Ход урока:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!
Поприветствуемгостей…
Сними нам вдвойне теплей.
2.Постановка темы и целей урока
Чтобез меня предметы? Лишь названья.
Ая приду – всё в действие придёт.
Летитракета, люди строят зданья,
Цветутсады, и хлеб в полях растёт.
Г.Граубин /Стихотворение на слайде/
-Какой части речи могут принадлежать эти слова?
-Нас пригласили в сказочную страну Глаголию. Дорога по этой стране будеттернистой, трудной. Невидимые жители будут сопровождать нас в этом путешествии,предлагать нам всё новые и новые испытания на проверку наших знаний об ихстране.
Пожелаемвсем удачи и успешности в придачу!
Продолжим работать над большой темой «Глагол».
3.Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.
Что мы знаем о глаголе? Чтобы ответить на этот вопрося предлагаю игру « Да – нет – не знаю».
КАРТОЧКА фиолетовая
— Прочитайте предложения. В скобках, после каждогопредложения, поставьте знак. Объясни свой выбор. Дай правильный ответ.
+ — уже знаю, – — думаю иначе (есть ошибка),? — есть вопрос (не знаю)
1.Глагол– это часть речи. ( )
2.Глаголобозначает признак предмета.( )
3.Глаголыотвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? чтоделал? что сделал? что будет делать? ( )
4.Впредложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. ( )
5.Глаголыизменяются по числам. ( )
6.Углаголов различают три временные формы: настоящее, прошедшее, будущее.()
7.Глаголыизменяются по временам. ( )
8.Начальнаяформа глагола – настоящее время.
9.Невсе глаголы могут иметь форму настоящего времени.( )
10.Что о глаголе вы ещё не знаете ?
У меня для вас ещё одна загадка:
Оно и бежит,
Оно и лечит,
Оно и быстротечно,
Оно и бесконечно.
— О чем я говорю? (Это время) (Слайд 5)
— Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни,сутки, года)
— Давайте обратимся к толковому словарю русского языка ивыясним, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – этокогда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – этопродолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами,минутами, часами.
— Знаете ли вы пословицы со словомвремя?
Делу время, потехе – час.
Время – не птица, за хвост не поймаешь.
Не время сидеть сложа руки.
Аппетит приходит во время еды.
Время — как воробей: упустишь — не поймаешь.
Всему своё время.
— А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ иВРЕМЯ? (Слайд 6)
(У глаголов есть время)
— Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
— Какова тема урока? (Время глагола)
— Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…
Какие задачи мы поставим к нашему уроку?
Задачи урока: выяснить все ли глаголыизменяются по временам; все ли глаголы имеют три временные формы.
–Проведемисследование:
Адля начала вспомним, как определить время глагола.
Давайте прочитаем правило. Как нам говорятавторы учебник с.63
3. — Открываем тетради, записываем число,классная работа.
Минуткакаллиграфии запишите слова:
Я мы — 1 лицо
Тывы — 2 лицо
Онона оно они — 3 лицо
-Что это за слова? И почему мы их пишем сейчас? Как они связаны с темой нашегоурока?(Местоимения, которые помогают определить лицо глаголов (в наст. и буд.времени))
Работа с домиками
Распределениеслов
Наблюдал, объяснил, играет, напишет, смотрел,стучится, запишет, говорит, наблюдает, будет молчать, злится, скажет, рисует,жевал, рисовал.
6.Развитие речи
— Посмотрите на репродукцию картины великого русского художникаСаврасова «Грачи прилетели». Какое время года на ней изображено? (Слайд 7)
— Какие приметы весны вы видите?
— Составьте предложение по картинке, используя глаголы.
Карточка белая
Спишитетекст, употребляя глагол каждого предложения:
· 1-ряд – в форме настоящеговремени
· 2-ряд- вформе прошедшего времени.
· 3-ряд– в форме будущеговремени.
(Дуть)весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он(вить) гнездо.
6. ФИЗМИНУТКА
— Ребята, я вижу, что вы немногоустали, давайте отдохнем, но наша физминутка будет продолжением урока. Словакакой части речи для нас сейчас очень важны? (Глаголы)
Предлагаю продолжить закрепление знаний о временах глагола. Я буду предлагатьназывать разные формы глагола, а вы будете вставать с места.
— Готовы?
Рисует, молчал, улыбается, расскажет, подсказал,вижу, убежал, радоваться, мечтаю, сияло, помогу, люблю, покажет, позвонит,решил, думать, ходим, гудит, трещал, пройдет, прилетают.
— Какие молодцы! Продолжаем работать.
На парте у вас лежит белая карточка. В этоттекст нужно вставить пропущенные глаголы, определить время. Пропущенные глаголынаходятся в словах для справок.
Текст:
Вот и___________________ долгожданная весна. Ярко _____________ солнышко. В лесу___________ птицы. Из — под снега ______________ подснежник. С пригорка_____________ ручеёк. Скоро ____________ грачи. Мы все с нетерпением____________ весенних каникул.
Слова для справок: ждём, наступила, прилетят,светит, зажурчал, защебетали, выглянул.
Итог : Как определить времяглагола??
Д.з. с.63 правило, упр.404с.64
Закончен урок, и выполненплан,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружнотрудились,
Что на уроке вы не ленились!
