Конспект познавательно-игрового занятия длядетей старшей группы
«Сундучок народных игр»
Цель: формирование у детей дошкольноговозраста познавательного интереса к русским народным играм.
Задачи:
— познакомить детей с разными видами народныхигр;
— создать положительный эмоциональный настройв процессе игр;
-закреплять умение осуществлять игровыедействия и правила по речевой
инструкции;
— учить согласовывать игровые движения сречью;
— развивать произвольное внимание,саморегуляцию;
— развивать координацию движений, мелкуюмоторику рук;
— закреплять навыки метания, прыжка;
-воспитывать уважительное отношение ксоперникам по игре.
Оборудование: мешок, сундучок, атрибуты дляигр: лапоть, платочки, картузы, малые мячи, выполненные по народной технологии,народная утварь(утюг, лапоть, ведро, чугунок, кринка), настольные игрыБирюльки, Волчки.
Ход:
Дети в группе с воспитателем. Под весёлуюнародную музыку входит Скоморох с сундуком и холщевым мешком.
Скоморох:
Здравствуйте, весёлые девчонки!
Здравствуйте, смешливые мальчишки!
Я весёлый скоморошка, а зовут меня Тимошка!
Скучать сегодня запрещается!
А веселится разрешается!
Ребята, как называется страна в которой мыживем? (Россия). Россия страна многонациональная, в ней живет очень многоразных народов. А вот вы кто?,
(к какому народу вы относитесь?) Ответы детей
Скоморох:
У каждого народа есть свои традиции, своипесни, сказки, игры. А какие русские народные игры вы знаете? (Горелки, Лапта)Ответы детей
Скоморох:
А вы знаете почему эти игры называют народными(кто их придумал?)Ответы детей
Скоморох:
Верно, они придуманы простым народом. Русскиенародные игры пришли к нам из глубокой старины. Много игр придумал наш народ.Дети играли с мячом, с камешками, палками, в хороводные игры, активные игры спрыжками и бегом. В игры играли на улице, дома, на праздничных гуляниях.
Скоморох:
А вы любите играть? (да)
Будем в народные игры играть, да много новогоо них узнавать!
Скоморох: А в сундучке моём разные игры живут.Но он просто так не открывается – надо сначала сказать волшебные слова! Я будуговорить, а вы мне дружно помогайте.
Откройся сундучку скажу и игру вампокажу!
Скоморох открывает сундук, достаёт маску илиатрибут из игры.
Вы знаете, что это? (лапти). А у меня есть ещеи большие лапти. А для чего их использовали (верно, лапти надевали на ноги, аможет вы еще и знаете из чего их плели? их из липовой коры, лыка)
Сейчас мы поиграем в подвижную игру-
Подвижные игры развивают ловкость, быстротудвижений, умения бегать и прыгать. Наша игра называется «Кто выше лаптяпрыгнет»
Скоморох:
Давайте все встанем в круг. В центре-водящий.Он крутит лапоть на веревке, поворачиваясь вокруг себя так, чтобы лапотьскользил по полу под ногами играющих. Из игры выходит тот, кого заделлапоть.(поиграли один раз)
Скоморох:
А теперь давайте выберем водящего народнойсчиталкой: я научу вас, повторяйте за мной СЧИТАЛКА (играют один раз)
Скоморох:
Веселимся играем, и нисколько не скучаем.
А мы продолжаем – сундучок открываем!
Откройся сундучку скажу и игру вампокажу!
Скоморох открывает сундучок, достаёт тряпичныймячик для игры.
Этот мячик для игры-забавы, такие мячики шилииз лоскутков и набивали сеном.
А какие игры — забавы вы знаете? ответы детей.Игры — забавы бывают разные, в том числе и словесные: игры нелепицы, игрышутки).
Даже на игру приглашали шуткой: Приглашаюдетвору на веселую игру, а кого не примем — за уши поднимем. Уши будуткрасные. До того прекрасные.
Скоморох:
А наша игра называется «Прицелки». Я хочупосмотреть какие вы меткие.
В мешке лежит народная утварь (чугунок, утюг,корзинка, кринка) и тряпичные мячики).
Для игры разделимся на 2 команды-девчонок имальчишек.
Каждому игроку даётся попытка попасть мячикомпо утвари. Кто попадает, тот получит картинку с изображением этого предмета. Укого будет больше попаданий,
та команда и выиграет.
В эту игру можно также играть подвешиваяутварь на верёвках на перекладине.
Скоморох:
Все ребята молодцы, как на грядках огурцы.
А мы продолжаем – сундучок открываем!
Откройся сундучку скажу и игру вампокажу!
Скоморох открывает мешок, достаёт бирюльки.Объявляет игру:
Делу время — потехе час, в настольную игру поиграеммы сейчас!
Ребята, а какие вы народные настольные игрызнаете? Ответы детей.
А сейчас мы с вами поиграем в настольную игруБирюльки.
Раньше в эту игру играли с соломинками. Сейчася объясню, как играть в эту игру.
Бирюльки высыпаются горкой в центре стола,игроки по очереди, с помощью крючков, вытаскивают по одной бирюльке, стараясьне задеть другие. Задевший соседнюю бирюльку или уронивший свою — пропускаетход. Выигрывает тот, кто соберёт наибольшее количество бирюлек. Давайтеразделимся на две команды. Каждый игрок после своего хода передает крючокдругому.
Еще есть интересная настольная играВолчки, в которую вы поиграете со своим воспитателем. Еще я оставлювам солому, чтобы вы поиграли в Бирюльки, как в старину.
Скоморох:
Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Веселимся да играем, и нисколько не скучаем!
Ждёт нас новая игра, сундучок открыть пора!(Достает матрешку).
Будем играть в хороводную игру, хороводныеигры всегда сопровождались музыкой и пением.
Приглашаю детвору на хороводную игруМатрешка.
А понадобятся нам для этого картузы иплаточки, они на дне мешочка.
(Девочки надевают платочки, мальчики картузы).
Мальчики и девочки образуют 2 круга -внутренний (девочки) и внешний (мальчики). Девочки держась за руки, идут покругу в одну сторону, а мальчики друг за другом идут в противоположную сторону.Я буду петь, а вы мне подпевайте.
Шла матрёшка по дорожке, потеряла 2 серёжки, 2серёжки, 2 кольца, обними-ка молодца! (Девочки обнимают мальчиков.)
Шла матрёшка по дорожке, потеряла 2 серёжки, 2серёжки, 5 колец, обнимает молодец! (Мальчики обнимают девочек.) (Повторить 2раза).
Скоморох:
Вам понравилось играть,
Что- то новое узнать? Ответы детей
Сегодня славно поиграли!
Какие игры вы узнали? Ответы детей
