Конспектурока истории в 5 классе на тему
«Вафинских школах и гимнасиях»
Цель: датьпредставление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитыватьинтерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.
Оборудование и средства обучения: презентация«В афинских школах и гимнасиях», исторический текст: «Жалоба раздражённойматери учителю на прогульщика сына из весёлой пьесы древнего автора», учебник,греческий алфавит и цифры, проектор, ноутбук, экран.
Формы работы: индивидуальная,парная, фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративные,частично-поисковые, проблемные.
Тип урока: открытие новыхзнаний.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Актуализациязнаний.
Работас картой.
— Покажитена карте Балканский полуостров, части Греции, моря, омывающиеЭлладу, место проведения Олимпийских игр, место жительства греческих богов,крупные греческие полисы.
3. Целеполагание,постановка проблемы.
— В V—IV вв. до н.э. вАфинах жил философ Платон, которому принадлежат следующие слова:
«Благодаря…… человек становится
самым прекрасным и божественным из существ».
— Как видите, в его фразе пропущено слово.Давайте попробуем его восстановить (учащиеся выдвигают версии).
— Образование, Афины – как вы думаете, очём нам сегодня предстоит поговорить на уроке? (постановка целей и задач).
4. Изучение нового материала.
1) — В Древней Греции было несколько типовучебных заведений.
— Какие учебные заведения есть в нашемгороде? Какие ступени обучения проходят школьники? (работа с магнитами надоске).
— Можем ли мы сейчас сравнить наши школы сдревнегреческими? (затруднение – постановка задачи).
— По ходу нашего урока мы будем сравниватьафинскую систему образования с современной.
2) Жалобараздражённой матери учителю на прогульщика сына
(из весёлой пьесы древнего автора)
«Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя,куда мне каждое число приходиться вносить за него деньги он не скоро сумееттебе ответить. Бедная дощечка, которую, я исправно натираю воском, лежитсиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если возьмёт вруки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит.
Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошеевоспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день. А, попробуй-ка,посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там словнообезьяна. А мне не столько жаль его, сколько черепиц, которые крошатся словносладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вонвышел».
Что нового о древнегреческой школе, вы узнали из этойжалобы?
Предполагаемые ответы обучающихся: обучение былоплатным, в школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском.Не все дети, добросовестно относились к учёбе в школе.
— Давайте познакомимся с теми, кто училюных героев.
Задание классу.
-Прочитайте пункт 1 параграфа 38 иответьте на вопросы.
-С какого возраста начиналось обучениедетей в Древней Греции?
-Кого в Греции называли «педагогами» икакие обязанности были у них?
-Греческие педагоги нередко плохо говорилипо — гречески. Почему?»
3) Занятия в школе
Мы находимся в обычной школе ДревнейГреции. Представьте, что вы греческие ученики. В школу вас привелирабы-педагоги. Вы приветствуете учителя почтительным наклоном головы и жестомподнятой руки.
Учитель призывает вас быть усердными,иначе последует наказания: «Не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш городс надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастете опоройродины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьтепрямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать».
— С чего начиналось обучение грамоте? (Сознакомства с греческим алфавитом.)
— Как вы думаете, у какого народа грекизаимствовали свой алфавит?
— Какие новшества они в него внесли?
— Итак, начнем урок письма. (Учащиесяполучают листы с греческим алфавитом и числами)
Задание 1: используя греческий алфавит,написать слова «мама», «папа» (взаимопроверка в парах).
«Мама»- .
«Папа» —.
Урок арифметики. Задание 2: решитьзадачу.
Агафон мешал сврим поведением педагогу науроке и получил 8 ударов палкой, а Неон опоздал на занятия и был наказанчетырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?
Учащиеся решают задачу и записывают ее спомощью греческих букв–цифр.
Сравните свой ответ с образцом на экране (дляпоявления ответа щелчок) и, если у вас верно поставьте себе «+») (самопроверка).
Учащиеся сравнивают решение задачи,изображенное на экране со своими записями.
Урок литературы. Работа в парах.
— Вам предлагаются отрывки из поэм Гомера,ваша задача – выяснить, из какого они произведения.
Отрывок 1
Жертву принесши богам, да пошлют Илионуспасенье,
Гектор поспешно потек по красиво устроенным стогнам;
Замок высокий Пергама пройдя, наконец он достигнул
Скейских ворот, ведущих из града в широкое поле.
Там Гетеонову дочь Андромаху, супругу, он встретил…
Гомер«Илиада».
Отрывок 2
Быстро в пещеру вошли мы, нов ней не застали циклопа.
Жирных коз и овец он пас налугу недалёком.
Всё внимательно мы оглядели, вошедшив пещеру.
Гомер«Одиссея»
Отрывок 3
Но трояне вкусить не могли ни покоя, ни пищи,
Смутно они собрались на совет. Опершися на копья,
Все стояли, и сесть не дерзал ни единый, и всем им
Сердце тревожила мысль о явившемся в бой Ахиллесе.
Гомер«Илиада».
4)Палестра (“пале” — борьба) – с 12 лет мальчики посещали еще однушколу – школу борьбы (гимнастическую). В палестрах мальчики обучались следующимвидам спорта: пятиборье, бег, борьба, прыжки, метание копья и диска.
-Как вы думаете, почему были актуальны именно эти виды занятий?
Работас иллюстрацией, с. 183.
-В какие спортивные школы и секции ходите вы? Что дают вам эти занятия?
Этап урока: физкультминутка
5) Взрослые афиняне, желавшие продолжитьобразование, посещали гимнасии – центры интеллектуальной жизни, где былиместа для отдыха, занятия спортом и библиотеки. Некоторые оставались там доглубокой старости. В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали своивзгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцовогогосударства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красивоговорить, выступать с речами в Народном собрании и судах.
Элемент драматизации.
Гиппократ: « ЯГиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. э. Я врач в семнадцатомпоколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции.По — моему мнению, нужно лечить не болезнь, а человека, потому, что одно и тоже заболевание у разных людей проявляется по — разному. Я определил типытемперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделилчетыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2).Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организмубороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, ясравнивал её со свечой — Сгорая сам, свети другим».
Геродот: «Грекиназывали меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко -персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. Заучастие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинутьродину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаиЕгипта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока.Когда я закончил своё путешествие, никто в Греции не знал меня. Из своегопутешествия я привёз с собой несколько свитков папируса. Это и была собраннаямною история греко — персидских войн. В те времена важным событием древнихгреков были Олимпийские игры. На ряду со спортсменами в Олимпии выступалимузыканты, поэты, писатели. На Олимпийских играх я прочитал несколько главсвоей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разнымгородам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит».
Аристотель: «Менязовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира воФракии. К моему имени часто прибавляли прозвище Стагирит. Мой отец былпридворный врач при македонском царе. С 367 г до. н.э. я ученик великогоПлатона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона,сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Ясчитал, что Земля — шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёздывращаются вокруг неё.
Все накопленные знания, я разделил поотдельным отраслям и объединил в самостоятельные науки. Ботаника — изучаетрастения, физика — природу, политика – государство. Сохранилось многоафоризмов, которые принадлежат мне. « Дружба – это одна душа в двух телах». «Ведите себя с друзьями так, как хотите, чтобы они вели себя с вами». Об учении.« Корни его горьки, но плоды его сладки». « Философия начинается с удивления» имногие другие».
5.Обобщение полученных знаний. Выявление сходств и различий в двухсистемах образования.
-Афинскаясистема образования была направлена на формирование гармонично развитойличности.
6.Закрепление.Вставьтепропуски.
В школахДревней Греции могли учиться только ______1______. На занятия их сопровождалипедагоги, которыми были ___2___. Школьники писали стилосом на ______3______ ,натертых воском. С 12 лет мальчики обучались в ____4____ , где они занималисьгимнастикой. Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой ипополнить свои знания, посещали _____5_____.
7. Итогиурока. Рефлексия.
— Я узнал…
— Мне былоинтересно…
— Я быхотел узнать…
8.Домашнее задание: параграф 38, по желанию: сочинение «Если бы я училсяв Афинах…»
Дополнительныйматериал
Греческий алфавит
Греческие цифры
Отрывок 1 (ряд 1)
Жертву принесши богам, да пошлют Илионуспасенье,
Гектор поспешно потек по красиво устроенным стогнам;
Замок высокий Пергама пройдя, наконец он достигнул
Скейских ворот, ведущих из града в широкое поле.
Там Гетеонову дочь Андромаху, супругу, он встретил…
Отрывок 2 (ряд 2)
Быстро в пещеру вошли мы, нов ней не застали циклопа.
Жирных коз и овец он пас налугу недалёком.
Всё внимательно мы оглядели, вошедшив пещеру.
Отрывок 3 (ряд 3)
Но трояне вкусить не могли ни покоя, ни пищи,
Смутно они собрались на совет. Опершися на копья,
Все стояли, и сесть не дерзал ни единый, и всем им
Сердце тревожила мысль о явившемся в бой Ахиллесе.
В афинской школе
Вообще детей не слишком баловали: купали в холоднойводе, заставляли выходить легко одетыми, и даже в самые холодные дни, чтобыони стали крепкими и закаленными. Однако их совсем не приучали к работе. Ведьу родителей были рабы, которые должны были услуживать во всем и взрослым, идетям, и малыш с раннего возраста привыкал смотреть с презрением на труд,считая, что неприлично работать ему, сыну свободного гражданина. С детствавнушали ему, что трудиться должен раб, а его задача — развивать свой ум иукреплять тело, чтобы быть достойным членом Народного собрания, государственнымдеятелем, храбрым воином, полководцем.
Девочек в школу не отдавали. Ведь афинские женщины неучаствовали ни в выборах, на в Народном собрании, ни в судах. Все, что от нихтребовалось, это быть скромными, покорными женами и достойными хозяйками. Чемреже показывались они на людях, тем больше гордился ими отец и муж. А для такойжизни вполне достаточно было обучить их дома ткать шерсть, печь хлеб даприсматривать за рабынями.
Школу, которую посещали мальчики, держал учитель,которому родители платили за обучение детей. Афиняне, как и все рабовладельцы,презирали всякого, кто работал за плату, и потому учителя не пользовалисьбольшим уважением в обществе. Когда о каком-нибудь человеке долго не было вестей,знакомые говорили: он, верно, или умер, или сделался учителем. Этим они хотелисказать, что пропавший ведет слишком жалкую жизнь, чтобы подать о себе вестьдрузьям.
Небогатые афиняне не могли содержать в школе сыновей втечение девяти лет, как это делали состоятельные родители. Беднякам приходилосьусваивать разве только грамоту, а потом они возвращались домой, чтобы научитьсяу своих отцов обрабатывать поле, ухаживать за скотом или перенимали их ремесло.Мальчики же из состоятельных семей учились в музыкальных школах до 16 лет.
Когда молодые афиняне достигали 18 лет, они кончалиучение в школах и гимнасиях и шли на военную службу, становились эфебами. Эфеб- это юноша. Отныне мальчик считался совершеннолетним. Теперь его имя вносилосьв списки из родного округа — дема. Это была важная и торжественная церемония,потому что внесенный в списки становился полноправным гражданином, могучаствовать в Народном собрании, управлять своим имуществом и, когда достигнетопределенного возраста, занять любую государственную должность.
Эфебы должны были провести два года в афинскихкрепостях — Мунихии и Акте, обучаясь военному делу и неся гарнизонную службу. Всвободное время они посещали театры и палестры, частные дома и общественныепартии, где философы, ученые и ораторы вели беседы и поучали желающих.Особенно много слушателей собирали учителя мудрости — софисты. Молодежинравились смелые мысли, которые проповедовали они, их умение говориткрасноречиво и убедительно.
Проучившись некоторое время у какого-нибудь известногософиста, богатый молодой афинянин считал, что его образование закончено.
Древняя Греция. Книга для чтения. Л., 1958.
С. 254-260.
