Чтение, 5класс.
Дата: 28.03.23г.
ТЕМА УРОКА:Обобщающий урок по разделу «Весна».
ЦЕЛЬ: обобщить, систематизироватьполученныеучащимися знания по разделу «Весна».
ЗАДАЧИ:
Образовательные:отрабатывать навыки выразительного чтения и рассказывания, развивать речьучащихся; прививать интерес к чтению художественной литературы; показатьучащимся красоту зимней природы различными средствами: музыкальными,поэтическими, художественными;
Развивающие: развитьумение сравнивать, наблюдать, делать выводы; развиватьтворческое воображение;
Воспитательные: воспитыватьлюбовь к роднойприроде, бережное отношение к ней.
МЕТОДЫВЕДЕНИЯ УРОКА: словесный (беседа), практические (исполнение стихов,создание картины под музыку и стихотворение), самостоятельная работа.
ОБОРУДОВАНИЕ:презентация,рисунки учащихся к изученным произведениям, карточки с индивидуальными заданиями,учебник чтения для 5 класса, принадлежности для рисования.
ХОД УРОКА:
ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙЭТАП
1. Организационныймомент
— Всё лина месте, все ли на местах?
-Улыбнитесь друг другу и за дело.
Чтобы нашурок прошел успешно, давайте пожелаем друг другу что-то приятное.
«Пожелай мне»
Речевая разминка.
Валя на проталинкепромочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
II. Сообщениетемы урока.
— Ребята, сегодняу нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в гости… К кому? Сейчасвы подскажите нам. ЮПВРПЕОСКРНКАЮЕ
— Выберитебуквы, которые не повторяются, и вы узнаете тему урока.
— Сегодня на урокемы повторим произведения, изученные нами по теме «Весна».
III. Постановкаучебной задачи.
— Поднимите рукуте, кто любит весну?
-Весна- самое удивительноеи прекрасное время года. Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошладолгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежныхзаносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущаетсяво всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, таетснег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясьприходу весны.
IV.КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
I.Упражненияна закрепление изученного материала.
— Скажите, пожалуйста, а какиепроизведения и стихотворения мы изучили в этом разделе? И назовите авторов.
— Какое из произведений вам понравилосьбольше?
— Кто может зачитать понравившийсяотрывок?
1. КОНКУРС«Соедини автора и его произведение»
У вас на карточкахданы названия произведений, которые мы изучали и фамилии авторов. Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снегпоследний таетА. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленомГ.А.Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова
Проверка.
2. Фронтальнаяработа.
Есть законприроды: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за еёзабавы, её время прошло. Весна вступает в свои права.
-С чего начинаетсявесна? Назовите самые первые признаки весны.
-А какая приметасамая главная, важная?
— Какие измененияпроисходят в природе зимой?
Записьна доске.
Сильные морозы.
Днём пригреваетсолнце.
Дуют метели.
Появляютсяпроталины.
Листья опадают.
Снег чернеет иоседает.
На крышахсосульки.
— Вспомните какойпримете говорит А.С. Пушкин в стихотворении «Гонимы вешними лучами…» (Вода сгор потекла, весну принесла).
— Пение какойптицы А. Пушкин считает приметой весны?
— Какие птицывесною первыми начинают петь?
— Как людиназывают пение грачей, ворон, воробьев, синиц?
3. Продолжипредложение.
Солнце
-ласковое, как…
-круглое, как…
-тёплое, как…
-золотое, как…
-яркое, как…
4. Чтениеотрывков. Отгадайте загадку.
Это что запотолок?
То он низок, товысок,
То он сер, тобеловат,
То чуть-чутьголубоват.
А порой такойкрасивый
Кружевной и синий-синий. (Небо)
— Ребята, найдитеи зачитайте стихи из прочитанных произведений отрывки о весеннем небе.
— Что Г.Скребицкийназываетпервыми вестниками тёплых дней…
-С чем или с кемписатели сравнивают весенние облака?(Читают отрывки из произведений о весеннихоблаках).
— Теперь давайтевспомним сказку из произведения Весна-красна и восстановимправильную
последовательностьпредложенийиз сказки. (На партах на листочках написаны предложения. Необходимо разложитьих в логической последовательности).
Маминасказка
1. СобраласьВесна- красна в гости в северные края.
2. Отнеситеменя подальше на север, там меня ждут не дождутся».
3. Птицы побоялисьлететь на север.
4. Обрадоваласьвесна, забралась на облако и полетела в северные края.
5. В поляхпестреют проталины, бегут ручьи, а кусты и деревья в лесах покрываются крупнымипочками.
6. Так с той порылюди заприметили: как покажется в небе первое пушистое облако, значит, на нёмВесна-красна прилетела.
ФИЗМИНУТКА.
ПрослушиваниемелодиивесныЧайковского (аудиозапись)Ребята выполняют движенияпод музыку.
Мы сейчаснаблюдали, как писатели и поэты через художественное слово воспевали радостноепробуждение природы. Сейчас прозвучит музыка весны Чайковского. Вслушайтесь в неёсердцем. Поживите в ней несколько минут и покажите в движениях ту картину,которую вы представляете.
Знакомство спьесой.
Пьесу, которую выуслышали, Чайковский назвал Апрель. Подснежник. В ней он череззвуки изобразил медведя, дождь, птиц и подснежник.
— Предлагаювспомнить о прочитанном стихотворении, которое напомнила эта музыка?
— Давайте вспомнимэто стихотворение. (Наизусть Поляков С., Дегтярев Е., Дубовец Д.)
— Почему поэтессаназывает цветок разведчиком?
Сегодня мынаблюдали, как великие мастера своего дела: поэты и писатели, композитор и художникичерез художественное слово, звуки и краски изобразили пробуждение природы встихотворениях, тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывалисвоими произведениями любить родную землю.
— Я думаю, что сегодняшнийурок заставит вас задуматься о своём отношении к природе, к человеку, нашейРодине.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
I. Итогурока.
— Какиепроизведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?
— Какое из этихпроизведений вам особенно запомнилось или понравилось?
II.Оценивание учащихся
ЭТАПДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Составить устныйрассказ о наступлении весною данному плану. Используйте свои наблюдения, стихии рассказы о весне, прочитанные в этом разделе.
План.
1. Измененияв природе (трава, деревья, небо, солнце).
2. Прилетптиц.
3. Дикиеживотные весной.
Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снегпоследний тает А. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленом Г.А. Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова
Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снег последнийтает А. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленом Г.А. Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова
Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снегпоследний тает А. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленом Г.А. Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова
Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снегпоследний тает А. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленом Г.А. Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова
Правильносоедините фамилию автора и его произведение.
Март И. Бунин
Вот уж снегпоследний тает А. Блок
Черемуха А. Толстой
Подснежник С. Есенин
Крупный дождь влесу зеленом Г.А. Скребицкий
Весна, весною, овесне Я Аким
Ворона Е. Серова