X-PDF

Конспект по русскому языку на тему Подготовка к контрольному сочинению по картине С.А. Григорьева Вратарь ( 7 класс).

Поделиться статьей

Урок русского языка

7 класс

Подготовка к контрольному сочинению по картине

 С. А. Григорьева “Вратарь”

 

Целиурока:

подготовитьучащихся к описанию действий людей, изображенных на картине;

собратьматериал для написания сочинения по картине;

датьпонятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.

Оборудование:картина Сергея Григорьева «Вратарь», раздаточный материал на каждую парту (карточкидля словарной работы)

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово.

2.Слайд-шоу о спорте

-Чем объединены эти фото? (Темой спорта)

-Зачем нужно заниматься спортом?

-Может вы кого-то узнали?

— Ас чего начинается большой спорт? Давайте спросим у мальчиков класса.

3.Выступление мальчиков (об увлечении спортом).

4.Беседа.

— Аесть среди вас увлекающиеся другими видами спорта?

-Чем интересен футбол?

-Оказывается этот удивительный вид спорта привлекал внимание разных людей:писателей, поэтов, музыкантов, художников. И сегодня мы будем говорить окартине С.А.Григорьева «Вратарь».

5.Рассказ о художнике.

-Сергей Алексеевич Григорьев – народный художник Украины, родился в Луганске(Донбасс) в многодетной семье железнодорожника.

Широкуюизвестность приобрёл как автор произведений на тему семьи и школы. Лучшиеполотна художника посвященным детям. Среди них известны картины: “Обсуждениедвойки”, “Морской волк”, “Первые слова”, “Юные натуралисты”. Заслуженную славупринесла художнику картина “Вратарь”. Автору была присуждена Государственнаяпремия.

6.Беседа по картине:

-Какое время года и суток изображено на картине? Как вы эта определили?

(Осень. Литья пожелтели и опадают сдеревьев. Они разбросаны по земле. Художник изобразил погожий осенний день,вероятно полдень, потому что тени от людей и предметов короткие, прямые. Небоясное, чувствуется, что светит солнце.)

-Где происходит действие, изображенное на картине?

(Ребятаиграют на пустой площадке за домом, а не на настоящем футбольном поле: воротаони “соорудили”, возвращаясь из школы, из портфелей, сумок и беретов.)

-Кто является главным действующим лицом картины?

(Мальчик-вратарь)

-Каким изобразил художник вратаря? Опишите его позу, фигуру, выражение лица,одежду.

(Вратарьоперся о колени, стоит, согнувшись в напряженной позе, ожидая мяч,сосредоточенно следит за игрой. По его позе видно, что мяч далеко от ворот. Новратарь готов в любой миг вступить в игру и защищать свои ворота. Мальчик хочетбыть похожим на настоящего вратаря, он старается им подражать даже в одежде: нанем темный свитер, короткие штаны, на руках кожаные большие перчатки. На ногахспущенные носки, калоши, подвязанные тесемкой. Коленка перевязана, наверное,ему часто приходилось падать, защищая свои ворота. Видно, что вратарь смелый,бесстрашный мальчик.)

-Опишите маленького мальчика, который стоит позади вратаря.

(Завратарем в невозмутимой позе стоит заложив руки за спину и выпятив живот, малышв красном лыжном костюме. Он тоже считает себя знатоком футбола, ему хочетсяпринять участие в игре, но его пока не принимают).

-Как художник показал заинтересованность зрителей игрой футбол? Кто особенносильно увлечен происходящим? Опишите их.

(Взглядывсех зрителей устремлены вправо, на поле, туда, где идет напряженная борьба замяч. Взрослый болельщик, оказавшийся здесь случайно (он одет не для сидения надосках во дворе: в нарядной вышитой рубахе, на отвороте пиджака орденскиепланки, в руке папка с бумагами, на голове шляпа), всецело захвачен зрелищемигры, того и гляди сам ринется в бой. Сильно увлечен игрой и мальчик втемно-зеленом лыжном костюме с красным галстуком. Он смотрит, вытянув голову иоткрыв рот. Внимательно следят за игрой мальчик с малышкой на руках и девочка скрасным бантом на голове. Другие девочки – с куклой, в красной шапочке, вкапюшоне, — более спокойно наблюдают за происходящим, хотя и не отрывают глазот игры).

-Кто равнодушно относится к происходящему на поле?

(Малышка,укутанная в теплый платок и свернувшаяся у ее ног лопоухая собачонка).

-Почему картина называется Вратарь?

(Вратарь- главное действующее лицо картины. Художник показал храброго увлеченноговратаря, который вызывает наши симпатии).

-Как вы думаете, что хотел сказать художник своей картиной, какова ее основнаямысль?

(Футболинтересен всем.Футбол — любимый вид спорта.

Бесстрашныйвратарь на стаже своих ворот.)

— Вотличие от писателя художник изображает на картине какой-то один определенныймомент. Любопытно, что С.А. Григорьев не изобразил на своей картине самогофутбольного матча: по напряженной позе вратаря, по выражению лиц зрителей мыдогадываемся, что на поле сейчас острый момент игры. Для раскрытия своегозамысла художник использует такие средства живописи как цвет, освещение,композицию.

Выступление искусствоведа.

(Композициякартины тяготеет к неравностороннему треугольнику. Центральная фигурарасположена со смещением влево и развернута слева направо, поэтому дляравновесия композиции картины вся передняя часть или первый план остается свободным.В картине ясно читается воздушная перспектива, пространственность. Портфель вуглу уравновешивает фигуру мужчины, сидящего на втором плане.

Второйплан – это зрители, помощник вратаря и собака. В движении фигур чувствуетсяатмосфера напряжения.

Заднийплан – пейзажный. Это архитектурный пейзаж. По мере удаления от зрителя,очертания становятся размытыми, нечеткими.

Самаячетко прописанная фигура – главная – вратарь. Он изображен в профиль, а всеостальные развернуты на три четверти. Можно сказать, что структуру композицииили расположение предметов и фигур определяет линейная перспектива: этоизображение с помощью линий и построения геометрических фигур. На картинеГригорьева просматривается первый, второй и задний планы, а такженеравносторонний треугольник с вершинами: портфель, темное здание справа ифигура мужчины слева.

Такаякомпозиция подводит нас к мысли о том, что сейчас произойдет что-то оченьважное, возможно, кульминационная развязка матча.)

-Рассмотрим, как построена картина. Где — на переднем или на заднем плане -изобразил С.А. Григорьев главного героя, вратаря?

(Вратарьизображен на переднем плане, почти в центре картины, отдельно от других игроковкоманды. Он хорошо виден и сразу бросается в глаза, привлекает наше внимание.)

-Кто изображен на втором плане картины?

(Детии молодой мужчина, при этом они расположены так, что все хорошо видны.)

-Что вы видите на заднем плане?

(Город,огромные здания, жилые дома)

-Обратим внимание на детали в картине (ворота, сооруженные из портфелей, сумоки шапок, перевязанная коленка и кожаные перчатки вратаря и т.д.), выяснимих роль в раскрытии замысла художника.

-Какие цвета и оттенки использовал художник, чтобы подчеркнуть жизнерадостныйхарактер изображенного на картине события?

Теплыецвета и оттенки желтый, светло — коричневый, красный. Земля светло-коричневая,на кустарниках и на поле листья золотистые, оранжевые, доски, на которых сидятболельщики, светло — желтые. Красного цвета костюм на мальчике, который стоитпозади вратаря, шапочка на девочке, вышивка на рубахе мужчины, бант ушкольницы, галстуки. Эти цвета и оттенки помогают передать напряженностьизображенного действия, радуют наш глаз, способствуют бодрому, хорошемунастроению.

-Нравится ли вам эта картина?

(да,потому что на ней все изображено так, как бывает в жизни. Хочется самомуоказаться на этом поле и играть в футбол).

Словарнаяработа.

Вцелях предупреждения орфографических ошибок проверяется написание таких слов,как футбол, состязание, матч, кожаные перчатки, пиджак, свитер (произноситсятвердое [т]), капюшон, в легкой дымке, очертания строек.

Увлекательныйматч, футбольное состязание, слегка согнуться, начать игру, быстро реагировать,завладеть мячом, атаковать ворота, прикрывать ворота, бесстрашный вратарь, неприкасаясь рукой к мячу, растирая рукой ушибленное колено

Словарно-стилическаяработа.

1.Подберите соответствующие деепричастные обороты.

1)Мальчик шел на ворота….

2)Никто не мог с такой резкостью, как игрок, рвануться с места и … столь женеожиданно затормозить.

3)Он мощно разгонялся и … наносил удар с ходу.

4)… резко протягивал руку вперед, указывая, куда будет бить

Длясправки:

Недоходя до мяча двух шагов, перед самым ударом; не теряя мяча; притормаживая именяя направление; не меняя ритма шагов, не семеня.

2.Назовите деепричастия, которые можно употребить для описания позы и действийиграющих в футбол. Составьте с ними словосочетания.

(Завладевмячом, бросив мяч, кидая мяч, забив гол, атакуя ворота, атаковав ворота,закрывая ворота, прикрыв ворота, кинувшись к воротам, слегка согнувшись,отставив ногу назад, рванувшись с места, начиная длинный разбег, начав игру,быстро реагируя, мгновенно притормозив.)

Составлениеплана описания картины.

(Сильныеученики работают самостоятельно, слабые – с текстами)

Вначаленазовем основные подтемы рассказа:

1)За домом в погожий осенний день.

2)Бесстрашный вратарь и его помощник.

3)Зрители “болеют” по-разному.

4)Мастерство художника: удачная композиция, выразительные детали, мягкий колориткартины.

Общийплан

1)Тема и основная мысль картины.

2)Описание картины С.А. Григорьева “Вратарь”:

а)на пустыре в погожий осенний день;

б)бесстрашный вратарь;

в)мальчик в красном костюме;

г)болельщики и зрители.

3)Особенности композиции картины.

4)Роль деталей в картине.

5)Колорит картины.

6)Мое отношение в картине.

Итогиурока.

Домашнеезадание.

  Подготовитьдома черновик сочинения по картине С. Григорьева «Вратарь» и принести наследующий урок для написания в контрольных тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнения

Примеры сочинений

 

Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь»

 Картина была написана в 1949 году. Она имела оченьбольшой успех. За картины «Вратарь» и «Прием в комсомол» Григорьеву былаприсуждена государственная премия. Основная мысль картины, что футбол –увлекательной зрелище, которое нравится всем. На картине Григорьева изображентеплый осенний день, конец сентября – начало октября. Ветер, сметая, скручиваетжелтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. Пока еще сухая, но уже неранняя осень. Небо затянуло, как будто пеленою. На заднем плане виднеется городв легкой дымке. Пейзаж – фон, на котором изображены дети. Он написан легко исвободно. Пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол.Ребята собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. Ворота сооружены уних из портфелей, сумок и беретов. Художник не изобразил самого футбольногосостязания, поэтому полотно стало еще ценнее. Но туда, куда смотрит вратарь изрители очень острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится кворотам. Все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. Только вратарь водних трусах, словно на дворе лето. На руках у него перчатки, по которым видно,что мальчик очень опытный и не раз стоял на воротах. Самым ярким пятном картиныявляется красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. Вратарьстоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, наполе действия. Словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных украя дома. Зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленькийребенок. Все они очарованные игрой следят за ней пристально и очень увлеченно.Сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме. Мужчина -прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. Девочки тожеочень сосредоточены. Безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет,свернувшись калачиком возле детворы. Художнику удалось объединить персонажейединым действием. Каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждыйперсонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «Вратарь» является одной излучших. В ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция, мягкийколорит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сочинение по картине Григорьева «Вратарь»

На картине С. Григорьева «Вратарь» мы видим футбольныйматч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре. Из игроков изображентолько вратарь, остальные на картине не видны. Вратарь, судя по одетым на рукиперчаткам, по лицу, выражающему серьезность, по жилистым ногам, очень опытный ине раз стоял в воротах. Вратарь – мальчик двенадцати – тринадцати лет – стоял,ожидая атаки на его ворота. Он сразу после школы. Это понятно по его портфелю,лежащему вместо штанги. Вратарь, игроки и зрители находятся не на футбольном поле,а на пустыре, не предназначенном для футбола. На втором плане – мальчик заворотами и зрители. Наверное, мальчик в красном костюме хорошо играет, но егоне взяли, потому что он младше играющих. Ему на вид всего лет девять–десять, нопо выражению лица он сильно хочет играть. Зрители же самых разных возрастов: идети, и дяденька, и маленький ребенок. И все очень интересуются игрой. Толькособака, наверное, чья-то из зрителей, не смотрит на игру. Место действиякартины – Москва. На заднем плане видны сталинские постройки. На дворе осень.Конец сентября – начало октября. Погода замечательная, теплая, потому что всеодеты легко: в ветровках, некоторые – малыши – в шапках, вратарь – в шортах.Мне понравилась эта картина тем, что она «живая». Я чувствую эмоции, которымипереполнены ребята: и игроки, и зрители.

3. Сочинение с описанием

Я вижу картину С. Григорьева «Вратарь». На этойкартине изображены зрители и вратарь во время футбола. На переднем плане этойкартины изображен мальчик, по его виду понятно, что он вратарь. У него оченьсосредоточенное лицо, возможно, мяч приближается к воротам, или, скорее всего,ему сейчас пробьют пенальти. У вратаря забинтована нога, это показывает на то,что этот мальчик регулярно играет в футбол. Ему лет двенадцать, я думаю, чтоучится он средне. Возможно, в будущем из него выйдет хороший футболист. Завратарем стоит другой мальчик, поменьше. Он очень опечален, что его не взяли вкоманду. Он стоит с надутым лицом. Учится он примерно в третьем классе. Оночень уверен в себе. Ведь вместо того, чтобы сидеть с другими зрителями, онстоит на поле. Ребята играют во дворе, не предназначенном для игры в футбол. Уних вместо штанг по бокам лежат портфели, что показывает на то, что они играютв футбол после уроков. На среднем плане на лавке сидят зрители, явно увлеченныеигрой, кроме собаки, которая думает о чем-то своем, скорее всего, о еде. Наскамейке помимо детей сидит взрослый дядя, явно чрезвычайно увлеченный игрой.Наверное, он вспоминает себя в школьные годы. Рядом с дядей сидят две девочки.Первая – в плаще с капюшоном – тоже очень внимательно следит за игрой, второйтакже не менее интересно происходящее. Мне кажется, вторая девочкаобязательная. На руках у нее маленький ребенок. Рядом с ней сидят два мальчика,явно заинтересованные игрой. Первый мальчик нагнулся, чтобы лучше видеть игру,а второй вытянул шею, потому что за дядей ему ничего не видно. За этиммальчиком стоит девочка. Мне кажется, что она хорошо учится. Она одета вшкольную форму, на ее голове бант. Рядом – сидит мальчик с маленьким братом. Ясчитаю, что этот мальчик очень ответственный, все время помогает маме изаботится о младшем брате. Все зрители очень увлечены и сосредоточены на игре,даже младший брат последнего мальчика с интересом смотрит на происходящее.Возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит. На заднемплане изображены здания. Я думаю, действия этой картины происходят в крупномгороде, вероятно, в Москве, где-то золотой осенью, примерно при Хрущеве, вгодах 50–60-х. Небо мне кажется пасмурным, да и на улице не так уж жарко. Этакартина символизирует футбол. На ней изображено одиннадцать человек ичерно-белая собака. Одиннадцать человек символизируют количество игроков вкоманде, а черно-белая собака – футбольный мяч. В целом картина мнепонравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и всеигроки.

4. Короткое сочинение

 В самых сложных ситуациях человек умеет находитьотдушину, какое-то занятие для души. На картине Григорьева «Вратарь» художникпоказывает, что человек умеет приспосабливаться к самым непредсказуемымусловиям. В центре картины находится маленький мальчик, который поражает своейсерьезностью и сосредоточенностью. От него зависит исход игры, поэтому к немуприковано всеобщее внимание. За игрой заинтересовано наблюдают не только дети,но и взрослые. Простая одежда, пустырь, который используется вместе стадиона, иполуразрушенные дома говорят о том, что люди живут тяжело, что им не хватаетсамого необходимого. Самое удивительное – это любовь к игре, которая помогаетотвлечься от несправедливости и проблем. Мальчики играют, а портфели лежатрядом. Получается, что игра перехватила их по дороге домой. Они так увлечены,что их не волнует время, уроки и прочие прелести жизни. На первый взглядкартина кажется немного грустной, так как все герои и окружающие их предметыизображены в темных тонах. Правда, автор дает нам надежду на светлое будущее,которое непременно наступит. При этом художник подчеркивает, что оптимизмглавного героя и его болельщиков поможет пережить любые трудности.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей