X-PDF

Конспект по истории на тему Развитие медицины в России в первой половине XIX в

Поделиться статьей

Тема: Развитие медицины в России в первойполовине XIX в

1. Общая историческаяхарактеристикарассматриваемого периода

Начнем рассмотрение исторического периодас сословий, имевшихся в России в началеXIX в. Сословие – это замкнутая группалюдей с определенными правами и обязанностями,которые передаются понаследству.Так, были привилегированные и податные сословия. Привилегированные:дворянство идуховенство.

Податные– купцы (I, II и III гильдии), казачество (около 1,5 млн чел.),мещане,крестьяне.

В 1801 г. в ночь с 11 на 12 марта был убитимператор Павел I в результате заговора. Дляширокой общественности причинойсмерти императора стал апоплексический удар. На престол взошел АлександрПавлович, или Александр I. С восхождением на престол Александра Iожидалисьмногочисленные изменения. Его наставником в детстве был Ф. С. Лагарп –видныйполитический деятель из Швейцарии, который был по своим убеждениямлибералом, противником рабства. Эти мысли он внушал своему воспитаннику. Крометого, в юношеские годыАлександр увлекался идеями таких просветителей, как Ф.Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Руссо.

Таким образом, мысли о равенстве и свободесоседствовали у Александра с самодержавнымправлением, и это отразилось на егореформах, все они носили, так сказать, половинчатыйхарактер.

Итак, 1801 г. – Негласный комитет. В этоткомитет входили Н. Н. Новосильцев, П. А.Строганов, А. А. Чарторыйский, В. П.Кочубей. Негласный комитет обсуждал вопросы распространения просвещения,различного рода государственные преобразования, а такжепроблемыкрепостничества. В 1802 г. коллегии, которые были созданы еще при ПетреI, заменилисьминистерствами. Во главе министерства стоял министр, которыйподчинялся непосредственноцарю. В 1803 г. был издано новое положение, в которомговорилось об устройстве учебныхзаведений. Теперь было следующее разделениемежду школами:

1) приходские школы;

2) уездные училища;

3) гимназии;

4) университет.

Кроме этого, были открыты новыеуниверситеты: Петербургский, Виленский, Дерптский,Харьковский. А уже в уставеот 1804 г. университеты получили право выбирать самостоятельнопрофессоров иректора, а также решать свои университетские проблемы самостоятельно.

В 1803 г. также был издан «Указ о вольныххлебопашцах». Суть его заключалась в том,что помещики теперь могли отпускатькрестьян с землей за определенный выкуп.Необходимо упомянуть об изданном в 1804г. новом «Цензурном уставе», который такженосил либеральный характер.

Июнь 1812 г. – начало Отечественной войны.Противником России была Франция воглаве с Наполеоном. Нельзя не упомянуть обизвестном сражении при Бородино – Бородинском сражении.Русские одержали здесьполитическую и моральную победу. Вот что Наполеон сказал обэтом сражении:«Французы показали себя в нем (Бородинском сражении) достойными одержатьпобеду, а русские стяжали право быть непобедимыми». Русская армия одержалапобедув этой войне, и войско Наполеона было разгромлено.

Надо упомянуть о заграничных походахрусских 1813–1815 гг.

Задачи:

1) вернуть на троны Европы дореволюционныхмонархов;

2) освободить Европу от Наполеона;

3) восстановить в Европефеодально-абсолютистские режимы;

4) обеспечить России европейскуюгегемонию.

Истоки декабризма:

1) война 1812 г.;

2) заграничные походы 1813–1815 гг.;

3) передовая литература;

4) противоречия российскойдействительности, т. е. противоречия между интересаминационального развития ифеодально-крепостническими порядками.

Так, складываются четыре дворянскихобъединения, получившие названия «преддекабристские»:

1) «Орден русских рыцарей»;

2) «Священная артель»;

3) «Союз спасения»;

4) «Союз благоденствия».

«Союз спасения» возник в 1816 г. Егооснователями были Никита Муравьев, Иван Якушкин, Сергей Трубецкой. Главнойцелью было введение конституции и гражданских свобод.

Тактика выступления: заговор с цельюубийства царствующего монарха и замена его напрестоле более сговорчивымправителем.

«Союз благоденствия» основан в 1818 г.Включал в себя около 200 человек. В центревнимания были судьба крепостногокрестьянина и рядового солдата. Большое значение предавалось гуманистическомувоспитанию юношества.Для достижения своей цели члены организации должны былиактивно участвовать вобщественной жизни, в деятельности легальных научных,литературных и просветительскихобществ. Одной из целей было установлениереспублики. Использовали тактику военной революции.

В России установили два общества: февраль1821 г. – крупное тайное «Южное общество». Возглавляя его П. И. Пестель,создатель «Русской правды». Осень 1822 г. – «Северноеобщество», возглавлялкоторое Н. М. Муравьев. Основным документом «Северного общества»была«Конституция». Рассмотрим основные отличия «Русской правды» от «Конституции».

«Конституция»:

1) сохранение монархии;

2) ликвидация крепостного права;

3) переход к освобожденному крестьянинудвух десятин земли на двор;

4) введение федеративного устройства исоздание двухпалатного представительногооргана;

5) ограничение власти монарха, расширениеполномочий представительных органов.

«Русская правда»:

1) провозглашение России единой инеделимой республикой с однопалатным парламентом (народным вече). Унитарноегосударство;

2) избирательное право с 18 лет (для лицмужского пола);

3) государственной властью должна обладатьДержавная дума;

4) президент тот, кто находится в Думепоследний год;

5) ликвидация сословий;

6) отмена крепостничества;

7) переход к освобожденным крестьянамполовины всего земельного фонда (10–12 десятин).

14 декабря 1825 г. в 11:00 началосьвосстание декабристов («Северное общество»). 25декабря 1825 г. (длилось вплотьдо 3 января 1826 г.) – восстание на Юге – «Южное общество».

Однако оба эти восстания были подавленыцарскими войсками.

В 01декабря 1825 умер Александр I. Напрестол вступил Николай I, которому на тотмомент было 19 лет. При Николае I:

1) усиление политического сыска;

2) ужесточение цензуры. 1826 г. –цензурный устав (включал в себя 230 статей);

3) реформы просвещения. 1828 г. – школьныйустав. 1835 г. – новый университетскийустав;

4) 1839 г. – денежная реформа (серебряныйрубль);

5) крестьянская политика.

Обозначим основные направления внешнейполитики Николая I.

1) борьба с революционными движениями вЕвропе;

2) попытки разрешить восточный вопрос.Восточный вопрос – это международные отношения, связанные с разделом территориибывшей Османской империи (Турции).

В 1820-1840-х гг. в России были дваосновных направления в общественном движении:

1) революционные;

2) либеральные.

Наиболее ярким представителем либеральногодвижения является П. Я. Чаадаев («Философское письмо»).

Разночинцы – выходцы из разных сословий,получившие образование. Разночинцы рассчитывали на переворот силами армии собязательным привлечением народа. Наиболее яркимпредставителемреволюционно-социалистического течения был А. И. Герцен. Герцен былсоздателем«русского социализма» (или «народничества»):

1) Россия может вступить в социализм,минуя капиталистическую стадию;

2) основа будущего социалистического строяв России – крестьянские общины;

3) необходимо свергнуть самодержавие,уничтожить крепостное право, раздать землюобщинам.

16 октября 1853 г. – Турция объявилаРоссии войну.

Причины Крымской войны:

1) стремление Турции отторгнуть от РоссииКрым и Кавказ;

Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

2) столкновение колониальных интересовРоссии, Англии, Франции, Австрии на ближнем Востоке и Балканах.

Характер войны грабительский,разбойнический, захватнический.

В 1856 г. был заключен Парижский мирныйдоговор – итог Крымской войны. УсловияПарижского мира:

1) Россия теряла устье Дуная и ЮжнуюБессарабию;

2) возвращение Турции крепости Карс иполучение Севастополя, Евпатории;

3) России запрещалось иметь военный флотна Черном море.

Итоги Крымской войны:

1) война послужила толчком к развалусамодержавия и отмене крепостного права;

2) война нанесла сокрушительный удар всейвнешнеполитической системе царизма.

2. Общественно-политическая обстановка

В первой половине XIX в. медицина в Россииразвивалась на фоне разложения феодально-крепостнического строя и формированиякапиталистических отношений. При этомпроисходило закрепление политических иэкономических привилегий дворянства, а такжеусиление неограниченной власти ипроизвол помещиков над крестьянами.

Государство, способствуя развитиюпромышленности и торговли, допускало ряд уступоки поблажек нарождающейсябуржуазии. Надо сказать, что на заводах и фабриках за первуюполовину XIX в.число рабочих увеличилось в несколько раз.

Часть населения переселилась из деревень вгорода, бросая земледелие. Однако, даженесмотря на то что происходил ростпромышленности, Россия по-прежнему оставалось аграрной страной.

Вследствие разложенияфеодально-крепостнического строя, нарастания крестьянскихдвижений в Россиипроисходило формирование антикрепостнической идеологии – это отвечало интересамкапиталистического развития страны. В борьбе с господствующимфеодально-религиозным мировоззрением рождались материалистические взгляды.Знакомствопередовых русских людей с материалистическими и революционнымитечениями западноевропейской и отечественной мысли, а также война 1812 г.давали почву для развития прогрессивных философских, социологических иестественно-научных взглядов в России.

3. Декабристы и их требования в областимедицины

Прогрессивные, передовые люди русскогообщества противостояли реакционной идеологии самодержавно-крепостническогостроя России. Наиболее решительную борьбу с ней велидекабристы. Декабристывыдвигали как экономические и общеполитические требования, таки требования вобласти медицины и здравоохранения.

Если обратиться  к «Русской правде»Пестеля, то в заключительной ее главе содержатсяпланы и программы организациимедицинской помощи в стране.

Так, декабристы говорили о том, что вкаждой из волостей необходимо устраивать приютдля детей, а также родильный дом.Кроме того, в планы декабристов входило сделать лечебнуюпомощь после переворотаобщедоступной.Все в той же «Русской правде» Пестеля был поставлен вопрос обобеспечении инвалидов.Он говорил о том, что это должно стать обязанностьюгосударства.

4. Развитие анатомии и хирургиив России впервой половине XIX в

Обозначим основные проблемы хирургиипервой половины XIX в.:

1) неприменение антисептики;

2) незнание хирургами анатомии;

3) неприменение наркоза.

В это время наиболее передовые хирургипризнавали, что необходимо очень точно знатьанатомию человека для того, чтобыпреподавать оперативные вмешательства. Надо сказать, чтов России не было такназываемого цехового деления медицинских работников. Одновременнос этим встранах Западной Европы такое деление имелось.И. Ф. Буш (1771–1843) – хирург изСанкт-Петербурга был автором первого оригинального русского учебника похирургии. И. Ф. Буш четко характеризовал отношение русских врачей к хирургии:«Русские врачи никогда не входили в тщетные и врачебной науке вредныепренияиностранных врачей об отделении хирургии от медицины».

Если обратиться к Западной Европе, то дажев первой половине XIX в. хирургия носилаотпечаток средневековых традиций, какбы ремесленной подготовки хирургов. Многие, ктосчитались хирургами, не зналианатомии. Теперь рассмотрим связь анатомии и хирургии вРоссии. Уже в концеXVIII и первой половине XIX вв. хирургия в России развивалась в теснойсвязи санатомией. Разобщение хирургии и анатомии произошло в середине XIX в.

Хирургические вмешательства в этот периодразвития медицинской науки в России былине слишком распространенными. Ониограничивались наружными частями и конечностямичеловеческого тела. В больницахсоздавались различные отделения: наряду с отделениями«для внутренних болезней»– это терапевтические отделения, создавались отделения «длянаружных болезней» –это для больных с хирургическими заболеваниями.

Обозначим некоторых наиболее известных ивыдающихся анатомов и хирургов первойполовины XIX в.: И. Ф. Буш (1771–1843), Е.О. Мухин (1766–1850), П. А. Загорский (1764–1846), И. В. Буяльский (1789–1866),Н. И. Пирогов (1810–1881 гг.). Все эти талантливые анатомы и хирургинеоднократно подчеркивали в своих атласах, учебниках и различныхдругихсочинениях, что хирургам необходимо хорошо знать анатомию.

Н. И. Пирогов

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) –один из крупнейших представителей отечественной медицины XIX в. В своеймонографии, посвященной Пирогову, А. Н. Хозанов характеризует Николая ИвановичаПирогова как «гениального анатома, физиолога, врача-клинициста, основоположникавоенной медицины и общественного деятеля, обусловившего кореннойперелом внаучной медицине вообще и хирургии особенно». Надо сказать, что в ряде городоввчесть Пирогова названы улицы, некоторые учреждения и т. д. Более того, назначках членов Академии медицинских наук изображен Пирогов, хотя он не имелникакого отношения корганизации и работе Академии.

Будучи молодым ученым, Пирогов уже получилнекоторую известность благодаря своимдостижениям в области анатомии. Он окончилмедицинский факультет Московского университета. Среди учителей Пирогова следуетотметить профессора анатомии и хирургии Ю. X.Лодара и профессора Дерптскогоуниверситета И. Ф. Майера (1786–1858). После этого он про-должил свое обучениев Тартуском профессорском университете. Там же, в 1832 г., он защитилдокторскую диссертацию. Тема его работы: «Является ли перевязка брюшной аортыприаневризме паховой области легко выполнимым и безопасным вмешательством».

Стоит отметить то, что рисунки сосудов и препараты,выполненные Николаем Ивановичем, были настолько профессиональными, точными иценными, что их приобрел Тартуский университет для своего музея. Послеокончания профессорского университета, в начале1833 г., Пирогова направили вГерманию, для усовершенствования. Пирогов работал у такихизвестных тогдахирургов, как Ф. Шлемм, Б. Лангенбек. О своей работе в Германии Пироговсказал:«Я застал…практическую медицину совершенно изолированной от главных реальныхееоснов: анатомии и физиологии.Было так, что анатомия и физиология – сами посебе. И сама хирургия – ничего общегос анатомией». По возвращении из-за границыпо предложению Майера, который подал вотставку, Пирогова избралиэкстраординарным профессором Тартуского университета. Делов том, что Николаю Ивановичубыло тогда всего лишь 26 лет, поэтому его не могли избратьординарнымпрофессором, но уже через год он стал им. За время работы в ТартуПироговнаписал около 10 крупных научных работ.

Более 8 лет он изучал анатомию фасций,артерий применительно к возможностям хирургических операций (по сути, заложилосновы оперативной хирургии и топографической анатомии). Так, работа 1837 г.,которая называется «Хирургическая анатомия артериальных стволови фасций»,поставила Пирогова в ряд лучших анатомов мира. Он неоднократно подчеркивалсвязьанатомии и хирургии, роль анатомии в практической деятельности хирурга.НиколайИванович писал, что только «в руках практического врача анатомия можетбыть полезной дляслушателей».

Пирогов призывал врачей к тому, чтобы онине скрывали своих ошибок, и в «Анналах хирургического отделения клиникиИмператорского Дерптского университета» (1839 г.)писал: «Я считаю священнойобязанностью добросовестного преподавателя немедленно обнародовать свои ошибкии их последствия для предостережения и назидания других, еще менееопытных, отподобных заблуждений».

В 1840 г. И. Ф. Буш ушел в отставку, аПирогова пригласили на кафедру в Медико-хирургическую академиюСанкт-Петербурга. Тогда Пирогов предложил создать кафедру госпитальной хирургиидля того, чтобы связь практической деятельности и достижений наукистановиласьпрочнее, чтобы студенты «…наблюдать природу не глазами и ушами своего учителя,но собственными».

Так, в дополнение к факультетским клиникамначали создавать госпитальные. В Санкт-Петербурге Пирогов выехал в 1841 г. –начался качественно новый и наиболее продуктивныйэтап деятельности НиколаяИвановича. Именно в этот период он создал достаточно известную

«ледяную анатомию».

В 1843–1844 гг. Пирогов применил методзамораживания трупов и тончайших распилових частей и органов, которые сохраняюттопографию органов живого человека. Об этом методеНиколай Иванович Пироговнаписал в работе «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела.

Анатомия описательно топографическая ихирургическая» в атласе с подробным пояснительным текстом. По поводу «ледянойанатомии» хирург В. И. Разумовский писал: «В результате многолетних неусыпныхтрудов – бессмертный памятник, не имеющий себе равного…Этот труд обессмертилимя Н. И. Пирогова и доказал, что русская научная медицина имеетправо науважение всего образованного мира». Пирогов улучшил методы преподаванияиисследования анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изученииартерий ифасций, различных анатомических областей. Этим Н. И. Пирогов радикальноизменил представление о хирургической анатомии.

Надо сказать, что Пирогов былхирургом-экспериментатором: многие хирургическиеоперации, такие, например, какнаркоз, перерезка ахиллова сухожилия и иные, он делал сшироким применениемэксперимента.

В 1851 г. он разработал способы«костнопластического удаления костей голени при вылущении стопы и резекциисустава. Следует отметить предложение Н. И. Пирогова о природегнойныхвоспалений (пиемии).

Эти гнойные воспаления были своего родабичом акушерских, хирургических и другихбольниц. Николай Иванович говорил, чтовоспалительные заболевания вызываются «пассивным агрегатом химическидействующих частей», т. е. органическим началом, «способным развиваться иразмножаться». Так, можно сказать, что Пирогов подошел вплотную кобъяснениюпричин гнойных поражений, еще до наступления эры развитиябактериологии.

Все это привело к тому, что больных сгнойными поражениями изолировали, а такжеспециально для них устраивались палатыили даже отделения. Персонал должен был оченьстрого соблюдатьсанитарно-гигиенические нормы.

Во время Крымской войны Н. И. Пироговпоехал на фронт, там он и собрал много уникального материала, который лег воснову еще одного классического труда Пирогова «Началаобщей военно-полевойхирургии, взятые из наблюдений военно-госпитальной практики и воспоминаний»(1865–1866 гг.). Позже Пирогов продолжал свои наблюдения и «принципыорганизации хирургической помощи» во время войн.

Например, он работал инспектором в 1877 г.во время Турецко-болгарской войны.

Нельзя не вспомнить выражение Пирогова:«Война – это травматическая эпидемия. Свойстваран, смертность и успех лечениязависят преимущественно от различных свойств оружия».

Это высказывание из краткой работы поопыту войны в Болгарии – «Военно-врачебноедело и частная помощь на театре войныв Болгарии». Приведем основные новаторские идеиН. И. Пирогова как военноговрача-хирурга.

1. Пирогов был против «спешных проводимыхопераций, ратовал, таким образом, за сберегательную тактику по отношению краненым и больным». Призывал отказываться от ранней ампутации при огнестрельныхранениях конечности, сопровождающихся повреждениемкости. Он был сторонником ирекомендовал всем так называемую сберегательную хирургию.

2. Большое значение Николай ИвановичПирогов придавал правильной иммобилизациибольных при переломах. Надо сказать,что он был одним из первых, кто ввел в широкую практику гипсовые повязки. Такжеиспользовались и крахмальные повязки.

3. Особое внимание уделялось «…хорошоорганизованной сортировке на перевязочныхпунктах и военно-временныхгоспиталях…».

4. Пирогов был новатором и в использованииобезболивания. Он одним из первых вЕвропе применил эфирный наркоз (эфирнаяповязка) в условиях военных действий у селаСалты при оказании помощи раненым.Так, хлороформное, эфирное, а также другие видыобезболивания прочно укоренилисьв медицинской практике.

5. Нельзя не сказать о взглядах Пирогована гигиену, на профилактику различных заболеваний. Вот что он говорил: «Я верюв гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашейнауки. Будущеепринадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об рукусгосударственной, принесет несомненную пользу человечеству».

Николай Иванович Пирогов, будучи помимопервоклассным хирургом, был отличныморганизатором и новатором в областимедицины и здравоохранения.

1. Обратимся к работе Н. И. Пирогова«Основные начала военно-полевой хирургии».Здесь мы встречаем следующие слова:«Не медицина, а администрация играет главную роль вделе помощи раненым ибольным на театре войны».

2. Следует сказать, что Н. И. Пироговценил помощь добровольцев в госпиталях и на полебоя. Например, во времяКрымской войны Николай Иванович Пирогов организовал перевязочный пункт прямо«под огнем противника». В этом пункте самоотверженно трудились сестрымилосердияКрестовоздвиженской общины Красного Креста. Надо сказать, что в общемподруководством Пирогова в Крымской войне трудились 120 сестер. Все они былиграмотно разделены Н. И. Пироговым на различные группы: дежурные сестры,сестры-хозяйки, перевязочные, транспортные, аптечные и т. д.Нужно отметить то,что Н. И. Пирогов был хорошим педагогом. Он предъявлял к себе какк педагогувысокие требования. В изложении какого-либо курса Пирогов стремился к большойнаглядности: применялись различного рода демонстрации на лекциях, внедрялисьновыеметоды в преподавании хирургии и анатомии. Надо сказать также, что Н. И.Пирогов ввелклинические обходы.

Поражение в Крымской войне, интриги вМедико-хирургической академии и другие факторы повлияли на Пирогова, и он в 46лет принял решение уйти из академии и принял предложение стать попечителемучебных округов в Одессе.

После этого он стал попечителем учебныхокругов в Киеве. Характер Николая Ивановича Пирогова, его взгляды наобразование, а также новая вспышка реакции после выстрела Д.Каракозова вАлександра II – все это повлияло на то, что правительство отстранило Пироговаотвсех занимаемых им постов, после чего он переехал жить в свое имение Вишня,котороенаходилось рядом с Винницей. Там Н. И. Пирогов оказывал медицинскую помощьместномунаселению, а также писал воспоминания. Стоит упомянуть о знаменитом«Дневнике староговрача», как говорил Пирогов, этот дневник, «писанныйисключительно для самого себя, но небез задней мысли, что, может быть,когда-нибудь прочтет и кто другой».Полно и ярко сказал о Пирогове И. П. Павлов:«Ясными глазами гениального человека,на самых первых порах, при первомприкосновении к своей специальности – хирургии – оноткрыл естественно-научныеосновы этой науки: нормальную и патологическую анатомию ифизиологический опыт ив короткое время настолько на этой почве установился, что сделалсятворцом всвоей области. Почти только лишь выйдя из юношеского возраста, он, оказавшисьзаграницей, не только не изобразил из себя робкого ученика, но смотрел наиностранных учителей как строгий критик и взял от них только то, чтодействительно представляло ценность».

Умер Николай Иванович Пирогов в 1881 г. Онсыграл одну из главных ролей в развитиимедицинской науки в России. После егосмерти в его память было учреждено Всероссийскоенаучное общество. Имение Н. И.Пирогова Вишня было переименовано в Пирогово, а дом сталмузеем Н. И. Пирогова.Рядом с музеем Пирогова находится склеп, где лежит забальзамированное теловеликого русского ученого-медика.

С.Ф. Хотовицкий

Степан Фомич Хотовицкий – врач, один изтех, кто заложил основы педиатрии в России. С. Ф. Хотовицкий закончилМедико-хирургическую академию в Петербурге в 1817 г. С1822 г. он сталпреподавать там судебную медицину, а также акушерство и т. д. В 1830 г. С.Ф.Хотовицкий стал профессором, а уже в 1832 г. – заведующим кафедройакушерства, женскихи детских болезней.

Хотовицкий был первым, кто читал полныйкурс лекций по детским болезням (1836 г.).

В 1847 г. был опубликован фундаментальныйтруд С. Ф. Хотовицкого, который был первымруководством по педиатрии в России иназывался он «Педиятрика». Вот еще ряд работ Хотовицкого: «О сибирской язве»(1831 г.), «О холере» (1832 г.), а также «Врачебно-народногонаставления длядуховных училищ» (1844 г.).

М. Я. Мудров

Матвей Яковлевич Мудров (1776–1831 гг.) –декан медицинского факультета Московского университета. Один из самыхвыдающихся терапевтов того времени. Педагогическиеи научные взгляды Мудровабазировались на характерной для русской медицины демократической традиции,учении о целостности и индивидуальности организма больного, идеях нервизма ивысокогуманных принципах подхода к страдающим. Матвей ЯковлевичМудровнеоднократно высказывал свои общественные и научные воззрения на торжественныхзаседаниях Московского университета. Наверное, самые полные представления оеговзглядах дает речь «Слово о способе учить и учиться медицине практическойили деятельномуврачебному искусству при постелях больных» (1820 г.). В этойречи (а также и в других работахМудрова) была изложена программа подхода кпрофилактике здоровых, к лечению больных,выдвинут ряд положений, ставшихафоризмами.

1. «Не должно лечить и самой болезни, длякоторой части и названия не находим, недолжно лечить и причину болезни, котораячасто ни нам, ни больному, ни окружающим егонеизвестны, а должно лечить самогобольного, его состав, его орган, его силы».

2. «Одна и та же болезнь, но у двух разныхбольных требует весьма разного подхода».

3. «…Начав с любви к ближнему, я должен бывнушить себе все прочие, проистекающее из одной врачебной добродетельности, аименно: услужливость, готовность к помощи вовсякое время, и днем, и ночью;приветливость, привлекающую к себе робких и смелых; милосердие к чужестранным ибедным, бескорыстие снисхождения к погрешностям больных; кроткую строгость к ихнепослушанию; вежливую важность к высшим; разговор только о нужноми полезном;скромность и стыдливость во всяком случае; умеренность в пище;ненарушимыеспокойствия лица и духа при опасностях больного; веселость без смехаи шуток при случайныхсемейных беспорядках; обуздание языку в состязаниях покакому то поводу ни было; радушное принятие доброго совета, от кого бы он нишел, убедительное отклонение вредных предложений и советов, удаление отсуеверия; целомудрие…словом, мудрость. Медицину должносоединить с мудростью,ибо, по словам Гиппократа, врач, любящий мудрость, подобен отцу».

4. Врач должен «…хорошо руководить больнымради здоровья, заботиться о здоровомради того, чтобы он не болел, заботиться оздоровых и ради благополучия поведения».

5. «Взять на свои руки людей здоровых,предохранить их от болезней наследственных илиугрожающих, предоставлять имнадлежащий образ жизни, есть честно и для врача покойно. Ито легче предохранитьот болезней, нежели их лечить…».

Мудров неоднократно подчеркивал значениевлияния психики, которую он связывал сдеятельностью мозга, требовал«исследовать действия душевные, зависящие от мозга, состояния ума, тоску, сон»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.13%
НЕТ
38.87%
Проголосовало: 1518

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет