Урок № история 5класс дата______________
Тема урока: Жизнь египетского вельможи
Цели урока: дать представление о жизни и быте египетских вельмож;
формировать умение анализировать исторические факты:распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Задачи:Обучающие:
— ознакомитьучащихся с жизнью египетского вельможи.
Развивающие:
— способствоватьформированию умений анализировать исторический материал по средством работы систорическими документами;
— способствоватьформированию умения распознавать существенные признаки и интересы различныхобщественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиямив рамках социального неравенства.
Воспитательные:
— способствовать формированию пониманиякультурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: применятьпонятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа дляраскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочнойдеятельности; изучать и систематизировать информацию различных исторических исовременных источников;
Метапредметные УУД: самостоятельноорганизовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственноеотношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать своимысли в соответствии с задачами условиями коммуникации;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала;осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные термины, понятия: гробница, фараон,вельможа, писцы, войны.
Оборудование: Учебник А.А.Вигасина Всеобщая история.История Древнего мира. 5 класс: -М. «Просвещение», 2014;
Ход урока
IОрганизационный момент (1 минута)
II. Актуализацияопорных знаний учащихся по теме «Древний Египет» (6 минут)
- Задание
ü географическоеположение; природные условия;
ü образованиегосударства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном;
ü чтотакое государство;
ü ктотакой фараон;
ü какжили и работали земледельцы и ремесленники.
2. Задание
Тест.(3 минуты) (Приложение 1)
Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.
III.Мотивационно целевой этап. (5 минут)
На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины,ремесленники, крестьяне.
Вопросы классу: Что объединяет все эти слова?
Что обозначают эти слова?
О каком слове нам мало известно? (вельможа)
Сегодня мы побываем в гостях у египетских вельмож.
Какие задачи мыпоставим перед собой?
1. Узнаем,как жил египетский вельможа
2. Чемзанимался вельможа
Запись в тетрадь: Тема урока: «Жизнь египетскоговельможи».
IV.Физкультурная минутка (2 минуты)
V.Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)
1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.
Объяснение нового материала
Рассказсопровождается презентацией: Еще при жизни длявельможи строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисункамии рельефами.
Египтяне верили,что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому вельможаприказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, детей и всеимущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде и даже лучше.
Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологиберут информацию о жизни вельмож?
Работа сдидактическим материалом (поиск необходимойинформации в учебнике)
Используя §8, п.1,2учебника, вам необходимо вставить пропущенные слова в текст. (Приложение №2)
Также вы можетевоспользоваться словами для справок, расположенных под текстом. На выполнениеработы 5 минут.
Организоватьвзаимопроверку.
2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа водворце фараона.
Рассказ: — Вельможа жил в большом и красивом доме. Посмотрите на картинку вучебнике стр. 41«Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседнейстранице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайтевнимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.
Ответ ученика
Рассказ: — Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужнобыло ходить пешком, рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили ималенькие фигурки работников (стр. 40), египтяне верили, что они оживут, ибудут работать в « стране мертвых» на своего господина.
Занятия- службавельмож
Рассказ: — В надписях на стенах гробницы вельможи рассказывали о том, чем онизанимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в « стране мертвых» сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо.Фараон давал вельможам различные поручения, чтобы узнать, какую же работу могвыполнять вельможа, необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут)
Проводят поискнеобходимой информации в учебнике.
Ответ: — Они выполняли различные поручения:
· распоряжатьсяработами в царских каменоломнях
· вершитьсуд над заговорщиками против фараона
· следитьза тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона
· возглавляливоенные походы
Вывод: — не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, нои вельможи считались слугами фараона (записать в тетрадь)
Вельможа во дворце фараона.
Рассказ: — Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл иплеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз,оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет им встать и говорить. Обращаяськ фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит повелительтак, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».
Рассказ: — Все почести, которым фараон одаривал вельможу, то приказывалперечислить в надписи на стенах гробницы. В знак особой милости вельможу могли назначить « носителем царских сандалий», например. Но если фараон гневался навельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказатьпобить палками.
VI. Рефлексия (итог урока). (7 минут)
Закреплениедидактическая Игра «Да-Нет-ка»
Учитель: Я утверждаю, что…
Вельможхоронили в гробницах. (Да.)
Обедвельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
Фараонмог приказать побить вельможу палками. (Да.)
Вельможа,подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
Вельможапахал землю у себя на участке. (Нет.)
Вельможане работал. (Нет.)
Вельможаносил много украшений. (Да.)
Фараон считал вельможсвоими слугами. (Да)
Итог урока: Таким образом, мы доказали, что вельможа жил лучше, чем земледельцы иремесленники, но должен был выполнять все поручения фараона. Решили мы тезадачи, которые ставили перед собой: узнали, как жил вельможа, какую службу оннес. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона иугождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.
VII. Домашнеезадание. (4 минуты)
— Заполнитьсравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя§7,8. (Приложение 3).
Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста«Приключения Синухета».
VIII.Выставление отметок. (2 минуты)
Выставление отметокучащимся с учетом результатов графического диктанта.
Приложение1
Тест. 1) Где находится Египет? а) в северо-восточной части Африки б) в центральной Азии в) в центральной Африке 2) Приспособление для полива садов и огородов в Древнем Египте. а) рельеф б) оазис в) шадуф 3) Что ввозили торговцы в Древний Египет? а) папирус б) древесину в) хлеб 4) Что символизировала двойная корона египетских фараонов? а) объединение Южного и Северного царств б) союз богов неба и земли в) царство мертвых и царство живых 5) Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма? а) из шкур животных б) из пальмовых листьев в) из тростника 6) Как называлась первая столица египетского государства? а) Мемфис б) Фивы в) Атон |
Ключ к тесту: 1 — а; 2 — в; 3 — б; 4 — а; 5 — в; 6 — а.
Приложение №2
Текст
Для вельможи еще при его жизни строили……………………………………………………, стены которой украшали …………….………………………………………………………………Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образомможет ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя,свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.
У …………………………. Был красивый дом. Рядом сдомом росли ………………………………………………………………….., был …………………………………….. Одежда вельможи………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей,то надевал много украшений. ……………………………………………………… На столах вельможи былавкусная еда …………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу …………………………………………………………………………….Носили вельможу в …………………. ………………………………………………………………………
Словадля справок
Вельможа;
специальном кресле с навесом;
каменную гробницу;
гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво;
надписями, рисунками;
пруд;
вельможи;
фруктовые деревья, цветы;
из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья;
музыканты, красивые танцовщицы
Приложение №3
Домашнее задание:используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:
Вопросы для сравнения |
Земледельцы |
Ремесленники |
Вельможи |
В каких домах жили |
|
|
|
Чем питались |
|
|
|
Как одевались |
|
|
|
Чем занимались |
|
|
|
Как относился фараон |
|
|
|
