Тема урока: Д.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: обобщение и систематизациязнаний (урок анализа произведения)
Цель: научиться приёмам работы с текстом,анализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи:
-развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;развивать умение видеть связь с живой природой.
-развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновыватьее;
-учить давать характеристику главным героям рассказа;
-воспитывать любовь к природе, к животным.
Планируемые результаты:
Предметные:
— совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения,передавая
чувства и настроение героев при помощи интонации чтения;
— отбирать нужные языковые средства для правильного решения
коммуникативной задачи, которая соответствует целям и условиям общения.
Метапредметные:
Познавательные:
— уметь находить в рассказе слова по определённому признаку, уметь
оценить собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения
правил речевого этикета.
Регулятивные:
— называть тему урока, формулировать учебные задачи;
— оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь друг другу.
Коммуникативные:
— совершенствовать умения слушать и слышать речь учителя и
одноклассников, обсуждать совместно выдвинутую проблему, с уважением
относиться к мнению другого.
Личностные:
— умение высказать своё мнение и уважать точку зрения собеседника, учить
высказывать свои суждения.
Оборудование: выставка детских рисунков,карточки для проверки домашнего задания, задания для работы в парах, видеоролик«Жизнь на Светлом озере», видеоролик для физминутки.
Ходурока
1. Мотивация учебной деятельности
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь , пожелайте другдругу хорошего настроения. У нас сегодня все получится.
2.Разделите слова на две группы. Назовите их.: мы, решать,думать, вы ,рассуждать. читать, ты, читать, делать выводы. Ответы детей.(Местоимения, глаголы).
1- Мы, ты,вы
2- Читать, рассуждать ,делать выводы.
Сегодня на уроке мы будем читать, рассуждать, вы будетедумать, делать выводы. А о чём мы будем говорить, как вы думаете? Ответы детей( О природе, о взаимоотношениях человека и животными, о доброте, уважении, ороли человека в природе)
2.Актуализация знаний
1.Речевая разминка: Прочитайте скороговорку. «Летели лебеди слебедятами»- медленно, разделяя на слоги ; быстро, с удивленной интонацией,выделяя голосом каждое слово.
4. Расскажите информацию о лебедях, которую нашли дома . Ответдетей ( Зачитывание информации из словарей)
5.Прочитайте информацию на экране
Лебедь –одна из самых крупных и сильных птиц. Служит символомкрасоты, любви, чистоты и нежности.
2. Это очень чуткие и осторожные птицы. Корм они добывают наплаву, пользуясь своей длинной шеей. В неволе белый лебедь быстро становитсяручным. Живут парами. Партнера выбирают один раз и на всю жизнь. Если одинпогибает. Второй может умереть от тоски. Нам людям можно многому поучиться уэтих красивых и умных птиц.
Беседа по тексту. Что узнали нового о лебедях? ( Ответы детей)Как вы думаете, почему мы сегодня так много говорим о лебедях? ( Ответыдетей)-Это герой нашего рассказа.
3.Проверка домашнего задания.Выставка детских рисунков.
Дома вы прочитали еще раз текст и нарисовали рисунки кпонравившемуся эпизоду. Давайте посмотрим на ваши рисунки и постараемся узнатьпо ним понравившиеся вам моменты. Дети по рисунку отгадывают эпизоды друг друга, а автор рисунка подтверждает или опровергает зачитыванием фрагментов изтекста.
Выборочное чтение.
На прошлом уроке мы разбирали с вами непонятные слова. А присамостоятельном чтении дома были ещё какие то слова непонятны?
-Определите жанр данного произведения. (рассказ)
-Давайте определим тему рассказа. (взаимоотношение человека иприроды)
-Главная мысль произведения: Мамин-Сибиряк в своём рассказехотел донести читателям смысл связи животных, человека, мира, который ихокружает. Люди должны задуматься о своих действиях, поступках и ихпоследствиях. Нужно очень бережно относиться ко всему живому.
-Можно ли по названию рассказа «Приёмыш» определить основнуюмысль произведения?
ФИЗМИНУТКА Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.(несколько раз под музыкальную пьесу «Лебедь»Сен- Санса)
____ «Когда этот –лучший друг человека радостно взвизгнул, японял, что он завидел хозяина».
____ «Старик говорил необыкновенно, но любовно, как о близкомчеловеке. Лебедь приковылял к самой избушке и, очевидно, выжидал какой-нибудьподачки».
____ «Действительно стоило полюбоваться оригинальной картиной.Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него».
____ «Ну, а потом, вижу, мой Приёмыш затосковал»,
____ «Остались мы опять с Собольком одни».
ФИЗМИНУТКА (вилеоролик)Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо игордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.(несколько раз подмузыкальную пьесу «Лебедь» Сен- Санса)
4. Анализ литературного произведения.
Аналитическая работа:
— Назовите героев рассказа. (Тарас, Соболько, Приёмыш)
— Какие отношения сложились между героями рассказа? (дружбачеловека с животными и дружба лебедя с собакой).
Работа с текстом:
-Найдите отрывок в тексте и прочитайте его.
1. Как лебедь оказался у старого рыбака? (Тут охотники наезжали:ну лебедя с лебёдушкой и… ну и поймал его».
2. Кто такой дедушка Тарас? (Тарас жил на Светлом озере уже 40лет ….на Светлом по целым годам»,
3. Какие отношения сложились между Собольком и Приёмышем?(Сперва –то боялся, а потом привык ….Дескать скучно мне, псу, без тебя, другединственный).
5.Составим характеристику героев.
1. Охарактеризуйте дедушку Тараса.
2. Охарактеризуйте Приёмыша.
3. Охарактеризуйте Соболько.
(Тарас – чуткий, добрый, искренний, милосердный, любящий,отзывчивый, умный)
(Лебедь – царская птица, умный, гордый, особенный, учёный)
(Соболько — преданный, ласковый, умный, добрый, бескорыстный,благородный, преданный)
— В своей работе вы показали, что все герои произведения имеютположительные качества характера, и у всех присутствует такая черта, какдоброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивуюигрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, это просто нельзя сделать.
Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрымчеловеком, его любили и животные, и люди. С плохим человеком не хочется ниобщаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости. Иокружили его существа добрые и окружили потому, что чуствуют его доброту и любовь.
5. Постановка проблемной ситуации.
Приём «Займи позицию»
— У людей часто бывают ситуации, когда возникает проблемавыбора. Как поступить?
— Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустиллебедя? Если бы вы поступили так, как Тарас, поднимите руку, а если вы несогласны с дедушкой Тарасом – не поднимайте. Аргументируйте свой ответ. (Тарасбыл очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставитПриёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так итам, где ему суждено природой : рыба – в воде, зверь – в лесу, а лебедь – внебе. И человек вмешиваясь в ход событий природы ,наносит природе вред, ущерб.Как те охотники. которые убили убили родителей приёмыша.
Приём прогнозирования (работа в группе):
— Придумайте продолжение рассказа, пытаясь ответить на вопрос:«Вернётся ли к Тарасу лебедь весной?»
(отвечает один ученик)
— Как вы считаете, доказали ли мы сегодня на уроке, что доброта– это богатство, щедрость души? (Ответы детей)
6. Итог урока.
— Сегодня на уроке мы говорили о доброте. Какое же доброе делосовершил главный герой рассказа Тарас?
— А какие добрые дела вы совершаете или можете совершить?
— Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
— Что для этого нужно иметь? (доброе сердце)
7. Рефлексия:
-Как бы вы поступили с Приёмышем? Оставили бы на зиму в избе, авесной подпустили к какой то стае, подрезали бы крылья и навсегда сделалиручным или выпустили бы , как и Тарас? У вас на партах лежат картинки лебедей-.Подумайте минутку, возьмите их и прикрепите их к тому объекту, в зависимостиот того , как бы вы поступили. (дети крепят лебедей на доску,( На доскеизображение избушки, подрезанных крыльев и озеро)
Очень важно не черстветь и не стать равнодушными к чужой беде.Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел.
— Скажите, выполнили мы всё, что запланировали?. (ответы)
8. Домашнее задание: разноуровневое:
1) пересказ текста
Спасибоза урок.