X-PDF

Конспект урока Давление газов

Поделиться статьей

Технологическая карта урока

Предмет_________Физика_____________________               Дата ______________ Класс___7а, б__

Тема урока «Давление газов»

Тип урока: открытиянового знания.

Цель урока: сформировать знания учащихся о природе давления в газах.

Учебные задачи:

Планируемые результаты:

Метапредметные: сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации; строить

Коммуникативные УУД: формулировать, аргументировать и отстаиватьсвое мнение, устанавливать рабочие отношения , учиться эффективно сотрудничатьи способствовать продуктивной кооперации.

Личностные УУД: проявлениеценностного отношения к результатам обучения; развитие чувства ответственности.

Регулятивные УУД: соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;осуществлять действия, приводящие к выполнению поставленной цели;

Познавательные УУД: управлять своей познавательной и учебнойдеятельностью посредством постановки целей; самостоятельно приобретать новыезнания;

Предметные: научитьсяобъяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества иобъяснять закономерности его изменения; применять полученные знания вповседневной жизни.

Оборудование:

 

Этап урока

Содержание

Примечание

1.    Мотивация к учебной деятельности.

 

Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем объяснить одно из явлений природы. Вам (нам) придется побыть в роли не только исследователей, но и теоретиков, которые дают определение понятиям, делают выводы.

Цель: заинтересовать учащихся.

2.     Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

1.                Формулы (2 уч.)

2.                Перевод единиц (1 уч.)

3.                Карточка (4 уч.)

4.                Верно, неверно

4.1       Физическая величина, имеющая размерность паскаль (Па), называется давление. (+)

4.2       Силу давления увеличили в 2 раза. При этом давление уменьшится в 2 раза. (-)

4.3       Давление можно рассчитать по формуле FS. (-)

4.4       Величина равна отношению силы, действующей перпендикулярно к плотности (-)

4.5       Давление можно изменить двумя способами: либо изменяя силу, либо площадь поверхности? (+)

Вопрос ко всем:

Как следует перемещаться по тонкому льду? (ползти по льду)

5.           Задача. Масса стола 2 кг. Определите его давление на пол, если площадь каждой из четырех его ножек 4 см2. (ответ 12500Па=12,5кПа)

Цель: повторение изученного материала.

3.    Выявление места и причины затруднения.

 

Почему воздушные шары и мыльные пузыри круглые?
Учащиеся надувают воздушные шары.
– Чем мы заполнили шары? (Воздухом).

— Вспомним, из чего состоят вещества?

— Какие три состояния вещества вы знаете?

—  Чем еще можно заполнить шары? (Газами)
– Предлагаю сжать шары. Что вам мешает сжать шары? Что действует на оболочку шара?
– О чем пойдет речь на уроке?

Цель: развивать навыки целеполагания, формировать умения к постановке задач урока, развивать умения самомотивации к уроку, выражать своим мысли, выявить место и причины затруднения.

4.    Реализации построенного проекта (изучение нового материала)

  1. Объектом нашего изучения является газ.

Эксперимент ученик выполняет эксперимент по сжатию шарика

 -Что вам мешает при сжатии?  Что действует на оболочку шарика?

После вариантов ответов, обобщаем: газ давит на оболочку, т.е. создаёт давление.

Вопрос для обсуждения:

1.                    Почему форма оболочки шарика шарообразная, а не кубическая или какая-нибудь другая?

Вывод— газ оказывает по всем направлениям одинаковое давление.

  1. Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что причиной давления газа является беспорядочное движение молекул.
  2. Выдвигаем гипотезу, в которой попытаемся предположить, что может изменять давление газа внутри шарика?
  3. От чего зависит давление газа

Ответы учеников:

Сейчас мы вместе смоделируем ситуацию. Для изучения явления часто используют модели. Модель — это упрощённый вариант явления или объекта.

Молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ.

Представим себе, как теннисный мячик ударяется о пластинку на пружине. При ударе пружина сжимается, а затем под действием силы упругости возвращается в первоначальное положение.

А что произойдет, если мячиков будет огромное количество?

Шарики будут ударяться о пластинку, и она будет постоянно находиться в сжатом положении.

В газе также находится множество молекул. Поэтому число ударов их о стенки сосуда, в котором находится газ, достаточно велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате о поверхность площадью 1 см2 за 1 с составляет примерно 1024. Сила удара каждой из молекул мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно.

3) Итак, можно сделать вывод (промежуточный этап осмысления). И сейчас каждый на листочке напишет, почему возникает давление газа. См. Приложение 1.

Зачитывают написанные ответы.

Учитель. Замечательно — без учебника, вы сами смогли дать определение. Это будет началом создания теории. Далее следует описание явления. (Давление на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа).

4) Теоретическое описание явления — это установление зависимостей.

В процессе беседы заполняется таблица (на доске), в которой фиксируются возможные зависимости, предложенные учениками.

От чего зависит давление газа (гипотеза)

Результат проверки

от количества молекул

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

+

от температуры

+ (учитывая, что температура определяется движением молекул)

от объема

+

Вывод. Чем выше температура, тем выше давление. (вспоминают, что повышение температуры приводит к увеличению скорости движения молекул).

  1. А вот с объемом сложнее. На столе две банки — литровая и 3-х литровая.

Учитель. В какой из них давление больше?

Ученик. Очевидно, что одинаковое.

Учитель. Проведем ещё один эксперимент.

Каждому ученику раздаются шприцы (без иголки)

Учитель. Прикройте отверстие для вставки иглы пальцем. Вдвигая поршень, обнаружьте увеличение давления. Ответьте на вопрос:

В чем причина увеличения давления, ведь количество молекул осталось прежним, температура не изменилась и молекулы те же самые? (Это проблемная задача.)

Ученики:

— уменьшается объём

— в каждую точку теперь попадает больше молекул и, получается, что они теперь чаще ударяются.

Проверка гипотезы: давление газа зависит от количества частиц, температуры и объема вещества.

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

5.    Физминутка

Упражнение №1 « Диффузия»

Учитель : Что такое диффузия?

Ученик: Проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого. Можно сказать, это перемешивание веществ.

Учитель: Давайте попробуем показать это явление .

Встанем рядом с партами. Ученики, стоящие  за соседними партами, поменяются местами. А теперь вернемся на свои места.
Упражнение выполним 2-3 раза.

Упражнение  №2  «Инерция»

Учитель: Что такое инерция?

Ученик : Сохранение телом своей скорости.

Учитель: Давайте представим, что мы – пассажиры автобуса. Покажем, как будет меняться положение вашего тела при  его движении.

1)Автобус тронулся с места. ( Ученики отклонились назад)

2)Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо)

3)Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево)

4) Автобус затормозил. ( Ученики отклонились вперед)

Упражнение №3 « Давление»

Учитель: Как можно увеличить давление на опору?

Ученик: Уменьшить площадь опоры.

Учитель : Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.

Упражнение №4 « Упругость»

Учитель: Какие деформации называют упругими?

Ученик: Если тело после деформации возвращается  в исходное состояние.

Учитель : С помощью наших рук покажем упругую деформацию. Сожмем пальцы в кулак и снова выпрямим их. И так несколько раз.

 

6.    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.                Почему при проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней уменьшается? (При проколе камеры велосипедного колеса давление воздуха в ней увеличивается (правильно уменьшается), так как воздух в колесе находился под давлением, а после прокола происходит выравнивание давления внутри колеса и снаружи. )(-)

2. Почему при закачивании воздуха в шину автомобиля с каждым разом становится все труднее двигать ручку насоса? (При накачивании воздуха в шину с каждым разом все труднее двигать ручку насоса, так как после каждого качка масса воздуха в шине увеличивается, увеличивается и его давление, и становится сложнее его преодолеть). (+)

3. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым? (Мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым, так как температура воздуха на улице ниже, чем в комнате, объем газа, заполняющего мяч, уменьшается, следовательно, давление газа внутри мяча уменьшается). (+)

Цель: умение оценивать свои возможности самостоятельно

7.    Включение в систему знаний и повторения.

1. От каких физических величин зависит давление газа?

1) От его температуры и силы тяжести
2) От объёма и формы сосуда
3) От объёма и силы тяжести
4) От объёма и температуры газа

2. Как повлияет на давление газа уменьшение его температуры?

1) Давление увеличится
2) Давление не изменится
3) Давление понизится
4) Давление уменьшится, если изменение температуры будет небольшим

3.  Как скажется на давлении газа увеличение его объёма?

1) Давление уменьшится
2) Давление останется прежним
3) Давление возрастёт
4) Давление уменьшится, если изменение объёма будет очень большим

4.  Давление газа при повышении температуры

1) не изменяется
2) увеличивается
3) уменьшается
4) в зависимости от занимаемого газом объёма иногда увели­чивается, иногда уменьшается

Ответы: 1-4, 2-3, 3-1, 4-2

Цель: взаимопроверка, оценивание друг друга.

8.    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На уроке я работал ……

Урок для меня показался ……

Что вызвало затруднее……

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, давать оценку своей работе на уроке.

9.             Домашнее задание

§37 – пересказ, §35-36 – повторить, формулы

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет