Конспект организованной учебной деятельности поФЭМП
Группа предшкольной подготовки
Күні/Дата: 17.02.23 г.
Тәрбиеші/Воспитатель: БурдунН.В.
Білімберу саласы /Образовательная область: Познание
Қызметтүрі. Вид деятельности: ФЭМП
Тақырыбы /Тема:«Путешествие в Фиолетовый лес» Цель: Формировать элементарные математические представления. Закрепитьумения детей выполнять задания на игровых пособияхВоскобовича. Міндеттері.Задачи: Тәрбиелік. Воспитательная: Воспитыватьчувство коллективизма, сдержанность, самостоятельность, умение выслушиватьзадание доконца. Білім беру. Образовательная: Закрепитьзнания о цифрах. Учить соотносить цифру с количеством предметов; упражнятьдетей в освоении состава числа, закрепить знание дней недели, совершенствоватьколичественный счет в прямой и обратной последовательности в пределах десяти,формировать навыки ориентировки на плоскости. Учить сравнивать количество ивысоту предметов. Закрепить навыки порядковогосчёта. Дамытушылық. Развивающая: Развивать память, внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук,познавательные и творческие способности; умение понимать учебную задачу ивыполнять её самостоятельно. Жабдықтар /Оборудование: предметно-пространственнаясреда Фиолетовый Лес, коврограф «Ларчик»,«Веселые Гномы», карточки с изображением зверят- цифрят из «Цифроцирка»,комплекты «Прозрачный квадрат», схема лошадки (на каждого ребенка), сказочныеперсонажи Фиолетового леса, «Геоконты», «Волшебная восьмерка», кораблик«Брыз-брызг», цифры, иллюстрации с изображением разного количества предметов,запись звукового письма,музыка Билингвиадықкомпонент /Билингвальный компонент: апта күндері -дни недели, дуйсенбі -понедельник, сейсенбі — вторник,сәрсенбі — среда, бейсенбі- четверг, жұма -пятница, сенбі — суббота, жексенбі -воскресенье, бір -один,екі — два,үш — три, төрт- четыре, бес- пять, алты — шесть, жеті -семь, сегіз -восемь, тоғыз- девять, он- десять, шаршы — квадрат, үшбұрыш- треугольник, қызыл — красный, жасыл — зеленый, сары — желтый, қызыл сары-оранжевый, көк — синий, көгілдір – голубой,күлгін – фиолетовый, дети — бала-шағалар, лошадка — ат,кораблик — кеме
ХодОУД
1.Мотивационно-побудительный этап.
Приглашение в круг радости
Приветствие «Доброе утро!»
Дети стоят в кругу, проговаривают слова.
Қайрлы таң кұнмең кұстар!
Қайрлы таң күлімдеген жүздеріне!
Доброе утро!
Улыбнитесь скорее!
Сегодня наш день пройдёт веселее!
Мы погладим нос и щёчки,
Будем мы красивыми
Как в саду цветочки.
Разотрём ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём
Проблемная ситуация
Жители Фиолетового Леса попали в беду
-Ребята, мы с вами знаем сказку оФиолетовом Лесе и знакомы с некоторыми его жителями.
-В Фиолетовом Лесу всегда было весело иинтересно. Все жители сказочного леса дружили, играли и помогали друг другу. Нонедалеко от Фиолетового Леса в старом замке поселился злой, жадный волшебникЗлюка. Его раздражал веселый смех, шумные игры друзей и он постоянно размышлял,как бы навредить веселым жителям….
Звуковое письмо «Сигнал SOS»
Неожиданно для всех звучит звуковоеписьмо.
-Дорогие дети!
Срочно приходите,срочнопомогите! В Фиолетовом Лесу происходятчудеса, Мыпоссорились, друзья!
Нас волшебникнапугал! Злюка всех заколдовал!
Как зовут нас, мы забыли! Как играли, как дружили!
Выручайте! Приходите! И нас срочно помирите!
-Ребята, что же нам делать, сможем ли мыпомочь жителям ФиолетовогоЛеса? Нас могут ожидать испытания, трудности в дороге. Согласны ли вы ихпреодолеть?
(Предположения детей. Дети соглашаютсяпреодолеть все препятствия и отправиться в путь).
Нам надоспешить. Отправляемся в путь!
Чтобы попасть в Лес нужно произнестизаклинание Семи Лучей.
(Дети произносят заклинание Семи Лучей:Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи.
Отправляются под музыку на паровозике вФиолетовый Лес.
2. Организационно-поисковый этап.
ПриветствиеФиолетовому Лесу (музыка «В гостях у сказки»)
-Вотстоит волшебный лес (круговые движения глаз)
Внём много сказок и чудес!
ЗдравствуйЛес, прекрасный Лес
(Широкоразвести руки в стороны)
Полныйсказок и чудес!
(Поворотывправо-влево с вытянутыми руками)
Тыо чём шумишь листвой
(рукиподняты вверх)
Ночьютёмной, грозовой?
(Покачиваниевправо-влево)
Ктов глуши твоей таится?
(всматриваютсявдаль, держа ладонь над бровями, поворачиваясь вправо-влево)
Чтоза зверь?
Какаяптица?
Всёоткрой, не утаи.
(широкоразвести руки в стороны)
Тыже видишь –
(прижатьладони к груди)
Мысвои.
(широкоруки в стороны)
Дети на носочках проходят в лес
-Мытихонько в лес войдём
Можеттам, кого найдём
«Ковровая Полянка»
-В Фиолетовом Лесу есть Ковровая Полянка,на которой происходят настоящие чудеса. Недаром жители Фиолетового Лесаговорят: «На Ковровую Полянку заглянул – чудеса встретил». Чаще всего наПолянке бывает Лопушок и Гусеница Фифа.
(Дети проходят на Ковровую Полянку.Рассматривают жителей Полянки и называют их: Лопушок, Гусеница Фифа)
Много необычного и интересного произошлоздесь с друзьями. Вот и в этот раз в гости к друзьям пришли зверята-цифрята.Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного ФиолетовогоЛеса очень любят смотреть их представления.
Физминутка
«Цирковое представленье» (Детивыполняютдвижения, проговаривают слова)
Цифровое представленье
Начинается сейчас.
И сегодня в цифроцирке
Будет весело у нас!
Мышка мышцы разминает,
Лапки к верху поднимает,
Повращала головой,
Покивала нам с тобой.
Громко музыка играет,
Ёжик в ёр мячи кидает,
Наклонился, мяч поднял,
Вновь наклон, другой рукою взял.
Вот и зайкуувидал, Сним попрыгать он позвал.
Зайцу прыгать таклегко, Подлетаетвысоко.
Нужно сделать остановку,
Зайке мы дадим морковку.
Ну и сами отдохнём,
А потом опять начнём!
-Самый главный в Цифроцирке – маг по имениМагнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка.
-Назовите зверят-цифрят. ДетиПеречисляютзверят-цифрят.
Ёжик Единичка — наездник,
Зайка Двойка — укротитель диких зверей,
Мышка Тройка — воздушная гимнастка,
Крыска Четвёрка — силачка,
Пёс Пятёрка – жонглёр.
Задание: расставить цифры по порядку.
Все собрались на Полянке, стали играть вчехарду, перепутали свои места и рассорились. Помогите Магнолику Ноликурасставить всех артистов в ряд.
Счёт в прямой и обратнойпоследовательности на русском и казахском языке
У каждого цифрёнка есть любимая цифра.Соедините цифрёнка с его любимой цифрой.
Расставляют цифры по порядку
Считают на русском и казахском языке, впрямой и обратной последовательности
Разноцветные гномы
-Ребята, на нашей Полянке не хватает семибратьев. Ктоживёт под горушкой в тиши?
Физминутка«Гномы» Выполняют движения
Глазкамиморгнули,
Ротв улыбке растянули,
Бровивверх подняли,
Наносик пальчиком нажали
Итихонечко сказали:
«Подгорушкой в тиши
Живутгномы-малыши»
На Полянку вышли гномы Кохле, Охле,Желе,Зеле, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках. Давайте вспомним их имена,дни недели.
Называют дни недели на казахском языке.
-Сколько всего гномов? Всего семь гномов.
Их обязательно нужно померить.
Дидактическая игра «Какой по порядку?»
(дети считают гномов)
-Кто стоит первым?
-Кто стоит вторым?
-Кто стоит между Желе и Геле?
-Сколько гномов помещается между Охле иФи?
-Кто стоит шестым (вторым, третьим,четвёртым)?
Дидактическая игра «Кто спрятался?»
-Гномы стали играть в прятки с Лопушком. Детизакрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек.
-Кто из гномов спрятался? Дети называютспрятавшегося гнома.
-Какой гномик отвечает за сегодняшний деньнедели?
Карточки могут меняться местами.
-Дети вы справились с заданием иосвободили от заклятья веселыхГномов.
Воспитатель предлагает продолжить путь.
Физминутка«Мы идём цветущими лугами»
Мыидем цветущими лугами, (обычная ходьба другза другом). И цветов букетысоберем (наклонывперед). Где-то завысокими горами (поднимаем рукивверх), Ручеек по камушкам пройдем (ходьба наносочках). Есливстретятсякоряги, Подкорягой проползем (ходьба начетвереньках). Шаг за шагом,потихоньку (ходьба наносочках), К Голубому Ручейку придём (обычная ходьба наместе). Собрали цветы в корзинку.
«Кораблик«Брызг-Брызг»
(Подходят к коврографу. Кораблик«Брызг-Брызг»).
Дети рассматривают мачты кораблика.
Отважный кораблик
Плывёт в океан
Лягушки – матросы,
А Гусь – капитан.
Лягушки, забыв
Про усталость и скуку,
В пути изучают
Морскую науку…
Герои Капитан Гусь и Лягушки-матросы. Онитоже поссорились.
Определение высоты мачт, порядковый счёт
-Определите высоту мачт
Первая мачта — самая низкая
Вторая — низкая
Третья — ниже средней
Четвёртая — средняя
Пятая — выше средней
Шестая — высокая
Седьмая — самая высокая
-Флажков, какого цвета, больше всего? Флажковфиолетового цвета больше всего
-Флажков, какого цвета, меньше всего? Флажковкрасного цвета меньше всего
-Сколько флажков голубого цвета? Флажковголубого цвета пять
-Сколько флажков жёлтого цвета? Флажковжёлтого цвета три
-Составьте число три (5, 4) из флажковдвух цветов
-Значит три, это сколько и сколько? Три –это 2 и 1
Четыре – это 2 и2
Пять – это 3 и 2. А как по другому ещёможно составить число 5?
Отправляются дальше
(делают из ладошек кораблик)
-Молодцы, вы справились с заданием.
Выполнили задание, помирили команду.Отправляемсядальше.
Предлагает отправиться на Поляну Золотыхплодов
Логоритмика «Мы идём»
—Всказочном Фиолетовом Лесу есть Чудесная Поляна Золотых Плодов с ЦарскимиГвоздиками, на которых Паук Юк плетёт разноцветные паутинки.
Чудесная Поляна Золотых Плодов
-Посмотрите, кто вас приветствует?
-Нас приветствуют Ворон Метр и Паук Юк.Они рады встрече с нами.
Звуковое сообщение.Слушают звуковое сообщение.
Пальчиковая гимнастика «Пау-паучина»
— Я — Паук, очень добрый паук.
А зовут меня просто ЮК.
Вы не бойтесь меня, друзья
Не поймаю вас в сети я!
Диалог воспитателя с пауком.
— Милый паучок, почему ты такой грустный?
Паук: — Налетел сильный ветер, запутал всемои нити паутинки. Помогите, пожалуйста, распутать.
— Ребята, поможем паучку? Но сначалапредлагаю подготовить ваши руки.
Выполняют пальчиковуюгимнастику
Пау-паучина, паутинушил.
Вдруг закапал дождик-
Паутинусмыл.
Вот и солнцевышло,
Сталоподсыхать, Пау-паучинатрудиться опять.
Дидактическая игра «Геоконт»
Воспитатель диктует шифр.
На ковре у каждого ребёнка пособие «Геоконт»,разноцветные паутинки (резинки). Дети работают на Геоконте, натягивают нагвоздики паутинки, по шифру воспитателя конструируют кораблик.
Встреча с малышом Гео.
Появляется Малыш Гео
(взрослый или ребёнок)
-Здравствуй Малыш Гео, мы освобождаемжителей Фиолетового Леса от колдовства злого волшебникаЗлюки.
— Ребята, вы распутали паутинку?
-Малыш Гео, подскажи, как друзей твоихнайти?
Малыш Гео предлагает продолжить путь накораблике по Озеру Айс.
-Если долго-долго идти по Фиолетовому Лесув сторону Высоких Гор, то по пути непременно встретится Озеро Айс. ХранительОзера –Главный Незримка Фиолетового Леса. Когда-то давным-давно под Оранжевыйкрик Красного Зверя, под Зелёный свист Жёлтой Птицы, под Синий шёпот ГолубойРыбы появились на Озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал толькоХранитель Озера, которого никто из филонцев никогда не видел. Ходила молва, чтос помощью волшебной силы Льдинок он превращался в кого угодно: и в дракона, и врыбу, и даже самолёт. Немудрено, что все филонцы мечтали получить Льдинки уХранителя Озера. Но удалось это только мудрому Ворону Метру.
Но если вы выполните задания Хранителя, онвам подарит Нетающие льдинки.
Предложениеотправиться дальше на корабликах. Складывают из ладошек кораблик.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Выполняют дыхательную гимнастику «Ветерок»,дуют на кораблик.
-Пускаем кораблик в озеро и дуем ему напарус.
Мы в кораблики садимся,
И по речке быстро мчимся.
Ветер, ветер, помоги
Корабли нам подгони!
Логоритмика «Теплоходик» Подмузыку выполняют движения и попадают на озеро Айс.
Рассматривают озеро, обращают внимание наследы Незримки.
Озеро Айс
-Ребята, нам необходимо выполнить заданияНезримки, чтобы мы смогли отправиться дальше.
Кинезиологическая гимнастика
Упражнение «Внимание»
Усаживаются за столы. Выполняютупражнение
Чтобвнимательными быть-
Нужнона ладонь давить.
(Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажатьв серединку ладони большим пальцем правой руки. При нажатии – выдох, приослаблении – вдох). Тоже с правой рукой
Дидактическая игра с пособием «Волшебнаявосьмёрка»
Вспоминают: у каждой палочки есть своёзакреплённое место в составе цифры, каждое слово считалки тоже написано строгов определённом месте.
Работа с иллюстративным материалом.
Каждому ребёнку раздаётся иллюстрация дляопределения количества предметов на ней изображённых.
Дети считают, ответ моделируют на«Волшебной восьмёрке»
Упражнение «Расколдуй зашифрованную цифру»
Дети слушают шифр воспитателя «Желе-Фи»,моделируют цифру один.
Упражнение «Выложи точно такой же ряд»
-А теперь самое главное задание ХранителяОзера
Получают прозрачные пластинки, повторяютпорядок льдинок.
Выставляются четыре Льдинки (пластинки).
-Выложи точно такой же ряд из пластинок.
-Какая пластинка лишняя?
-Объясните, почему пластинка с квадратом лишняя?
-Чем она отличается от других? Объясняют,что лишний квадрат, потому что у него четыре угла, четыре стороны.
У треугольника три угла, три стороны
Назовите признакитреугольника? -Назовите слово треугольник на казахскомязыке? -Как на казахском языке произносится слово квадрат?
Упражнение «Сложи из пластинок лошадку ОШ»
Выкладывают из пластин лошадку.
Её зовут лошадка Ош. Она поможет найтидорогу в Фиолетовом Лесу.
Физминутка «Конь меня в дорогу ждёт»
«Садятся» на лошадку и «скачут»
Коньменя в дорогу ждёт
(рукиза спиной)
Бьёткопытом у ворот
(поочерёдноподнимают ноги)
Наветру качает гривой
(наклонывперёд)
Пышной,сказочной, красивой, (покачивают головой)
Быстрона коня вскочу,
(подпрыгивают)
Непоеду, полечу,
(рукив стороны)
Цок-цок-цок,цок-цок-цок,
(скачутгалопом)
Тамза дальнею рекой,
Помашуя всем рукой.
-Большое спасибо тебе, лошадка Ош, намжаль с тобой расставаться, но теперь нам предстоит путешествие по Чудо-Острову. Лошадка«растаяла», остались лежать четыре «нетающие льдинки»
«Чудо-Остров»
-Нас встречает «Чудо-Остров»
-Кто этожужжит? –Нашу помощь ждут Пчелка Жужа и еедрузья.
Воспитатель выкладывает на ковролине сказочныеперсонажи: Пчелку Жужу, Китенка Тимошку, Галчонка Каррчика, Медвежонка Мишика,Краб Крабыча.
Дидактическая игра «Помоги найти птиц»
Злой волшебник Злюка захотел, чтобы в лесубыло совсем тихо-тихо. Он заколдовал и спрятал всех птиц.
-Как быть?
-Найдите всех птиц и верните их. Носначала посмотрите только глазами. Ищут птиц спрятанных на коврографе и считаютих. -Сколькоптиц мы расколдовали? Считают
Дидактическая игра «Украсим деревьялисточками»
Волшебник Злюка не сдаётся. Он послалзаклятье. Подул сильный ветер. Да такой сильный, что все листья с деревьевслетели. В лесу стало мрачно и скучно. Как же быть?
Украсить деревья так, чтобы на фиолетовомдереве были только маленькие листочки, а на красном большие.
Предложение украсить полянки листочками,которые собрали в пути.
-Сколько всего листочков? Каких больше? Насколько?
-Вот мы и справились со всеми заданиями.Посмотрите, как теперь стало в лесу?
Все жители помирились и будут продолжатьиграть вместе весело и дружно. Досвидания фиолетовый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы преодолели все испытания и освободилижителей сказочного леса от злых чар.
Произносят заклинание Семи Лучей:Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи
и возвращаются в группу.
3. Рефлексивно-корригирующийэтап. -Долгим и трудным был наш путь поФиолетовому Лесу.
-Напомните, кто живёт в Фиолетовом лесу?
Логоритмика «Жители Фиолетового Леса»
Проговаривают с движениями.
-В Фиолетовом Лесу много сказок и чудес.
Мы расскажем Вам сейчас,
Чем нам нравится тот лес.
Паук Юк там живёт, паутину он плетёт.
Вот так, вот так, паутину он плетёт.
Кит Тимоша там живёт,
Любит плавать круглый год.
Вот так, вот так,
Любит плавать круглый год
А Краб Крабыч хоть и рад,
Любит пятиться назад.
Вот так, вот так,
Любит пятиться назад.
Пчёлка Жужа там живёт,
Ползает, летает
Всё на светезнает!
Рефлексия «Салют»
-Чтобы наше путешествие запомнилось,давайте устроим салют. Кому было легко выполнять задания, возьмите зелёнуюфишку, кому что-то было трудно, возьмите красную..
Берут фишки разного цвета, подбрасываютвверх, получается «салют»
Звучит музыка «Есть за горами, за лесамималенькая страна» в исполнении Н. Королёвой