Тема |
Изменение имен прилагательных по родам |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Цель |
Создание условий для определения рода имен прилагательных. |
Задачи |
1) научить согласовывать имя прилагательное с именем существительным. 2) развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников. 3) воспитывать любовь к родному языку. |
Оборудование |
Компьютер, презентация |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Вводный этап |
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Откройте тетрадь, запишите число. На следующей строке – классная работа.
— Весна — замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит? — Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной. ландыш трава солнце ветерок теплое птицы — Обратите внимание на получившийся ряд слов. — Назовите « лишнее» слово. Почему? — Что общего у оставшихся слов? — Докажите. (Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет). — Что мы знаем об имени существительном?( Ответы детей: имена сущ-ные изменяются по числам, только в единственном числе имеют 3 рода, изменяются или склоняются по падежам) — Определите род и число имен существительных. Ландыш — м.р., ед ч. Трава — ж.р., ед.ч. Солнце — ср.р., ед.ч. Ветерок — м.р., ед.ч. Птицы — мн.ч.
— Проверка. — Давайте обобщим наши знания об имени существительном. — А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово теплое — Скажите, а сможем ли мы определить род прилагательного «теплое»?
— Почему возникли трудности? — А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? Вот сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы. — Как вы думаете, какова тема нашего урока. — Какую цель мы перед собой поставили? (Научиться определять род имен прилагательных). |
Приветствуют учителя.
— Теплое, так как это прилагательное
Ландыш — м.р., ед ч. Трава — ж.р., ед.ч. Солнце — ср.р., ед.ч. Ветерок — м.р., ед.ч. Птицы — мн.ч.
— Другая часть речи
— Изменение имен прилагательных по родам |
. Основной этап |
— Что мы уже знаем о прилагательном? ( Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной) — Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена прилагательные? — Ребята, прилагательное ТЕПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЙ, ВЕСЕННИЙ.
— Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. ландыш душистый трава зеленая солнце весеннее ветерок теплый птицы перелетные
— Что вы заметили в правописании прилагательных? — Как вы думаете , что повлияло на то, чтобы окончания имен прилагательных изменились? — Отчего же, кто мне скажет, зависит окончание имени прилагательного? — Как узнать род имен прилагательных?
— Где мы можем точно узнать об этом? — Давайте сверим наши высказывания с правилом на стр. 72. ( Дети читают по учебнику правило) — Вы сейчас открыли ещё одно правило русского языка. — Род имени прилагательного зависит от существительного, которое с ним взаимосвязано. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. — Связь в русском языке имени существительного и имени прилагательного называется согласованием. Как вы думаете, почему? — А сейчас мы поиграем. Работа в парах Представленная информация была полезной? ДА 59.26% НЕТ 40.74% Проголосовало: 1129 — У каждого на столе лежат карточки, но у одного они с именами существительными, а у другого – с прилагательными. Соедините карточки, изменив, где нужно окончания прилагательных. Составьте и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания прилагательных. звонк.. капель голуб… небо свеж… воздух радостн.. весна длинн… сосулька дятел чёрн… ворон красноголов… сова мудр… (Карточки носят дифференцированный характер- для сильных пар с пропуском орфограмм). — Какие словосочетания у вас получились?
Физминутка
— Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. — Прочитайте: Русская матрёшка. Матрёшка – это кукла. Мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки лицо ,шаль и платье. Русская матрёшка –подарок. Русская матрёшка. Матрёшка – это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, нарядная шаль и яркое платье. Русская матрёшка – лучший подарок. — Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст). (Один ученик эти слова подчёркивает на интерактивной доске) — Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? —Выпишите из второго текста имена существительные ед.числа вместе с именами прилагательными с которыми они связаны и определите род имен прилагательных. (Один ученик работает у доски.) -Проверим. Кто согласен поднимите руку?
— Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?
Работа по учебнику. Упражнение 126,с. 73 (по рядам)
— Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных. Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода. Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов. Допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.
день (какой?) тёпл….. город (какой?) родн… шарф (какой?) син… ночь (какая?) тёпл…. деревня (какая?) родн… лента (какая?) син…. утро (какое?) тёпл…. село (какое?) родн… платье (какое?) син… ( Проверка с места, по экрану)
|
— Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной
— У имён прилагательных разные окончания — Стоящее рядом имя существительное — От его рода — Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное — В учебнике
— Они украшают речь, дают точное описание предмета
|
Заключительный этап |
Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы. — Понравился вам урок? (1. Мы работали со словосочетаниями. 2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных. 3. У имен прилагательных выделили окончания. 4. Мы узнали, что у имен прилагательных: в мужском роде окончания… в женском роде окончания… в среднем роде окончания… — Какова была цель нашего урока? (Научиться определять рол имен прилагательных). — Почему прилагательные назвали именно так? (Прилагаются к существительному). — Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (Согласование.) — Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Изменяются по родам) — Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета.) — Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? — Что она обозначает? — На какие вопросы отвечает? — А теперь я прошу вас продолжить предложения: Я узнал … Я повторил … Я запомнил .. — Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем поработать в дальнейшем. Спасибо за урок! |
|