X-PDF

Конспект открытого урока в 6 классе Рождественские рассказы писателей 20 века

Поделиться статьей

                      Конспект урока политературе в 6 классе

                                                                                                                                                                 Рождественские рассказы писателей 20 века

 (А.Куприн «Чудесный доктор», «Л.Андреев«Ангелочек»)

 

 

Цели: 1) дать понятие « рождественский рассказ»; 2) учить определять тему и идеюхудожественного произведения, давать характеристику героев; 3) познакомить сбиографией известного хирурга Пирогова; 4) воспитывать  в детях любовь исострадание к людям.

Задачи.

Образовательные– способствовать формированию исследовательских, логических, аналитическихспособностей обучающихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умениясравнивать, обобщать.

Развивающие– формировать умение находить в художественном тексте материал, необходимый дляхарактеристики героя, умение аргументировать свою позицию; развивать творческуюактивность через различные формы и виды работы.

Воспитывающие– вызвать размышления над понятиями «милосердие», «сострадание», «доброта»;воспитывать любовь и сострадание к людям.

Тип урока:урок внеклассного чтения.

Методы:проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование:

1.Сборники рождественских рассказов.

2.Портреты писателей.

3.Выставка рисунков к новому году.

4.На столе – елочка и фигурка ангелочка.

5.Презентация.

 

 

                                           

                                              Ход урока  

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, пожелание им хорошейработы на уроке.

1 слайд.  

  Учитель.Вступительное слово о празднике Рождество.

2,3 слайды.

— Кто из вас , скажите, не любитпраздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник – это когда весело, когдаполучаешь подарки, когда день необычный, не такой,как все остальные. Например,Новый год. Мы наряжаем елку, ждем подарков и знаем, что в новогоднюю ночьсовершаются чудеса. А однажды ночью сменился не только год, сменилась целаяэпоха – ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь в вифлеемской пещереродился Младенец Иисус Христос, принеся с собой главное чудо – чудо спасениячеловека. Ребята, что это за праздник и когда он отмечается? Какие традициисвязаны с этим праздником?

2. Беседа по вопросам:

— Какое у вас настроение было в предверииэтого праздника?

— Какие впечатления остались от него?

— Откуда произошло название Вифлиемскаязвезда?

3. Дети зачитывают отрывки из своих сочинений.

4. Описание иллюстрации к празднику (2-3ученика).

— А всегда ли в эти праздники дети былисчастливы?

4 слайд.

5. Знакомство с понятием святочныйрождественский) рассказ.

Святочный рассказ – небольшоепроизведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев всоответствии с евангельскими заповедями (вспомните их:   

Действие таких рассказов приурочено крождественским праздникам, в них описываются чудесные, но не фантастическиесобытия, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной, казалосьбы, ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.

Когда-то в России к Рождеству готовилиспециальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочныхрассказов.

5 слайд.

6. Беседа по содержанию рассказа Куприна «Чудесныйдоктор».

6 слайд

1)    Чтомы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

(Семья уже год живет вподвале. В семье несколько детей, отец остался без работы).

7 слайд

2)    Чтомы узнаем о мальчиках – Грише и Володе из первого эпизода?

(Они восхищаютсявитриной гастронома. Сами же они «с утра ничего не ели, кроме пустых щей»).

8 слайд

3)    Какиехудожественно- изобразительные средства использует автор при описании изобилия?

(гиперболы –«целые горы красных яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов»;

Эпитеты– «красных яблоков, сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватогосала», «мандаринов, нежно золотившихся…»;

Ряды однородных членовпри перечислении богатства праздничной атмосферы- «прекрасные магазины, сияющиеелки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев,праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненныеморозом смеющиеся лица нарядных дам». И совсем противоположная картина:«пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры…ветхий дом,тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота.) 

Контраст– «прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки…» и «пустыри, кривые, узкиепереулки, мрачные, неосвещенные косогоры…».

Вывод:Куприн описывает гастрономические изыски ярко, зримо, смакуя детали, подробности.Художественно-изобразительные средства позволяют увидеть контраст междубогатством и бедностью, радостью и горем; из многоцветного, праздничного мира,похожего на рай, мальчики возвращаются «вниз, в подвал».

9 слайд

4)    Почемусемья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении?

5)    Пыталсяли Мерцалов бороться с нищетой?

6)    Какуюроль играет портрет Мерцалова? (Портрет показывает бедственное положение нетолько Мерцалова, но и всей семьи. У него нет даже зимней одежды, он ходит влетнем пальто. Нищета изувечила лицо).

7)    Дочего доходит отчаяние отца семейства? (Он пытается покончить с собой).

10 слайд

8)    Каквы считаете, есть ли «чудесное» в появлении доктора на аллее?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

9)    Какимобразом с появлением доктора в жизни Мерцалова происходят изменения?

11 слайд.

7.Справка о хирургеПирогове.

Николай Иванович Пирогов(1810-1881) – врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он первым применилнаркоз во время операции на поле боя. Участвовал в обороне Севастополя(1854-1855) во время Крымской войны. Ему принадлежат многие открытия в областихирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметныйслед и на другом поприще – в педагогике.

12 слайд

Учитель:

— Как бы вы определилитему рассказа «Чудесный доктор»?

(Тема служения людям).

— Какова, на ваш взгляд,главная мысль этого рассказа? Запись в тетради.

(Никогда не надоотчаиваться: на свете есть добрые люди, встреча с которыми может статьнастоящим чудом. Добро, отзывчивость, которые получил человек, он должен нестидругим. Служение людям – самая благородная цель человека).

— Как повлияла встреча с«чудесным» доктором на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова?

13 слайд

8. Беседа по рассказу «Ангелочек»Л. Андреева.

14 слайд

1)    Какгерой попадает в богатый дом?

15 слайд

2) Как ведет себя Сашкана елке у богачей?

3) Что чувствует Сашка наелке? (дети зачитывают ответ из текста).

4) Как меняетсянастроение у героя во время елки? (когда он увидел ангелочка)

16 слайд

Задание: прочитайтедиалог между Сашкой и барыней по ролям.

— Что вы испытываете причтении этой сцены? (страх, жалость, волнение).

17 слайд

— Как вы думаете, чтомогло бы случиться, если бы ему не отдали ангелочка?

18 слайд

— Как Сашка ведет себя,когда получает подарок? Зачитайте.

Какэто счастье Сашки откликается на других?

Долго ли это продолжалось?

 —Какзаканчивается рассказ?

Что ждет Сашку впереди?

Как бы вы закончили этот рассказ?

19 слайд

9.Выводы урока:

И рассказ А. Куприна «Чудесныйдоктор» и рассказ Л.Андреева «Ангелочек» можно объединить следующимивыражениями:

Обесчеловечивающаябедность.

Тоска по другой жизни.

Сострадание присущечеловеку.

— Как вы понимаете этислова?

— Можно ли сказать, чтопод тяжестью невзгод человек всегда чувствует себя незащищенным, делаетсяжестоким, мстит жизни?

(Сашка мстил жизни, ноего душа всегда была готова раскрыться чему-то доброму, светлому).

Вывод: Сашкино сердце неустояло перед ангелочком. Нежная игрушка становится для ребенка символомкакого-то иного мира, где люди живут по-другому.

Леонид Андреев будил всвоих рассказах тревогу за людские души. Он верил в человека. В своей статье SOSон пишет: «Я верю в человека, верю в закон человеческой любви и жизни: нельзя,чтобы один человек не помог другому, когда тот погибает. Не может быть, чтобыникто не пришел на помощь зовущему. Кто-то должен прийти». Л.Андреев призываетлюбить и сострадать. (Сострадание, сочувствие, сожаление).

20 слайд

 

Учитель:

Не жалейте сердца.

Не таите доброты инежности своей,

Но своих прозрений иоткрытий

Не таите в жизни отлюдей.

Жизнь – она всегдасплошные муки.

По земле, идя однойтропой

Щедрый на любовь живетбогато,

До могилы бедствуетскупой.

Торопитесь все отдать прижизни,

И на помощь вовремяприйти,

Делом добрым, словомдобрым,

И самим добро встречая напути.

21 слайд

   10.Домашнее задание:

Письменно ответить навопрос: «Происходили ли у вас в жизни какие-либо случаи, объяснить которые можнотолько чудом?»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.11%
НЕТ
41.89%
Проголосовало: 900

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет