Урок русскогоязыка.
Тема. «Число имён существительных»
Цели:
Закреплениетемы: «Число имён существительных»;
развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
воспитыватьв учениках уверенность в своих силах;
Предметные:
— определять грамматические признаки имён существительных – единственное имножественное число;
— находитьв тексте имена существительные;
-видетьзнакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формироватьучебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новойзадачи;
-проводитьсамооценку на основе критерия успешности;
-прислушиватьсяк чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
-определятьи формулировать тему и цель урока;
— умениепринимать планировать и сохранять учебную задачу;
-оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироватьсяв системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
-проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строитьрассуждения в форме простых суждений;
-перерабатыватьполученную информацию: делать выводы;
КУУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремитьсяк координации различных позиций в сотрудничестве;
-использоватьречевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Ход урока.
Ι.Организационный момент.
Здравствуйтедети, сегодня у нас необыкновенный урок, к нам пришли гости. Давайтепоприветствуем наших гостей.
Я радавидеть ваши лица, ваши глаза. Мне хочется узнать, какое же у вас настроение.Поиграем в игру. Я буду задавать вопросы — если вы согласны — дружно хлопая владоши, отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!». Если не согласны-тотопая ногами, говорите « Нет, не я, нет не я, нет не все мои друзья!»
1. Ктоиз вас приходит в класс с опозданием на час?
2. Ктоиз вас хранит в порядке книжки и тетрадки?
3. Ктоиз вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
4. Ктоиз вас готов со мной поработать дружно?
Я думаю,что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успеховвам и удачи!
ΙΙ.Минутка чистописания
-Запишите число, классная работа. Чистописание
Записываембольшую и строчную букву д и з. Рядом пишем одушевленное, нарицательноесуществительное, которое начинается с буквы Дд и Зз.
III.Словарная работа (по картинкам)
-Что вы знаете об имени существительном?
— Чтообозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы,живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события,географические названия)
Слова:ромашка, вагон, аптека, яблоко, сирень, корова. (Мищенко А.)
Составить1 предложение с любым словом. Подчеркнуть грамматическую основу. (Куриленко Н.,Ильенкова И.)
IV.Самоопределение деятельности
— Вы ужестолько знаете об имени существительном, давайте вспомним? Прочитайте слова.
Снегирь –яркий, красногрудый, чернокрылый. Найдите лишнее слово (снегирь). Что скажетеоб этом слове? (Имя существительное, отвечает на вопрос кто? Одушевленный, ед.число)
Давайтедадим кличку снегирю. С какой буквы пишутся клички? (Имя собственное)
-Определите тему урока.
— Какие целивы можете перед собой поставить?
-Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов :
1. Узнатьбольше об… (имени существительном).
2.Научиться лучше определять число имён существительных.
2.Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
V. Работапо теме урока.
— Преобразуйтесуществительные формы единственного числа в форму множественного числа и изформы множественного числа в форму единственного числа.
Карточка1
Листья– Герой –
Друзья– Девочка –
Сыновья – Молоко-
Ножницы– Ученик —
(ЛарионоваЕ., Короткова В., Азизов И., Шпакова Е., Кучина А., Зелепукина Е., Давыдова С.,Шестакова В.)
Словаисключения – ножницы и молоко, имеют только одну форму числа, к таким относятсябрюки, очки.
— Какаязначимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания.
Работа стекстом. (Работа в паре)
Дорога– не место для игр, она опасна и иногда непредсказуема, поэтому важнорассказать детям про правила дорожного движения. Детки должны знать, какправильно ориентироваться на дороге, что можно делать, а что нельзя, чтобыдвижение было для них наиболее безопасным.
Выписатьсуществительные ед.ч и мн.ч. в столбик.( Ильясов Н., Манцерова Э.)
Вывод. Приизменении имени существительного по числам изменяется его окончание.
Изменениеимен существительных по числам – это грамматический признак именисуществительного.
Физкультминутка «Молчанка».
Учительпоказывает разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и встают:
мальчики,если имена существительные мужского рода,
девочки,если имена существительные женского рода,
всеученики, если имена существительные среднего рода.
Лягушка,карандаш, скрепка, полотенце, игрушка, светофор, машина, ведро, сердце.
