Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39
Ознакомление с окружающим миром
«Моя семья»
Петренко Ольга Сергеевна.
Конспект занятие с детьми подготовительной к школе группе натему «Моя семья »
Цель.
Формированиепредставления детей о семье.
Задачи.
Расширитьпредставление о членах семьи, их хобби и интересах.
Развиватьумение использовать схему в работе с конструктором. Закреплять умение делитьпредмет на 4 и 8 частей. Закреплять знания о портрете,
Воспитыватьлюбовь и уважение к семье, вызвать желание помочь мальчику.
Предполагаемыеобразовательные результаты (целевые ориентиры).
Обогащениепредставлений детей о семье.
Оборудование.
4мольберта, 2 набора конструктора, схема, 2 рецепта, картинки с изображением рыбречных и аквариумных, овощей и фруктов, 2 кастрюли, ножницы, 2 основы дляпортрета, части лица, изображение аквариума, карточки с загадками, 7 букв Я,магниты, клубок ниток , шарик ,ноутбук, презентация.
Ход.
Воспитательи дети заходят в зал. Воспитатель обращает внимание детей на плачущего мальчикана экране.
Воспитатель: -Кто там плачет?
Дети:- Маленький мальчик плачет.
Воспитатель. –Дети, как вы думаете, что с ним случилось?
Детивысказывают предположения.
Воспитатель:- А я знаю историю этого мальчика. Однажды, когда мальчик играл напланшете, мама попросила его помочь вымыть посуду. Мальчик ответил, что нехочет отвлекаться от игры. Когда брат и сестра попросили поиграть с ними,мальчик сказал, чтобы они ему не мешали. Так же он отказался помогать и папе ибабушке и дедушке. А потом так рассердился, что все ему мешают, что сказал«Хочу, чтобы все исчезли и не мешали мне играть». И тут вся семья исчезла.Сначала мальчик был очень рад этому, но потом понял, что без семьи ему грустнои одиноко. Но что нужно сделать для того, чтобы семья вернулась, он не знает.
Детипредполагают, как можно помочь мальчику.
Появляетсяизображение желтой лампы.
Дети: -Лампа зажглась желтым светом. Может быть, лампа подсказывает, как вернуть семьюмальчика? Давайте пойдем к желтой букве.
Детиподходят к столу. Там лежат записка, детали разобранного конструктора и схема.
Дети:- Интересно, какое задание надо выполнить сейчас?
Воспитатель:- Здесь лежит записка. Кто-то написал, что надо срочноотремонтировать эти приборы. Как мы это будем делать?
Дети:- На столе лежит схема, давайте соберем детали по схеме ипосмотрим, что получится.
Детисобирают детали по схеме.
Воспитатель:- Что у вас получилось?
Дети:- Мы отремонтировали радио и вентилятор,
Воспитатель:- Как вы думаете, кому мы сейчас помогли? Кто дома можетзаниматься ремонтом?
Дети:- У нас дома все ремонтирует папа.
Воспитатель:- Он все может ,все умеет,
Всеххрабрее и сильнее
Штангадля него как, вата
Нуконечно это… (папа)
Слайд3 (Изображение папы)
Воспитатель:- Посмотрите, лампа зажглась оранжевым светом. Интересно, чтоэто значит?
Дети: -Надо найти оранжевую букву.
Детиподходят к столу. На столе стоит 2 кастрюли, лежат ножницы, рецепты икартинки с изображением овощей и фруктов.
Воспитатель: -Как вы думаете, что надо тут сделать?
Дети:- Надо приготовить блюда по этим рецептам.
Воспитатель:- А что нужно приготовить.
Дети:- Один рецепт — борщ, а второй – компот.
Воспитатель:- Какие продукты вы, возьмете для приготовления, каждогоблюда и как будете разрезать?
Дети:- В каждом рецепте нарисовано, что надо взять и как разрезать.
Воспитатель:- Кто же вас научил готовить?
Дети:- Мама.
Отгадайтезагадку.
Ктовас, дети больше любит
Ктовас нежно так голубит
Изаботится о вас,
Несмыкая ночью глаз?
Дети:- Мама.
Слайд2 изображение мамы.
Воспитатель:- Дети, посмотрите, на экране, рядом с мальчиком появиласьмама. Но он все равно еще грустный.
Дети:- Лампа зажглась сразу двумя цветами. Надо найти красную исинюю букву. Дети подходят к мольбертам с портретами.
Воспитатель:- Как интересно. Здесь кто-то рисовал портреты, но их незакончили. Интересно кого хотел изобразить художник? Как вы думаете?
Дети:- Художник наверно хотел изобразить девочку и мальчика.
Воспитатель:- Давайте поможем художнику, закончим портреты. На столе лежитмного разных частей портрета. Но надо договориться, кто будет делать портретдевочки, а кто портрет мальчика, и кто какую часть портрета будет искать.
Детивстают в кружок и договариваются, кто что ищет.
Воспитатель:- Получился у нас портреты девочки и мальчика или какая-тодеталь подобрана неправильно?
Каквы думаете, что это за дети?
Дети:- Это наверно сестра и брат.
Воспитатель:- Для родителей они равны,
Словно два котенка.
Хоть совершенно не похожи,
Он мальчик, а она — девчонка.
Дети:- Брат и сестра.
Когдадети отгадают загадку, на экране появляются брат и сестра.
Слайд5(брат и сестра)
Мальчикпродолжает плакать.
Дети:- Лампа зажглась фиолетовым светом. Давайте найдем фиолетовуюбукву.
Детиидут к столу ,на котором стоит таз с рыбками и мольберт с изображениемаквариума.
Дети:- Кто-то перепутал рыб. В тазу находятся рыбки аквариумные и речные.
Воспитатель:- Что же мы будем делать?
Дети: -Аквариумных рыб надо посадить в аквариум.
Воспитатель:- Как вы думаете, у кого в семье такое хобби – рыбалка и аквариумныерыбки?
Дети:- У дедушки.
— Воспитатель:
Онтрудился не от скуки
Унего в мозолях руки,
Атеперь он стар и сед-
Мой родной любимый …
Дети: -Дед.
Наэкране рядом с мальчиком появляется изображение дедушки. Но мальчик все равно грустный.
Слайд6(дедушка)
Дети:- Лампа зажглась голубым светом. Нам надо найти голубую букву.
Детиподходят к доске. На доске расположены карточки с загадками.
Воспитательзагадывает загадки, если дети отгадают, воспитатель переворачивает карточку. Наобратной стороне – картинки с отгадкой.
Никакихне знал забот,
Колобкомжил целый год,
Нопришли сестрицы —
Тоненькиеспицы,
Ухватилисьза мой хвост,
Уменьшатьсястал мой рост.
Сестрыпотрудились —
Носочкиполучились.
Ая вот потерялся.
Ктоя? Догадался?
(Клубок)
Онтакой румяный, пышный,
Естьс капустой, с мясом, с вишней.
Всемребятам он дружок –
Вкусный,сдобный…
(пирожок)
Бабушкавезде искала:
На столе, под одеялом,
На комоде, на окошке,
В тёмном уголке у кошки.
К зеркалу вдруг подошла,
Их на лбу она нашла!
Дайте мне скорей ответ:
Что же это за предмет?
(Очки)
Когдадети отгадают все загадки и все картинки будут перевернуты, на картинкепоявляется бабушка.
Слайд7(бабушка)
Воспитатель: -Дети, посмотрите ,сколько букв мы собрали?
Дети:- 7 букв.
Воспитатель:- А что же получится ,если у нас есть 7 Я?
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
Дети: -Семья.
Воспитатель: -Посмотрите, как радуется семья мальчика ,что собрались все вместе.
Слайд8(Семья)
Воспитатель:- Почему плакал мальчик? Что вы сделали, чтобы помочьмальчику? Почему каждому человеку так важна семья? За что вы любите свои семьи?
Детиотвечают на вопросы.
Воспитатель:Семья- это слово нам многое скажет.
Семья намс рожденья путь в жизни покажет.
Семья снами рядом всегда и везде,
Онамного значит в каждой судьбе.
Воспитатель: ребята,а чтобы у всех поднялось настроение, скажем друг другу добрые слова.
Детистоят в кругу, у воспитателя клубок ниток. Воспитатель держит нитку рукойговорит комплимент рядом стоящему ребенку ,передает клубок дальше и так ,детипередают клубок ,говоря друг другу комплименты.
Ниткаклубка образует замкнутый круг.
Воспитатель:посмотрите ребята ,у нас получился круг, на что он похож?(ответыдетей)
Дети,что же такое семья?
Каквы это понимаете? (ответы детей)
Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»
Папа — дедушка. (Дедушка старше, а папамладше);
Мама — бабушка. (Бабушка старше, а мамамладше);
Дедушка — внук. (Дедушка старше, а внукмладше);
Бабушка — внучка. (Бабушка старше, авнучка младше);
Брат — сестренка. (Брат старше, асестренка младше).
Психогимнастика «Семья»
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы имамы, когда они радуются? Посмотрите, как (имя ребенка) радуется, давайте унего спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лицау папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мамаудивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лицау папы и мамы, когда они сердятся? У (имя ребенка) было такое выразительноелицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица упапы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, (имя ребенка)? Чтоих так может напугать?
Воспитатель: покажите, какоевыражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать.
(руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка,
(загибают по одному пальцу на обеихруках)
Мой щегол, сверчок и я — вот и вся моясемья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей) — мамин, папин, дедушкин …
Шапка (чья) — мамина, бабушкин …
Очки (чьи) — дедушкины, бабушкины …
Платье (чьё) — сестры, мамино …
Ботинки (чьи) — брата, папины …
Кофта (чья) — мамина, папина, сестры,брата …
Плащ (чей) — мамин, сестры, дедушкин,папин …
Сумка (чья) — мамина, папина, бабушкина…
Портфель (чей) — сестры, брата… и т. Д
Воспитатель:
А сейчас мы узнаем ,кто кем приходится?
Согласны?
Воспитатель:Объясню правила игры.
Я буду по очереди каждому из васзадавать вопрос и передам волшебный шарик, а вы должны взять шарик ,правильно ответить на вопрос и передать шарик следующему по кругу.
(дети становятся в круг).
1.- девочка для мамы и папыкто? (дочка).
2.-мальчик для папы и мамы кто? (сын).
3. –кто такие бабушка и дедушка (родители мамы и папы)
4.-папа для дедушки и для бабушки кто (сын).
5. -мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).
6.-кто папа для мамы? (муж)
7.-кто мама для папы? (жена)
молодцыребята, все знаете о своей семье.
Воспитатель: Дети, как вы выражаете свою любовь к близким?
(совершаемхорошие поступки)
Верно,надо совершать хорошие поступки, и стараться не делать плохих, что бы, неогорчать своих родителей.
Воспитательпредлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые онискажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова инаматывают в клубок нить.
В: аэтот клубочек я спрячу в волшебный сундучок и раздам вашим родителям.
Изваших рассказов я поняла ,что у всех вас очень дружная и хорошая семья!
Спасибо ребята, я оченьрада, что вы так много знаете о своей семье, о том, кто и чем любит заниматьсяв вашей семье. Семья, очень нужна каждому человеку, большому и маленькому.Очень важно, чтобы все члены семьи любили друг друга, уважали, заботились друго друге. Ребята, давайте сейчас каждый из вас нарисует свою семью, авечером вы подарите свои рисунки родителям.
Дети садятся за столы и создают закрепления материала ,рисование можнопровести в другое время .
Списокиспользованной литературы.
1. ДыбинаО. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
2. ГолицинаН. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Старшая группа.
3. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок. М.,2010.
4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
