Конспект уроклитературного чтения «О.Григорьев Витамин роста». 3-й класс
Учитель– Морозова Галина Михайловна
Темаурока – стихотворема О. Григорьева «Витаминроста».
Типурока – урок работы с необычным жанромстихотворемой.
Целиурока:
а) проследить потексту, какие открытия в науке делает герой стихотворемы;
б) дать понятиестихотворемы: разная длина строк, использование сразу двух речевых стилей –разговорного и научного;
в) познакомить соперой Десятникова «Витамин роста».
Задачиурока:
а) сформироватьпредставление о витаминах;
б) развивать иобогощать речь, образное мышление, память, воображение;
в) развиватьумения анализировать произведения в жанре стихотворема.
Оборудование:мультимедийная презентация урока, видеозапись оперы Л.А. Десятников «Витаминроста», аудиозапись стихотворемы О. Григорьева «Витамин роста».
Ходурока
(слайд1)
1. Речеваяразминка.
–Здравствуйте, ребята. Начнем наш урок как обычно с речевой разминки. Давайтепочитаем на скорость. (дети читают на скорость по учебному пособиюГ.Г.Мисаренко )
2.Актуализация урока
На слайдах (2,3,) вопросы, накоторые дети дают устные ответы и обсуждают их.(включается 4 слайд)
— Сейчас давайте послушаем рассказываших одноклассников о разных витаминах.
(под каждый слайд (5-10) свитамином выходит ребенок и выступает с докладом)
– Кто из васупотребляет витамины? (Ответы детей.)
– Для чегоупотребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
(слайд 11)
Знакомствос биографией Олега Григорьева. (слайд12)
(Учительпоказывает слайд, на котором портрет и биография автора, рассказывает детям ожизни писателя)
Учительпереключает на 13 слайд, на котором вопрос о связи писателя и витамина роста.
Предположительныеответы детей. (автор быстро рос, написал произведение о витаминах)
— Молодцы,Олег Григорьев действительно написал произведение о витаминах, котороеназывается «Витамин роста» (слайд 14), но произведение это необычное. Давайтевспомним литературные жанры которые вы знаете?
—ответыдетей (сказка, рассказ, басня, стихотворение)
— Давайтеоткроем произведение и прочитаем название жанра
-Детичитают –стихотворема. (слайд 15)
Учительрассказывает о новом для детей литературном жанре – стихотворема, рассказываетв чем его отличие от других жанров, в чем его уникальность. (слайд 16)
Словарнаяработа
— В текстемы встретим новые слова, давайте познакомимся с их лексическим значением (слайд17,18).
3.Первичное знакомство с текстом.(слайд 19)
Сейчасприступим к прослушиванию аудиозаписи стихотворемы Олега Григорьева «Витаминроста», во время прослушивания прошу вас следить по тексту и обратить вниманиена необычность стихотворного размера; постараться уловить его ритм, темп, настроение;представить картины того, о чём читаете.
-Итак,начинаем слушать.
(прослушиваниеаудиозаписи)
Послепрослушивания обсуждение с детьми какие эмоции вызывает это произведение.
4. Повторноечтение и анализ произведения
Олег Григорьев
ВИТАМИН РОСТА
(стихотворема)
1
Мирбыл, как глобус, синь и кругл.
Учительбиологии ходил по классу из угла в угол.
Ичитал лекцию о питании человека
Всвязи с научными достиженьями века. (Итак, мы в школе, на урокебиологии. Это предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.Тема этого урока – «Питание человека».)
–Дорасти до потолка в наше время
Относительнопросто.
Дляэтого открыт в природе
ВитаминА – витамин роста. (Мы ответили на один из вопросов?)
Особенномного витамина А
Содержитв себе морковь.
Наверное,поэтому у маленьких детей,
Иособенно у зайцев,
Кней такая большая любовь. (Похоже, этот учитель с чувством юмора.)
Смирнов,сходи, пожалуйста, вниз
Ипринеси из живого уголка
Двухмаленьких белых крыс.
Этихмилых, крошечных альбиносов. (Альбиносы – животные белого цвета.Интересно, зачем они понадобились?)
Дасмотри не задерживайся у попугаев
Ине задавай им
Никакихвопросов. (Похоже,Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его посылают в живойуголок?)
Заоднопоймай на окне
Самуютолстую муху
Инакорми в террариуме
Тритона.(Тоесть ящерицу.)
Будьосторожен –
Неспугни с яиц клуху
Иопасайся питона. (Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, иящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… А Смирнов, похоже, свойчеловек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится.)
Апока Смирнов ходит вниз,
Расскажуя вам немного про крыс.
Вызнаете, какие это вредные
Инахальные животные. (А тема урока какая? Интересно, при чём здесь крысы?)
Особеннокрысы опасны,
Когдабывают голодные.
Тогдаони из склада в склад
Целымистаями по городу носятся.
Кстати,кто скажет,
Ккакому отряду крысы относятся?
–К отряду грызунов, –
СказалИванов.
–Совершенно верно.
Толькопрекрати грызть яблоко.
Аты, Мехнов, отвернись от окна
Иповерни ко мне
Хотябы одно глазное яблоко. (Вы заметили, как Олег Григорьев играетсловами? А в чём провинился ученик Мехнов?)
Еслис крысами не бороться
Идать им свободно плодиться,
Онибы всю землю заняли в год,
Инам пришлось бы
Где-нибудь
Натесном Марсе ютиться. (Посмотрите, как наш художник представилсебе эту картину.)
Человечествоведёт с ними
Непрерывнуювойну
Спеременным успехом:
Ихтравят мышьяком,
Ядохимикатами,
Наних ставят капканы,
Крысоловки
Ивот теперь научились
Убиватьих смехом.
Вкаком-нибудь складе,
Гдеих целое общество,
Илипопросту популяция,
Ставитсяаппарат
Ивключается мультипликация…
Ина том месте фильма,
Гденачинают
Котаремешком драть,
Такчто искры летят из меха,
Крысызадирают ноги
Иначинают так неистово хохотать,
Чтолопаются от смеха.
Однакочто это так долго
ХодитСмирнов?
Неужелиопять питона
Незадвинули на засов? (А что, бывало уже такое?!)
Ах,вот и он сам… явился!
Чтож ты так долго не шёл?
Ая думал, ты куда-нибудь
Трагическипровалился.
Итак,с сегодняшнего дня
Мыначинаем эксперимент. (Как сказать по-другому? Опыт. Начинаетсякакой-то опыт, наверное, по теме урока.)
Вотэтому крысёнку
Мыповесим бирку со знаком «плюс»
Ибудем кормить его пищей,
Богатонасыщенной витамином А,
Чтобыон вырос у нас с арбуз. (То есть чем кормить?)
Илидаже с два.
Другому,вот этому,
Которыйвысунул
Изклетки хвост,
Мыбудем давать
Стерильнуюпищу, (Тоесть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего?)
Чтобывызвать у него
Авитаминоз.(Сравнитес нашим ответом.)
Ипримерно через месяц
Мыувидим,
Какойиз этого получится эффект. (То есть результат.)
Конечно,в том случае,
Есликрыса с «плюсом»
Неимеет в своих генах дефект. (То есть если здорова. Вы поняли, какогорезультата надо ожидать?)
Проходитнеделя,
Проходитдругая,
Ивот уже опыт пора прекращать.
Учитель,за опытом наблюдая,
Ничегоне может понять. (Почему? Что случилось?
(Предположениядетей.)
Вырослакрыса,
Которойв пище
Сизбытком давали витамин А,
Нотакже выросла
Идругая крыса,
Идаже больше раза в два. (Вы догадались почему? Какоепредположение возникает?)
2
Однажды,
Передтем как начать урок,
Учительзашёл
Вживой уголок.
Крыса,
Котораяне получала витамина А,
Сжадностью ела морковку. (Откуда взялась морковка, догадались?)
Учительхотел морковку отнять,
Нокрыса огрызалась
Иотпрыгивала ловко.
–Тут, видимо, кто-то есть, – (Кого он увидел, как вы думаете?..Проверим.)
Решилучитель и оглядел комнату. –
Нуда, так и есть! –
Из-подстола торчали чьи-то пятки.
–Кто тут играет в прятки?
Ах,это ты, Смирнов! (Мыбыли правы, это действительно Смирнов!)
Нуда… я так и знал.
Тыкак это здесь оказался?
–У меня шнурок развязался,
Яего на бантик хотел завязать,
Аон у меня на узел завязался. –
Из-подстола вылезли ноги Смирнова,
Потомтуловище,
Азатем голова.
Изкарманов его
Предательскиторчала,
Покачиваясьиз стороны в сторону,
Зелёнаяботва. (Авот и ответ на вопрос!)
–Красна девица сидит в темнице? –
Задалучитель вопрос в упор.
Смирновбыстро сунул в карман «косицу»
Исказал в ответ: – Я знаю, это помидор.
–Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешьне хитрить.
Язнаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи,Смирнов, откровенно,
Тыкрысу кормил
Изгуманных соображений
Илииз шалости? (Чтозначит «из гуманных соображений»? – То есть потому что любил ижалел.)
Смирновопустил глаза
Исквозь слёзы сказал:
–Не из гуманных соображений,
Аот жалости. (Смирновне знает этого слова, но кормил действительно от жалости. Попробуйте предположить:учитель накажет или похвалит ученика? А вы бы на его месте?)
–Ну не плачь,
Опытты не сорвал,
Адаже подтвердил. (То есть доказал, что… витамин Адействительно витамин роста.)
Воттолько внешней стороне дела
Тынемножечко повредил. (Чему же повредил Смирнов? – Крыса сбиркой «–» выросла больше, чем с биркой «+», потому что Смирнов её лучшекормил.)
Ичтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненьяи придирки,
Явозьму
Ипереставлю на клетках бирки.
Апоскольку за нарушенье
Режимапитанья
Тыосновной ответчик,
Тосделаешь дома к весне, в наказанье,
Ипринесёшь в живой уголок скворечник. (Как вы думаете, это для Смирновастрогое наказание? Похоже, учитель простил его за срыв эксперимента.)
5.Знакомство с оперой Л.А. Десятникова «Витамин роста»
— Ребята, а вызнаете что на основе произведения «Витамин роста» создана одноименная операизвестным композитором Леонидом Аркадьевичем Десятниковым, давайте вместе еёпосмотрим и послушаем.
Просмотрвидеозаписи оперы Л.А. Десятникова «Витамин роста»
6.Обобщающаябеседа.
— Почемустихотворение названо стихотворема? (Стихотворение +теорема + поэма = стихотворный рассказ с доказательством теоремы.)
— Правильно липоступил Смирнов, сорвав эксперимент?
— А как бы вы поступилина его месте?
— Так может быть,для того чтобы “вырасти” нужно употреблять не только морковь?
— А какие ещепроблемы поднимает, на ваш взгляд, Олег Григорьев в своем произведении?
Итогурока.
– Чтонового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока? А узнали.что-то новое о самих себе? (Ответы детей.)
Домашнеезадание.
Выучить отрывок из стихотворемы.
