X-PDF

Конспект по русскому языкуИзменение имен прилагательных по родам

Поделиться статьей

 

Тема

Изменение имен прилагательных по родам

Тип урока

Изучение нового материала

Цель

Создание условий для определения рода имен прилагательных.

Задачи

1) научить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

2) развивать умение терпимо относится к высказываниям одноклассников.

3) воспитывать любовь к родному языку.                                                            

Оборудование

Компьютер, презентация

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Вводный этап

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. 

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Откройте тетрадь, запишите число. На следующей строке – классная работа.

 

 Весна — замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть как это происходит?

— Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.

ландыш

трава

солнце

ветерок

теплое

птицы

— Обратите внимание на получившийся ряд слов.

— Назовите « лишнее» слово.  Почему?

— Что общего у оставшихся слов?

— Докажите. (Это имена существительные. Отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет).

— Что мы знаем об имени существительном?( Ответы детей: имена сущ-ные изменяются по числам, только в единственном числе имеют 3 рода, изменяются или склоняются по падежам)

— Определите род и число имен существительных.

Ландыш — м.р., ед ч.

Трава — ж.р., ед.ч.

Солнце — ср.р., ед.ч.

Ветерок — м.р., ед.ч.

Птицы — мн.ч.

 

 Проверка.

— Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

— А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» : слово теплое

— Скажите, а сможем ли мы определить род прилагательного «теплое»?

 

— Почему возникли трудности?

— А могут ли изменяться по родам имена прилагательные? Вот сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

— Как вы думаете, какова тема нашего урока.

— Какую цель мы перед собой поставили? (Научиться определять род имен прилагательных).

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теплое, так как это прилагательное

 

 

 

Ландыш — м.р., ед ч.

Трава — ж.р., ед.ч.

Солнце — ср.р., ед.ч.

Ветерок — м.р., ед.ч.

Птицы — мн.ч.

 

 

 

 

 

— Другая часть речи

 

— Изменение имен прилагательных по родам

.                                   

Основной этап

— Что мы уже знаем о прилагательном? ( Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной)

— Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление». К словам какой части речи «присоединяются, прибавляются» имена  прилагательные?

— Ребята, прилагательное ТЕПЛЫЙ пригласило своих друзей: ДУШИСТЫЙ, ПЕРЕЛЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЙ, ВЕСЕННИЙ.

 

— Составьте словосочетания. Подберите к нашим именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

ландыш душистый

трава зеленая

солнце весеннее

ветерок теплый

птицы перелетные

 

— Что вы заметили в правописании прилагательных? 

 Как вы думаете , что повлияло на то, чтобы окончания имен прилагательных изменились? 

— Отчего же, кто мне скажет, зависит окончание имени прилагательного? 

— Как узнать род имен прилагательных? 

 

 

— Где мы можем точно узнать об этом? 

— Давайте сверим наши высказывания с правилом на стр. 72.

( Дети читают по учебнику правило)

— Вы сейчас открыли ещё одно правило русского языка.

— Род имени прилагательного зависит от существительного, которое с ним взаимосвязано. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.

— Связь в русском языке имени существительного и имени прилагательного называется согласованием. Как вы думаете, почему?

— А сейчас мы поиграем.

Работа в парах

Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

— У каждого на столе лежат карточки, но у одного они с именами существительными, а у другого – с прилагательными. Соедините карточки, изменив, где нужно окончания прилагательных. Составьте и запишите получившиеся словосочетания, выделите окончания прилагательных.

звонк.. капель          голуб… небо               свеж… воздух

радостн.. весна        длинн… сосулька дятел чёрн…

ворон красноголов… сова мудр…

(Карточки носят дифференцированный характер- для сильных пар с пропуском орфограмм).

— Какие словосочетания у вас получились?

 

Физминутка

 

— Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста.  

— Прочитайте:

Русская матрёшка.

Матрёшка – это кукла. Мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки лицо ,шаль и платье. Русская матрёшка –подарок.

Русская матрёшка.

Матрёшка – это деревянная  кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное  лицо,  нарядная  шаль  и  яркое платьеРусская матрёшка – лучший подарок.

— Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст). 
— Назовите слова, которые помогли украсить этот текст.

(Один ученик эти слова подчёркивает на интерактивной доске)

— Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

Выпишите из второго текста имена  существительные ед.числа вместе с именами прилагательными с которыми они связаны и определите род имен прилагательных.

(Один ученик работает у доски.)

-Проверим. Кто согласен поднимите руку?

 

— Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

 

Работа по учебнику. Упражнение 126,с. 73 (по рядам)

 

— Ребята, давайте выясним, какие родовые окончания бывают у прилагательных.

Для наблюдения предлагаю вам имена существительные мужского, женского и среднего рода.

Подобраны такие имена существительные, которые сочетаются с одним и тем же прилагательным. Вы видите 3 столбика слов.

Допишите окончания имён прилагательных и выделите окончания. Определите род имён существительных и имён прилагательных и сделайте выводы.

 

день (какой?) тёпл…..

город (какой?) родн…

шарф (какой?) син…

ночь (какая?) тёпл….

деревня (какая?) родн…

лента (какая?) син….

утро (какое?) тёпл….

село (какое?) родн…

платье (какое?) син…

( Проверка с места, по экрану)

 

Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшает нашу речь, делает ее более выразительной и точной

 

 

 

 

 

 

 

 

У имён прилагательных разные окончания

Стоящее рядом имя существительное

От его рода

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное

В учебнике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Они украшают речь, дают точное описание предмета

 

 

 

 

 

Заключительный этап

Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

— Понравился вам урок? (1. Мы работали со словосочетаниями.

2. По роду имен существительных определили род имен прилагательных.

3. У имен прилагательных выделили окончания.

4. Мы узнали, что у имен прилагательных:

в мужском роде окончания…

в женском роде окончания…

в среднем роде окончания…

— Какова была цель нашего урока? (Научиться определять рол имен прилагательных).

— Почему прилагательные назвали именно так? (Прилагаются к существительному).

— Как называется такая связь в русском языке, когда прилагательное связано с существительным? (Согласование.)

— Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Изменяются по родам)

— Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета.)

— Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос?

— Что она обозначает?

— На какие вопросы отвечает?

— А теперь я прошу вас продолжить предложения:

Я узнал …

Я повторил …

Я запомнил ..

— Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем поработать в дальнейшем.

Спасибо за урок!

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.26%
НЕТ
40.74%
Проголосовало: 1129

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет