, он ходит влетнем пальто. Нищета изувечила лицо).
7) Дочего доходит отчаяние отца семейства? (Он пытается покончить с собой).
10 слайд
8) Каквы считаете, есть ли «чудесное» в появлении доктора на аллее?
9) Какимобразом с появлением доктора в жизни Мерцалова происходят изменения?
11 слайд.
7.Справка о хирургеПирогове.
Николай Иванович Пирогов(1810-1881) – врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применилнаркоз во время операции на поле боя. Участвовал в обороне Севастополя(1854-1855) во время Крымской войны. Ему принадлежат многие открытия в областихирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметныйслед и на другом поприще – в педагогике.
12 слайд
Учитель:
— Как бы вы определилитему рассказа «Чудесный доктор»?
(Тема служения людям).
— Какова, на ваш взгляд,главная мысль этого рассказа? Запись в тетради.
(Никогда не надоотчаиваться: на свете есть добрые люди, встреча с которыми может статьнастоящим чудом. Добро, отзывчивость, которые получил человек, он должен нестидругим. Служение людям – самая благородная цель человека).
— Как повлияла встреча с«чудесным» доктором на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?
13 слайд
8. Беседа по рассказу «Ангелочек»Л. Андреева.
14 слайд
1) Какгерой попадает в богатый дом?
15 слайд
2) Как ведет себя Сашкана елке у богачей?
3) Что чувствует Сашка наелке? (дети зачитывают ответ из текста).
4) Как меняетсянастроение у героя во время елки? (когда он увидел ангелочка)
16 слайд
Задание: прочитайтедиалог между Сашкой и барыней по ролям.
— Что вы испытываете причтении этой сцены? (страх, жалость, волнение).
17 слайд
— Как вы думаете, чтомогло бы случиться, если бы ему не отдали ангелочка?
18 слайд
— Как Сашка ведет себя,когда получает подарок? Зачитайте.
— Какэто счастье Сашки откликается на других?
—Долго ли это продолжалось?
—Какзаканчивается рассказ?
—Что ждет Сашку впереди?
—Как бы вы закончили этот рассказ?
19 слайд
9.Выводы урока:
И рассказ А. Куприна «Чудесныйдоктор» и рассказ Л.Андреева «Ангелочек» можно объединить следующимивыражениями:
Обесчеловечивающаябедность.
Тоска по другой жизни.
Сострадание присущечеловеку.
— Как вы понимаете этислова?
— Можно ли сказать, чтопод тяжестью невзгод человек всегда чувствует себя незащищенным, делаетсяжестоким, мстит жизни?
(Сашка мстил жизни, ноего душа всегда была готова раскрыться чему-то доброму, светлому).
Вывод: Сашкино сердце неустояло перед ангелочком. Нежная игрушка становится для ребенка символомкакого-то иного мира, где люди живут по-другому.
Леонид Андреев будил всвоих рассказах тревогу за людские души. Он верил в человека. В своей статье SOSон пишет: «Я верю в человека, верю в закон человеческой любви и жизни: нельзя,чтобы один человек не помог другому, когда тот погибает. Не может быть, чтобыникто не пришел на помощь зовущему. Кто-то должен прийти». Л.Андреев призываетлюбить и сострадать. (Сострадание, сочувствие, сожаление).
20 слайд
Учитель:
Не жалейте сердца.
Не таите доброты инежности своей,
Но своих прозрений иоткрытий
Не таите в жизни отлюдей.
Жизнь – она всегдасплошные муки.
По земле, идя однойтропой
Щедрый на любовь живетбогато,
До могилы бедствуетскупой.
Торопитесь все отдать прижизни,
И на помощь вовремяприйти,
Делом добрым, словомдобрым,
И самим добро встречая напути.
21 слайд
10.Домашнее задание:
Письменно ответить навопрос: «Происходили ли у вас в жизни какие-либо случаи, объяснить которые можнотолько чудом?»