Конспектоткрытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествиепо России»
Воспитатель Кравцова Н.В.
Цель: Развивать удетей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Программныезадачи:
Уточнить и углубитьзнания и представления дошкольников о России как государстве, в котором ониживут, воспитывать любовь к Родине;
Формировать уважительное отношение кгосударственным символам;
Закрепить знания о столице нашей Родины –Москве; природном символе России – березке;
Уточнить и закрепить знания детей о «малойРодине», учить раскрывать это понятие.
Материал: карта России,государственные символы – флаг, герб, достопримечательности Москвы, природныевиды России и с. Дубовское (слайды презентации).
Предварительная работа: Беседы ороссийской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине; чтениепословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций наданную тематику, создание мини – музея «Моя малая родина», посещение музея вЦДТ.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем под музыкузаходят в музыкальный зал и становятся в полукруг.
Воспитатель: Ребята, сегоднянеобычный день.
Посмотрите сколько гостей к намсегодня пришло.
А вы знаете, что есть очень хорошаятрадиция всем с утра дарить свои улыбки, желать мира, здоровья и доброго дня.
Давайте мы все вместе от всего сердцаподарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение (закрываем глазки,прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо — лети).
Всем желаем доброго дня.
Молодцы, ребята. С гостями поздоровались,пожелали всем доброго дня, а сейчас давайте повернемся и поздороваемся сокружающим миром. (Дети здороваются с окружающим миром, на проекторе появляютсяслайд с изображением природы).
Дети:
Здравствуй,солнце! Здравствуй,небо! Здравствуй, вся мояЗемля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя!
(Стук в дверь и появляется гостьиностранец)
Иностранец: Хеллоу, меня зовутФил я из америка, а куда это я попал и кто вы такие?
Дети: Мы ребята старшейгруппы «Теремок»,а попали вы к нам в дс «Красная шапочка» в селе ДубовскоеРостовской области, в Россию.
Иностранец: Вау, а я никогда небыть Россия. Вы можете рассказать мне о своя родина?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вамсегодня отправиться в путешествие по нашей замечательной стране и рассказатьнашему гостю из америки о нашей Родине.
Ребята, а на чем можно путешествовать?
(Ответы детей)
Я предлагаю отправится в путешествие напоезде. Приглашайте Фила, занимаем места в вагоне. Отправляемся.
(Дети выстраиваются в паровоз, на экранеизображение поезда, звучит музыка «Мы едем, едем, едем»)
Мы приехали на станцию, онаназывается «Географическая» присаживайтесь.
На планете много разных стран, но самаябольшая наша страна. Как она называется?(Россия)
Правильно, ребята. Мы живем в стране, укоторой удивительно красивое имя – Россия.
Саша расскажите нашему гостю почему унашей страны такое название?
(Саша читает стих)
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле, с колосьямирослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали –Россия!
Ребята, а кто скажет какая она, нашаРоссия?
(Большая, любимая, красивая, огромная,богатая, сильная, мужественная, гордая).
Не одна страна в мире не имеет такойогромной территории как Россия. Посмотри Фил на карту. (Воспитатель обращаетвнимание на экран, на карту России)
Вот как много места занимает территорияРоссии.
Когда на одном конце нашей страны людиложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце страны может идтиснег, а на другом припекать солнышко.
Чтобы добраться с одного конца на другой,на поезде надо ехать семь дней, неделю, а на самолете лететь почти сутки.
(воспит читает стихотворение)
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера, реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
Вдругом снега и вьюга! (Дети и гостьв это время смотрят на экране слайд с природными видами России)
Видишь Фил, как велика и необъятна наша Родинаи как разнообразен мир природы.
Мы живем в самой большой и прекрасной стране. Много чудесныхстран на Земле, везде живут люди, но Россия для нас единственная,необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
Давайте расскажем Филу о нашей родине:
Россия – как из песни слово Березок юная листва Вокруг моря, сады и горы, Раздолье, русская душа.
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия –Чтоможет быть сердцу милей?
В сердце ты у каждого, Родина-Россия, Белыеберёзки, Колос налитой, Нет тебя привольней, Нет тебя красивей, Нет другой на свете Родины такой.
Русский народ любит свою Родину и сложилмного пословиц и поговорок о ней. Давайте их вспомним.
Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинныйгерой.
Родина любимая, что мать родная.
Человек без Родины, что соловейбез песни.
Родина-мать, умей за нее постоять.
Чему учат нас все эти пословицы? (добру, любвик Родине, стремлению ее защищать от врагов.)
А наше путешествие продолжается.
Следующая станция, на которую мыприбываем, называется «Лесная» присаживайтесь.
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук,
И тысячи ладошек. (Дерево)
Правильно! Это дерево. Давайте отдохнем на природе. Какаякрасивая поляна, а вокруг березки.
Милана прочти для нашего гостя стихотворение о берёзе
(Милана читает стих)
Белоствольная береза-
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою — в серебре,
Машет веткой золотою,
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты березку посади.
-Да Фил в России березу издавна считают символом России.Россия и береза эти два символа неразделимы.
Россия – самая богатая лесами страна вмире.
Лес — это огромный дом.
Только одно дерево может дать приют и корммногим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи
Лес- это наше богатство.
А чтобы наша страна стала ещебогаче, что мы с вами должны делать для этого? (Любить, беречь, приумножатьприроду, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними)
Издавна на Руси парни и девушки любиливодить хороводы. Давайте и мы встанем в кружок и немного разомнёмся:
(хоровод под песню «Во поле берёзастояла»).
Отдохнули немного? И теперь мыотправляемся дальше.
Мы прибыли на станцию называется «Государственная» присаживайтесь.
Мы прибыли в главный город нашей страны,столицу нашего государства.
-А какназывается столица нашего государства?(Москва)
-Правильно ребятастолицей России является город Москва.
-А что такое столица?– это самый главный город страны. В нём работают и живут главные люди страны,например, президент, Владимир Владимирович Путин.
-А что является главнойдостопримечательностью столицы?(Кремль, Спасская башня и красная площадь.
-Да ребята Московскийкремль до сих пор служит резиденцией правителей России: здесь расположеныприёмные залы и официальный рабочий кабинет президента, а в большом кремлёвскомдворце проводятся концерты и различные торжественные церемонии.
-А как называютсячасы на Спасской башне? (куранты)
-Эти часы одни издревнейших в мире. Ежегодно на фоне Спасской башни президент России выступает споздравительной речью, а звон колоколов объявляет о наступлении нового года. Нашастолица очень красивая и величественная.
Дарина расскажи Филу о Москве.
Москва-это Красная площадь,
Москва-это башни Кремля.
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя.
Воспитатель: Итак, ребята ктоявляется президентом нашей страны? (Путин В. В.)
Наш президент образованный и трудолюбивый человек.
Он очень много работает, чтобы наша странакрепла и процветала.
Миша расскажи о нашем президенте:
Президент наш энергичный,
Образован он отлично!
Он народу помогает,
Он во все дела вникает.
Помнит воинов-бойцов,
Наших дедов и отцов.
Любит маленьких детей-
С ними на земле светлей,
С ними жизнь полней и краше,
Дети – будущее наше!
-А теперь давайте назовём государственныесимволы России. (Флаг, герб, гимн)
Ребята, в мире много стран.
В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных странотличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагамиразных государств).Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда ненайдете.
-Ребята какой флаг у России?
Дети:У России флаг трехцветный. Три полосы — белая, синяя, красная. (Наэкране слайд с российским флагом)
-Что означает белый цвет?
Дети:Белый цвет — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что нашастрана миролюбивая. Она не нападает на другие страны. Белый цвет нам напоминает(Березу,снег, облака, ромашку).
-Ачто означает синий цвет?
Дети:Синий цвет — это вера и честность. Народ любит свою страну,защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает(Небо, реки, озера, моря).
-Ну и давайте вспомним, что означает красный цвет?
Дети:Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце,огонь, тепло, кровь пролитую в боях).
-Молодцы! А теперь давайте расскажемФилу стихи о российскомфлаге.
Разноцветный флаг России
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь пролитая в бою.
Смелость ,доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!
Флаг у нас прекрасный-
Белый, синий, красный!
Белый-мир и чистота,
Синий- верность, небеса.
Красный-мужество, отвага.
Вот цвета родного флага!
-Давайте свами вспомним, что ещё является символом России?
Дети: Герб.
-Давайте его внимательно рассмотрим: егоформа это щит красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл ивсадник. Правой лапой орёл сжимает скипетр (символ власти), в левой лапе –золотой шар с крестом (держава государства). Над головой видим короны, крыльяпохожи на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнышко. Всадник означаетпобеду добра над злом. Всадник на коне не просто воин, а Георгий Победоносец –один из почитаемых на Руси святых.
Давайте расскажем нашему гостю про гербРоссии, (показывая при этом на изображение герба в презентации.)
У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый Он– России дух свободный.
Золотой орел двуглавый-
Символ силы, символ славы
И могущества державы.
Храбрый воин на щите-
Он копьем врага разит,
Он Отчизну защитит
И поможет ей в беде!
-Ребята давайте повторим:
1)Сколько голов уорла?
2)Для чего ему двеголовы?
3)Какой он, орёлна гербе?
Какие вы молодцы, ребята! Всё знаете!
-А что ещё является символом нашегогосударства? (это гимн).
-А что же такое гимн?(гимн-это самаяглавная песня нашей страны)
-А где может звучать гимн? (на военныхпарадах, на олимпийских играх, когда приветствуют президента страны, наторжественных мероприятиях)
-А как слушают гимн? (гимн слушают стоя)
-А сейчас Мирослав прочтёт стихотворение огимне России:
Когда я слышу гимн России,
То сердце начинает биться.
И рвется из груди как птица,
В простор небес высокий, синий.
Я гордость, радость ощущаю,
Что я живу в такой стране,
Что краше нет на свете края,
Душа пылает как в огне!
Гимн славит Родины просторы,
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы,
Гимн нас к свершениям зовет!
Воспитатель: А нашепутешествие продолжается.
Мы с вами приехали на станцию, котораяназывается «Малая Родина» присаживайтесь.
-А что мы называем малой родиной?(местогде мы родились и выросли, наше село)
Ребята, а что для вас малая родина?
Как вы это понимаете?(мама и папа, друзья,наш детский сад, наше село, наш двор, в котором мы живем)
У нашей малой родины тоже есть флаг и герб. Это герб и флагРостовской области и герб села Дубовского.
((рпа
На гербе Дубовскогорайона Щит пересечен, нижняя часть рассечена узким золотым столбом,окаймлен золотом. В верхней части щита в золотом поле лазоревый вилообразный крест,заполненный вверху зеленью.В правой — в лазоревом поле серебряная рыба, в левой- в червленом поле серебряный баран. В центре щита серебряный квадрат cизображением атома.
Донской край это казачий край. А какназывалисьдома в которых жили казаки? (курень).
Давайте с Филом поиграем в игру котораятак и называется «Курень» присаживайтесь.
— Так как же называется наша малая родина?Село Дубовское
— Фил, а мы с ребятами даже создали мини –музей, который так и называется «Моя малая родина» посмотри (слайд с фотомузея).
Ярик прочти стихотворение о малой родине:
Малая родина-
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя!
Воспитатель: Да Фил наша малая родина это селоДубовское Ростовской областирасположилось на востоке региона. В годы ВеликойОтечественной войны здесь шли ожесточенные сражения. Здесь располагался лагерьвоеннопленных, оставивший после себя бремя печальной памяти и скорби о погибшихземляках, достопримечательности, связанные с наследием жестокого прошлого мычтим и бережно охраняем. В селе Дубовском – районном центре, много памятников имемориалов, посвященных тем, кто не вернулся домой к родным. В центре детскоготворчества находится музей «Боевой славы»с множеством разнообразных экспонатов(фото с экскурсии). Этот край богат историей. В любое время года здесь радыгостям. В селе Дубовское можно посетить обновленный в 21 веке храм Владимирскойиконы Божией Матери. Достопримечательности Дубовского района никого не оставятравнодушным. Мужественные и трудолюбивые жители бережно хранят память оподвигах своих земляков и продолжают трудиться на благо родного края.
Ребята, а вы любите свою малую родину? Ятоже очень люблю наше село.Ну вот наше путешествие и закончилось, мы с вамивернулись в наш любимый детский сад. На каких станциях мы сегодняпобывали?О чем рассказывали нашему гостю?Ну что Фил, а тебе понравилосьпутешествие?
Фил: Да оченьпонравилось!Молодцы ребятавы так много знаете о своей родине, столько всегоинтересного мне рассказали и показали. Ну а теперь мне пора возвращаться насвою родину, но мне бы хотелось в благодарность за такую замечательнуюэкскурсию подарить вам………
-Ну что ребята давайте попрощаемсяс Филом, гостями и пойдём к себе в группу.
