Родительскоесобрание на тему «Кризис полутора лет»
Ход собрания |
Реакция родителей |
Итоги |
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашей встречи сегодня: «Кризис полутора лет». В возрасте приблизительно от 16 до 24 месяцев ребёнок накапливает опыт взаимодействия с предметным миром (ребёнок, начинающий ходить, настолько увлечен исследованием мира и своими новыми возможностями перемещения, что не замечает падений и ушибов и иногда забывает о существовании мамы, уходя на значительные расстояния). Ребёнок, когда спадает интерес к окружающему миру, приходит к осознанию того, что он не всесилен, и это порождает ощущение одиночества и беспомощности. Мама и ее эмоциональная доступность очень важны в этот период. «Относительное безразличное отношение к присутствию матери теперь сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активным обращением к ней. По мере того, как возрастает осознание малышом своей отдельности, у него появляется сильное желание разделить с матерью каждое свое новое переживание и приобретение, а также огромная потребность в любви» Теперь общение ребёнка с мамой происходит в беседе, озвучивании и других видах общения. Возрастает роль игры. Некоторые дети в возрасте полутора-двух уже довольно восприимчивы к неодобрению (если маме не нравится какое-то поведение, ребёнок реже его реализует, чтобы не огорчать); в то же время автономия защищается с помощью слова «нет», усиливающейся агрессии и негативизма. Негативизмом иногда называют такие частые «нет». сказанные по любому поводу. Но в полтора-два ребёнок говорит «нет», а потом действует так, словно не говорил его. Мама не понимает, почему ребенок постоянно требует от нее участия и вовлеченности. При этом невозможно не заметить, что ребёнок уже не такой зависимый и беспомощный, каким был всего полгода назад, и что явно стремится к большей независимости. Полутора-двухгодовалый ребёнок постепенно осознает, что его родители отдельные люди со своими личными интересами. Ребёнку приходится постепенно и не без страданий отказываться от иллюзии своего величия и влияния на них. Этот поворотный момент психолог Маргарет Малер называет «кризис воссоединения». Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 Одно из проявлений кризиса (кроме постоянного»нет») — феномен «следования тенью за матерью». Выраженный чрезмерно, он является с точки зрения Малер одним из угрожающих сигналов, признаком того, что осознание ребенком своей отделенности вызывает у него сильное напряжение. Ребенок пытается уцепиться за маму, реагируя на каждое ее движение и каждую смену настроения, а также предъявляя ей настойчивые требования. Как же ребёнок справляется с тревогой отделения от матери? Малер описывает некоторые механизмы, используемые детьми, чтобы справиться с ощущением отделения во время кризиса воссоединения. Например, некоторые предметы и действия становятся переходными: Одна маленькая девочка стала требовать право полного обладания не матерью, но стулом, на котором та сидела. Слово «мое» стало важным для нее в это время. Другие дети демонстрировали многообразие переходных феноменов, которые были менее очевидно связаны с их матерями. Например, они потребляли большие количества любимых лакомств. Чтение книжек с историями стало другой переходной деятельностью, которой дети особенно полюбили заниматься, когда матерей не было рядом. Можно предполагать, что книжки с историями выполняли роль переходных объектов, потому что, с одной стороны, они удовлетворяли потребность в дистанцировании и исследовании окружающего мира, а с другой стороны, чтение позволяло создать близость, побыть рядом с тем, кто читает. Источник самого большого для ребенка удовольствия смещается от независимого перемещения и исследований расширяющегося мира на социальные взаимодействия. Любимым времяпрепровождением становятся игры в «ку-ку» и игры, связанные с подражанием. Мать теперь воспринимается как отдельный человек в огромном мире, и это происходит параллельно с осознанием существования других детей, их похожести и в то же время отличий. Таким образом, ближе к 21 месяцу жизни дети меньше проявляют признаков борьбы с родителями, признаков тревоги и становятся менее выражены резкие качели от автономии к требованию близости. Дети находят оптимальную дистанцию с матерью, на которой он чувствует себя максимально комфортно, это разрешает кризис полутора лет.
|
Внимательно слушают, задают вопросы по ходу выступления. |
Родителями получена информация о кризисе полутора лет и рекомендации по взаимодействию с ребенком. |
