Технологическаякарта урока
Учебныйпредмет:История России.
Класс: 9.
УМК:История России. XX – началоXXIвека». Данилов А.А., Косулина Л.Г.,2012 г.
Темаурока:«Борьба за власть в партии большевиков».
Типурока: проблемный.
Оборудование:ноутбук,выход в интернет, проектор, исторические документы, схема «Внутрипартийнаяборьба 1920-х гг.»
Цели:датьпредставления о противоречивости развития страны в 1920-1930 гг. XX в.;объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг.;охарактеризовать политические процессы 1920-х гг.; рассказать об особенностяхполитической системы СССР в 1920-х гг., о роли коммунистической партии;выяснить предпосылки установления в стране культа личности Сталина; познакомитьс датами основных исторических событий: 21 января 1924 г., декабрь 1925 г.,июнь 1928 г., 1928-1932 гг.; рассказать о современных версиях и трактовкахдеятельности И.В. Сталина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева; познакомить спонятиями и терминами: коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия,партноменклатура.
ФормироватьУУД:
—Метапредметные:сознательноорганизовывать и регулировать учебную деятельность; анализировать и обобщатьфакты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы, использовать современныеисточники информации; решать творческие задачи, представлять результаты своейдеятельности; проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективнойработе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальномокружении.
-Личностные: осознаватьсвою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические традиции иценности общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующихпоколений.
-Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощьюучителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе егооценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с учителем о правилахповедения и общения и следовать им.
— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системезнаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовыватьинформацию из одной формы в другую.
Планируемые результаты
Предметные:
· знаютпонятия коррупция, «чистка» партии, троцкизм, бюрократия, партноменклатура;
· умеютпользоваться понятиям;
· знаюти понимают ход исторических событий.
Личностные:
· учатсяоценивать чужие и свои поступки;
· формулируютсвою точку зрения на ход и итоги событий;
· умеютделать выводы.
Метапредметные:
· умеют определять и формулировать цель на уроке с помощьюучителя;
· планируют свои действия в соответствии с поставленнойзадачей;
· вносят необходимые коррективы в действие после его завершенияна основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
· умеют слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли вустной форме (Коммуникативные УУД).
· умеют ориентироваться в своей системе знаний, осуществлятьанализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (ПознавательныеУУД).
Межпредметные связи: Всеобщаяистория, литература, информатика.
Организацияпространства: фронтальнаяработа, индивидуальная работа.
Информационное обеспечение урока:Презентация «Борьба завласть в партии большевиков».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный этап |
Приветствие учителя и определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. |
Ответное приветствие |
Готовность и уроку |
Готовность класса к восприятию знаний, установление доброжелательной обстановки урока |
Мотивационно-целевой этап |
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Учитель ставит проблемный вопрос: До сих пор не смолкают споры: почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? Слайд 1. Объявляет план урока: 1. Смерть Ленина 2. Коммунистическая партия в 1920-е гг. 3. Внутрипартийная борьба за власть. Просит записать в тетрадь. |
Записывают в тетрадь дату, план урока. |
Умение выражать свои мысли и доводы в устной форме, на поставленный вопрос |
Желание узнать версии о победе Сталина И.В. в борьбе за власть, и формирование личного отношения к данным событиям. |
Актуализация знаний |
М.П. Томский в марте 1922 г. Заявил: «нас упрекают за границей, что у нас режим одной партии…у нас много партий. Но в отличии от заграницы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме». Почему же этот факт радовал партийца? Что происходило в то время в рядах партии? В политическом развитии страны? Обсудим эти вопросы на уроке.
|
Беседа, высказывают свои мнения. |
— уметь выражать свои мысли устно, слушать и слышать друг друга — давать определение понятиям.
|
Уровень подготовки обучающихся к уроку. |
Целеполагание (постановка учебной задачи) |
Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока. В декабре 1922 г. Лидер партии большевиков В.И. Ленин тяжело заболел. До марта 1923 г. Он продиктовал ряд статей: «О кооперации», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше», «Как на преобразовать РАБКРИН», в которых пытался показать свое видение будущего социалистического общества. Отношение к этим работам неоднозначное. Что же предлагал лидер партии? Изучите и прокомментируйте схему. |
Изучают и дают комментарии к схеме.
|
— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; — устанавливать причинно-следственные связи; — целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
|
Определение целей и задач урока
|
Практическая деятельность по изучению нового материала
|
1.Смерть Ленина. В январе 1924 г. В.И. Ленин умер. Его смерть и болезнь породили борьбу за власть в руководстве партии. Будучи тяжело больным В.И. Ленин написал в 1922 г. «Письмо к съезду», в нем он давал оценку самым близким своим соратникам. Слайд 3. 2. Коммунистическая партия в 1920 годы. Международная обстановка в 1922 г. Изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития зависит от обстановки в партии. Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии? Слайд 4. 3.Внутрипартийная борьба за власть. Вы убедились, что изменения, произошедшие в партии, предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война. Проверка выполнения задания и составление схемы. Слайд 5. |
Знакомство с документом, ответы на вопрос: «Кто и почему мог стать лидером в стране?», осмысливание полученной информации, ответы на поставленный вопрос, формулировка выводов.
Работают с текстом параграфа, дают характеристику коммунистической партии. (проверка выполненного задания и составление схемы).
Ответы на вопрос.
Работают с материалами параграфа и письменно отвечают на вопросы: 1. Причины внутрипартийной борьбы. 2. Ход и итоги внутрипартийной борьбы. Составляют схему. |
— Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; — давать определение понятиям; — устанавливать причинно-следственные связи;
|
Усвоение нового материала, расширение словарного запаса, приобретение навыка работы в сети.
|
Включение в систему знаний и повторение |
|
Выполнение теста. Взаимопроверка. |
— готовность к получению нового опыта; — планирование своей работы, — контроль своего процесса деятельности, |
Определение уровня усвоения нового материала. Получение первых результатов изучения темы.
|
Рефлексия, подведение итогов
|
Как вы думаете, почему в борьбе за власть победу одержал И.В. Сталин? Оцените высказывание Г.Зиновьева на XIII съезде РКП(б) в 1924 г. Учитель подводит итоги.
|
Учащиеся высказываются. Анализ проделанной работы на уроке.
|
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
|
Подведение итогов занятия, определение уровня успешности деятельности учащегося на занятии.
|
Домашнее задание
|
Конспект в тетради. Подготовить сообщение о политических деятелях 1920 гг. |
Воспринимают информацию учителя о домашнем задании. Задают уточняющие вопросы.
|
— готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; — устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
|
Выравнивание знаний, умений и навыков учащегося по теме занятия, стимулирование интереса, развитие самостоятельности, усидчивости и ответственности.
|
