Открытый урок
Изобразительное искусство в 7классе
Тема:«Народное искусство как часть художественной культуры.Традиции и современность.».
Цель урока:
Воспитательная:
Воспитание в учащихся патриотическихчувств, любовь к своей Родине,к людям,к культуре и традициям.
Обучающая:
Умение правильно формироватьпредставление о культуре и духовных ценностях русского народа, положительноеэмоциональное отношение к традициям.
Развивающая:
Развитие интелектуальногомышления,пробуждение фантазии,любознательности и интереса к истории и традициямрусского народа.
Задачи урока:
Знакомство учащихся систорией,традициями,.творчеством и культурой русского народа.
Изучить виды народного творчества.
Развить эстетический и художественныйвкус,творческую фантазию,мышление учащихся.умение работать в одной команде.
Пробудить интерес к народному творчеству.
Оборудывание и материалы:
Иллюстрации с изображением изделийнародных мастеров.
Образцы декоративной росписи изделий.
Выставка книг и образцов изделий народного творчества.
Презентация:Ремесла разных областейРоссии.
Ходурока:
«Народ не помнящий своего прошлого ,неимеет будущего»(В.О.Ключевский)
1.Организационная часть урока: приветствиеи готовность к уроку учащихся.
2.Тема и цель урока.
3.Виды творчества.
1) «Без вышивки в доме не обойтись»
История, видыстежков, материалы , виды значение рисунков в жизни наших предков.
. Возникновение вышивания, относится к эпохепервобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды изшкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материаловорнаментом или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материаламивручную с помощью иглы или машинным способом. Материаломдля вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные илиокрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг идрагоценные камни, бусы и бисер,блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и,таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальноесвоеобразие и мастерство каждого народа.
2) «Роспись по дереву в разных регионах России
История возникновения росписипо дереву на территории нашего государство также насчитывает немалоеколичество веков. Корни этого искусства — в архаичных языческихвременах. Тогда наши предки поклонялись природным стихиям, а также Перуну,Велесу и множеству других богов. Сюжеты древних мастеров деревяннойросписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье,удачу и процветание.
Деревянной росписью украшали фасадыдомов и внутренние интерьеры. Исторические памятники с образцамидревнего искусства росписи сохранились до наших дней — домас отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русскомСевере. Крестьянские избы расписывались в основном изображениями цветови птиц.
3) «Глиняные ирушки»
Для человека в древности глинянаяигрушка в первую очередь — сакральный, магический предмет. Ее форма, орнамент,раскраска и звук извлекаемый из нее (свист) имели определенный смысл. Сегоднямы утратили эти смыслы, но традиция донесла до нас форму, цвета, орнаменты внеизменном виде из глубокой древности, с языческих времен. Глиняныеигрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку дон. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопкахгородов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьёзное изучение русской игрушкиначалось в конце 19 – начале 20 веков.
В давние времена их использовали как ритуальные фигурки, связанные с обрядамикалендарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда исвистульки.
4) «Ювелирные украшения 19-19век»
Среди украшений середины столетия быливещи, в которых обращение к реальному мотиву органично сочеталось сдекоративностью его трактовки. Это происходило тогда, когда мастер не стремилсяподчеркнуть натуральность, а наоборот, как-то маскировал изображение. Такделали серьги, в которых цветовая гамма сближенных тонов была образованацветной фольгой, подложенной под бриллианты. Это придавало колориту сережекмягкость, успокаивая холодный блеск бриллиантов, и сглаживало контраст с зеленойпо золоту эмалью листков, форма которых была удачно орнаментирована. Прием,использованный в таком украшении, был характерен для барокко. Живописностьвыражалась не только в цвете, но и в скульптурной связи объемов Путь,пройденный ювелирным искусством России в XVIII-XIX веках, очень сложен. Онсвязан с утверждением светской культуры и преодолением средневековых тенденцийискусства, с принятием европейской одежды и сохранением национальнойсамобытности в народном костюме и его украшениях. Непосредственно в ювелирныхизделиях прогрессивные черты этого времени связаны с освоением и утверждениемновых художественных форм, усовершенствованием технических приемов обработкиметалла, большим вниманием к использованию драгоценного и полудрагоценногокамня.
5)Презентация: «Ремесларазных областей России»
6)Работа по карточкам.Учащимсяраздаются карточки ,они должны определить виды росписи и где изготавливалосьизделие.
7)Народное творчество в русских сказках..Учащимсяраздаются картинки с сказочными героями, они определяют вид творчестваприсутствующий на картинке.
8)Практическая работаУчащиеся выбирают одно из изученных изделий народноготворчества и делают эскиз.
9)Выставка работ учащихся.
Вывод:Этот урок научил нас, что все, что человек фантазирует, должно иметь и имеет творческий источник, благодаря которому происходит развитие и обновление мира.
10) Подведение итогов. Выставлениеоценок .
Что нового вы узнали сегодня науроке?
Что вам понравилось больше всего изизделий народного творчества?
Что запомнилось больше всего?
11). Домашнее задание.
Изобразить один из видов народноготворчества.
Главное условие – наличие орнамента
выбрать вариант росписи;
построить общую форму изделия;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) ;
выполнить в цвете работу.
