X-PDF

Конспект учебного занятия по экологии а колледже

Поделиться статьей

Темаучебного занятия по предмету экология

 «Глобальныеэкологические проблемы»

Тип учебного занятия:      комбинированный.

Форма учебного занятия: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цели: 

Образовательная:  

Сформулировать понятие о глобальных экологическихпроблемах человечества. Познакомить с причинами, признаками, последствиями и соспособами решения глобальных экологических проблем. Познакомить с понятием«устойчивое развитие».

Воспитательная: воспитать рациональное,  бережное отношение к природе.

Развивающая: развивать умения и навыки работы с карточками, таблицейсамоанализа, решать задачи по экологии, делать выводы, устанавливатьпричинно-следственные связи, развитие монологической речи, умение работы вгруппе.

Ожидаемые результаты. Сформулировать  у студентов понятие, насколько человечество будет решать глобальные экологическиепроблемы, будет зависит будущее планет и людей.

Задачи:

Предметные : овладение навыков работы с кластером,  карточками,таблицами. Метапредметные:  находить, выделять, структурировать ивизуализировать информацию.

Оборудование:  таблицы, карточки для опроса, материал для кластера,фрагмент учебного фильма, экологические словарики.

Планурока:

1.  Оргмомент.  —2 мин.

2.  Актуализация знаний. Повторениеосновных экологических понятий — 5 мин.

3.  Проверка д/з. Решениеэкологических задач -5 мин.

4.  Изучение новой темы —15мин.

5.  Закрепление знаний  темы «Способырешения экологических проблем», создание кластера 10 мин.

6.  Домашнее задание (обсуждение) 2 мин.

7.  Подведение итогов, 2мин. рефлекция -3 мин. ( Итог: 45 минут)

Ход урока

I.    Оргмомент и   раздача листов самоконтроля.

II.Актуализация знаний: Введение в атмосферу урока, повторение изученного ранеематериала.  Форма работ –работа  в парах.

Прочитать   характеристику экологических понятий, расположитьпод номерами 1,2,3,4 обозначение этих понятий.

 (карточка № 1) Работа в парах.

Правильный ответ: 1) красная книга, 2.экологическая культура, 3.мониторинг, 4. Озоновые дыры.

Как называется  список редких и находящихсяпод угрозой исчезновения организмов;  перечень видов и подвидов с указаниемсовременного и прошлого распространения, численности и причин ее сокращения,особенностей воспроизводства, уже принятых и необходимых мер охраны видов.Ответ:             Красная книга

– этап исоставная часть развития общемировой культуры, характеризуемые острым, глубокими всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущемразвитии человечества. Ответ: Культура экологическая.

 (от лат. монитор – предупреждающий,напоминающий, надзирающий)

– системаконтроля, включающая наблюдение, оценку и прогноз состояния какого-либо объектаили явления. Ответ: Мониторинг

– значительноепространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50%) содержаниемозона. Ответ: Озоновые дыры

(записьрезультатов в лист самоконтроля)

I.    Проверка Д/задания   решение задач (карточка № 2)

 Форма работы — индивидуальная.

Карточка 2

вписать ответ

Задача1.  В одном озере живут окунь, ёрш, карась, щука и плотва. Всоседнем, изолированном от первого водоёма, обитает окунь, щука, судак, лещ,плотва. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоёма?

Ответ: Видов 3: Популяций 7:

Виды: Карповые (карась ,плотва, лещ),Окуневые( окунь, ерш,судак),Хищные (щука).

 Задача2.

У некоторых древесных растений молодые листья весной имеюткрасновато-

фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска длярастений в это время?

Варианты ответов:

А). Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучиСолнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Б). листья красноватой окраски привлекают насекомых.

В). листья красноватой окраски служатукрашением.

Ответ:. А.

 

II.                       Изучениеновой темы.

Просмотр фрагмент  научного фильма потеме урока.

Вопросык группам:

1.  О чем фильм?

2.  Чему насучит фильм?

3.  Почемуподнимаются проблемы в этом фильме?

Преподаватель:

Есть простохрам,

Есть храмнауки,

А есть ещё —природы храм,

С лесами,тянущими руки

Навстречусолнцу и ветрам.

Он свят влюбое время суток,

Открыт длянас в жару и стынь.

Входя сюда,

Будь сердцемчуток,

Не оскверняйего святынь.

С.В. Смирнов

Работа сэкологическими словариками

Форма работы-работа —  коллективная  

 

Найти вэкологическом словарике понятия: экологическая проблема, глобальныеэкологические проблемы, региональные экологические проблемы.

Правильныеответы:

Экологическаяпроблема –изменение природной среды, ведущее к нарушение структуры и функционированияприроды.

глобальные экологических проблем,каждая из которых может уничтожить человечество.

Региональные экологические проблемычеловечества — проблемы и ситуации, которые затрагивают население отдельныхстран или частей материков, какой-то части государства.

Для того чтобыпонять почему мы отнесем сегодняшние экологические проблемы к глобальным мыбудем  обращаться  к статистам – студентам которые подготовили индивидуальныезадания к этому уроку.

План:

1.Экологическиепроблемы, их виды.

2 Глобальныеэкологические проблемы

3 Пути решенияэкологических проблем.

 1 вопрос плана

Экологическиепроблемы (по масштабу):

Локальные(затрагивается определённая местность);

Региональные(конкретный регион);

ØГлобальные (воздействиеоказывается на биосферу всей планеты).

2. вопрос: Работас таблицей. При изучении вопросов студенты будут заполнять таблицу.

 п/п

Глобальная экологическая

проблема

 

причина

Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

возникновения

проблемы

пути решения

 

 На доске круги  из картона в каждом их которых вписанаглобальная эколог. проблема.

1.     Техногенное воздействиечеловечества на окружающую среду.

2.     загрязнение атмосферы.

3.     загрязнение почвы.

4.     глобальное изменение климата.

5.     истощение озонового слоя Земли.

6.     кислотные дожди.

 

 Теоретический материал длязаполнения таблицы

 п/п

Глобальная

экологическая

проблема

причина

возникновения

( выступление статистов)

пути решения

1

Техногенное воздействие человечества на окружающую среду

Добыча нефти, газа и других полезных ресурсов в морях и океанах ведёт к их загрязнению. Воды также загрязняются судоходством, реками, которые выносят в них загрязнённую воду (например, остатки смытых дождями химических удобрений, мусор и т. д.) и просто людьми – в некоторых странах до сих пор мусор и прочие отходы просто выбрасывают в море. Помимо антропогенных нефтепродуктов, индустриальные и бытовые объекты загрязняют гидросферу тяжёлыми металлами и сложными органическими соединениями. Лидерами по отравлению вод мирового океана минеральными веществами и биогенными элементами признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность. Не обходит стороной гидросферу и такая глобальная экологическая проблема как радиоактивное загрязнение. Предпосылкой её формирования послужило захоронение в водах мирового океана радиоактивных отходов.

 

Использование фильтрующих и очистных сооружений для предотвращения сброса неочищенной воды в водоёмы. Переработка мусора и использование экологически безопасных упаковок, которые составляют значительную долю бытовых отходов. Усиление контроля за добычей нефти, так как все самые серьёзные экологические катастрофы в Мировом океане связаны именно с разливом нефтепродуктов.

 

2

загрязнение атмосферы

Загрязнители атмосферы условно делятся на 2 типа: естественные и антропогенные, но последних намного больше.

Заводы выбрасывают такие вредные вещества, как пыль, мазутная зола, различные химические соединения, окислы азота и многое другое. Замеры воздуха показали катастрофическое положение атмосферного слоя, загрязненный воздух становится причиной многих хронических заболеваний.

Загрязнение атмосферы – экологическая проблема, не понаслышке знакомая жителям абсолютно всех уголков земли. Особенно остро её ощущают представители городов, в которых функционируют предприятия чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно-бумажной промышленности. В некоторых городах атмосферу также сильно отравляют автотранспорт и котельные. Всё это примеры антропогенного загрязнения воздуха.

Что же касается естественных источников химических элементов, загрязняющих атмосферу, то к ним относятся лесные пожары, извержения вулканов, ветровые эрозии (развеивание почв и частиц горных пород), распространение пыльцы, испарения органических соединений и естественная радиация.

Фильтрация отходов, попадающих в атмосферу. Снижение потребления сжигаемого ископаемого топлива и переход на альтернативные источники энергии, экологически чистые. очистка атмосферного воздуха на особенно загрязнённых территориях.

 

3

загрязнение почвы

Ежегодно в почву попадает около 85 миллиардов тонн отходов – твёрдых и жидких, токсичных и не очень. В эту категорию попадает всё, от химических удобрений на полях до пластиковой бутылки, выброшенной на обочину.

Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отходов, как тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, таллий, висмут, олово, ванадий, сурьма), пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую. По цепочке токсичные металлы попадают в организм человека и не всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеет свойство накапливаться в течение долгих лет, провоцируя развитие тяжёлых заболеваний. Загрязнение попадает в почву в основном из-за использования в разных областях промышленности вредных технологий

Использование более экологически чистых материалов в разных областях промышленности. Переработка отходов вместо их утилизации. Недопущение складирования мусора на свалках и мусорных полигонах, где он десятилетиями разлагается и отравляет почву.

 

4

глобальное изменение климата

Водяной пар, метан, углекислый газ, окись азота – все они, попадая в атмосферу, увеличивают парниковый эффект, что ведёт к повышению средней температуры на планете. Если так пойдёт и дальше, то вечные льды растают, уровень моря поднимется на много метров, и человечество может прекратить своё существование. Кроме того, дальнейшее повышение объёма углекислого газа в атмосфере уже в обозримом будущем может сделать невозможными полёты самолётов, так как именно он является одной из основных причин турбулентности. Изменение климата можно назвать самой серьёзной глобальной проблемой современности наряду с загрязнением атмосферы и Мирового океана.

Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива – уголь, нефть и их производные. Другими предпосылками глобального потепления являются перенаселение планеты, сокращение площади лесных массивов, истощение озонового слоя и замусоривание

Снижение уровня вредных выбросов в атмосферу. переход на экологические чистые возобновляемые источники энергии.

 

5

истощение озонового слоя Земли

 

Только тонкий озоновый слой в стратосфере нашей планеты защищает поверхность Земли от смертельно опасной солнечной радиации. Над Южным и Северным полюсами уже образовались дыры в озоновом слое (не совсем дыры – это области, где озоновый слой стал особенно тонким), но над Северным полюсом «дыра» закрылась. Дыра над Антарктидой до сих пор существует.

Причины

Озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторуглеродов. Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, а также растворителей, аэрозолей, спреев и огнетушителей. В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты. Существует также теория, согласно которой, истончению озонового слоя способствует глобальное потепление.

 

Снижение уровня выбросов в атмосферу веществ, которые неблагоприятно воздействуют на озоновый слой.

 

6

кислотные дожди

 

Кислотными дождями на самом деле называются все виды метеорологических осадков, при которых наблюдается понижение водородного показателя (pH) дождевых осадков из-за загрязнений воздуха кислотными оксидами, обычно оксидами серы и оксидами азота. Выглядит это не так, как в фильмах, но последствия всё равно ужасающи – кислотный дождь убивает флору, фауну, бактерии, из-за них деградирует и умирает сама почва. Эти осадки также разрушают здания, памятники культуры, трубопроводы, наносят ущерб автомобилям и другому имуществу.

Причины

Взаимодействие атмосферного воздуха с дождевой водой. Если воздух загрязнён, при этом процессе образуется слабая угольная кислота. Загрязняется атмосфера из-за выбросов оксида азота и оксида серы в неё.

Минимизация выбросов оксидов серы и азота в атмосферу.

 

7

вывод

изготовление кластеров

 

 

III.                   Закреление изученногоматериала

1.   Студенты изготавливаюткластер  (Сформулировать общий вывод у уроку).

        V.  Домашнеезадание Подготовить сообщение об

    1. Экологических проблемах  нашегорегиона.

     4.  Мой вклад в решение экологическихпроблем в нашем регионе.

 

VI.Подведение итогов.

Выставление оценок (оценивание студентамииндивидуальных  листов самоконтроля)

Рефлексия. Самоанализ работы на уроке(нарисовать смайлик улыбку, грусть, гнев).

 

Список использованной литературы.

1.  Гальперин М. В.Экологические основы природопользования: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФА- М.-Профессиональное образование.

2.  Миркин Б. М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального компонента для 9-11 классовобщеобразовательной школы. – М,: АО МДС.

3.  Криксунов Е. А. и др.Экология: 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / Е. А. Криксунов,В. В. Пасечник, А. П. Сидорин. – М.: Дрофа.

4.  Константинов В. М.Экологические основы природопользования : учеб. для студ. учреждений сред.проф. Образования /  В. М. Константинов, Ю. Б. Челиде. – М.: Издательский центр«Академия», 2018.

 

 


 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.08%
НЕТ
41.92%
Проголосовало: 897

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет