X-PDF

Конспект по темеНародные инструменты

Поделиться статьей

Форма деятельности

Тема урока

Цели урока

 

Задачи

 

 

 

 

 

Организация урока

Урок музыки

«Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»

Познакомить учащихся с русскими  народными инструментами, историей их создания, показать  их самобытность и место в жизни  русского человека, познакомить с приёмами исполнительского  развития в  народной музыке.

Образовательные:

-раскрыть истоки создания инструментов;

Развивающие:

-способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;

Воспитывающие:

-воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Компьютер, презентация « Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов », колонки, портрет А.Лядова.

Этап занятия

Содержание педагогического взаимодействия

Виды работы, формы, методы

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационно -мотивирующий

(Дети входят в класс под мелодию р.н.п. «Светит месяц».)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

(Музыкальное приветствие: прозвенел звонок, начался урок!)

Ребята, посмотрите  друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Учитель: Ребята, вы входили в класс на урок под музыку. Какая она была по характеру грустная или веселая?

Учитель: Как вы думаете композиторская она или народная?

Учитель: Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная?

Учитель: По каким признакам вы определили, что это народная музыка?

Какие вы услышали  инструменты?

Учитель: Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких?

Учитель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:

« Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко, дружно,

Слушать их не надоест  

Отгадать, ребята нужно

Что это?»

Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр?

 (2 слайд).

Учитель: Итак, тема нашего урока, «Народные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

 

Музыкальное приветствие.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики: веселая.

 

 

 

 

 

 

Ученики: народная.

 

 

Ученики: ее сочинил народ.

 

 

Ученики: Звучало много инструментов.

 

Ответы учеников: балалайка, баян, ложки, гармонь.

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики: о народном оркестре, оркестр – это когда играют много музыкантов.

Форма:

Фронтальная

Виды:

Слушание.

Методы:

Вопрос – ответ.

 

Размышления о музыке

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний и умений, наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;

Коммуникативные:

— планирование учебного сотрудничества со сверстниками, определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Регулятивные:

— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 

Предметные:

 — формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

— сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

Личностные:

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— способность к оценке своей учебной деятельности;

Процессуально -содиржательный

Учитель: А теперь, попробуем определить цель нашего урока. Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра (обращаю внимание на вывешенный на доску плакат с названием и с изображением народных инструментов).

Учитель:

Ребята, как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент?

Учитель: Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. А  однажды, за ужином человек дунул  в  кость, и  раздался  свист. Звук  походил  на птичий  свист. А может человек пошел на охоту и натянул тетиву, чтобы запустить стрелу в дикого зверя, а она зазвенела, как струна.

Неужели  полую  кость,  кусок  выдолбленной  древесины или натянутую тетиву уже  можно  считать музыкальным инструментами?  Оказывается, можно!

Так  появилась  мелодия, а вместе  с мелодией — музыкальные  инструменты.

И хотя с тех  пор  прошло  уже много  лет, все известные инструменты делятся на три группы: струнно-щипковые, духовые, ударные.

Учитель: Итак, начнем со струнно-щипковых инструментов. А как вы думаете, почему их называют струнно-щипковыми?

Учитель: Правильно.

На чём в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Гусли — это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли.

Что из себя представляет инструмент? Это доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца — гусляра Баяна .Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок). Само слово произошло от древнеславянского слова «густы» — гудеть.(Слушание  имитации игры на гуслях). (3 слайд)

 

Домра – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Почему «щипковый»? — да потому, что звук извлекают пальцами или медиатором. На домре играют медиатором. Этот инструмент – основа народного оркестра.

В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Кто знает, как называли таких артистов? Правильно, скоморохи.

Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось.(Слушание и имитации игры на домре). (4 слайд)

 

Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она — любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет трень да брень.

Балалайка – струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. (Слушание и имитации игры на балалайке). (5 слайд)

Учитель: А сейчас мы с вами вспомним песню которую пели на прошлом уроке, давайте встанем возле парт и возьмем тетради.

«Моя Россия» муз. Г.Струве сл.Н.Соловьёвой.

Учитель: Молодцы, садитесь а сейчас мы с вами разучим второй куплет.

Вокально-хоровая работа.

Разучивание  первого куплета с детьми с использованием дирижерского жеста.

Учитель: а теперь давайте исполним второй куплет и припев  под фонограмму.

Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!

Слушают учителя

 

 

.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Ученики: Потому что там есть струны и чтобы извлечь звук, их перебирают, как бы щипают.

 

 

 

 

Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание игры

 

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание игры

Вид:

слушание, пение. Формы: Фронтальная. Методы: Моделирования художественно-творческого процесса, размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии, метод проявления знаний, умений и навыков.

Коммуникативные:

— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

Познавательные:

— выполнять логический анализ объектов с целью выделения признаков выбор наиболее эффективных способов для выполнения поставленной задачи.

Регулятивные:

 — определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

 

 

 

 

Предметные:

развитие творческих способностей.

— поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

Личностные:

— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Рефлексивно — оценочный

Учитель: Ребята, какую тему мы сегодня изучали на уроке? А цель нашего урока была какова?

Ученики: Русские народные  инструменты, оркестр народных инструментов.

Учитель: Правильно. А что сегодня было для вас трудным на уроке?

(Ответы детей).

Учитель: А что понравилось больше всего?

(Ответы детей).

Учитель: У каждого на столе лежит кружок со смайликом. С одной стороны у него нарисовано прекрасное настроение, с другой грустное. Выберите то, которое соответствует вашему настроению.

Ответы учащихся

 

Вид:

Рефлексия. Форма: Фронтальная.

Метод. Музыкального обобщения

Познавательные:

умение строить речевое высказывание;

Коммуникативные:

— высказывать свои мысли, вступать в беседу, оформлять свою мысль в устной речи — донести свою позицию до других.

Регулятивные:

— оценка и осознание того, что уже усвоено.

Предметные:

— повторение и обобщение полученных на предыдущих уроках знания о жанрах русской народной песни.

Личностные:

— способность к оценке своей учебной деятельности;

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.47%
НЕТ
41.53%
Проголосовало: 956

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет