КОСПЕКТОТКРЫТОГО УРОКА
ПОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В 5КЛАССЕ
«Художественныенародные промыслы России»
Составитель: учитель изобразительногоискусства
Полищук Галина Алексеевна
НАРОДНЫЕПРОМЫСЛЫ РОССИИ
Красота земли родной.
Цели: 1. Приобщение к национальнойкультуре как системе общечеловеческих ценностей.
2.Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру черезэстетическое развитие.
3.Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
4.Активизация творческого потенциала учеников.
Задачиурока:
Воспитыватьбережное отношение к народным традициям и промыслам, продолжить формированиезнаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языкедекоративного искусства. Развивать фантазию и воображение, навыкисамостоятельного творческого мышления.
Оборудованияи материалы.
1. Выставка работуч-ся по теме «Русское народное искусство».
2. Народныекостюмы и украшения для ведущих.
3. Музыкальноеоформление. ( слайд заставка, в гостях у сказки, народные мелодии. )
4. Различныеподелки. (посуда, игрушки)
Ходурока
1. Организационныймомент
Мотивацияучебной деятельности (1мин)
Приветствиеучащихся, проверка готовности урока.
Добрыйдень 5 класс
Мнеприятно видеть вас
Встаньтеровно, подтянитесь
И другдругу улыбнитесь
Молодцы,теперь садитесь!
2. Повторение
Актуализациязнаний(8мин)
Учитель:ребята послушайте стихотворение (слайд)
СлавиласьРоссия чудо мастерами,
Дерево иглину в сказку превращали.
Красками икистью красоту творили.
Своемуискусству молодых учили!
Учитель -Ребята!Как вы думаете о чем это стихотворение?
О комговорится в этом стихотворении?
О какихмастерах говорится?
Чем онизанимаются?
(Ответыучащихся)
Учитель: Ачто такое народный промысел? (одна из форм народного художественного творчества,в частности, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства)
Учитель -А с какими народными промыслами вы знакомы?
Давайтевспомним, что вы знаете о этих промыслах?
1. Родинанародного промысла
2. Предметы. накоторые наносилась роспись
3. Основныеэлементы росписи
4. Основные цветаросписи
3. Практическая работа (20 мин)
Учитель:итак, мы вспомнили, с какими народными промыслами знакомились на предыдущихуроках. Как вы думаете. Какова цель нашего урока? (ответы детей)
Ну, а сейчас я предлагаю вам превратитьсяв мастеров-ремесленников народного творчества. Вы заранее распределены нагруппы и сейчас вам предстоит узнать, каким народным промыслом будет заниматьсякаждая группа, для этого у вас на столах есть мозаика, которую вам нужнособрать
(собирают под музыку)
Учитель:
1-я группа – мастера гжельской росписи. Каквы определили что это именно гжельская роспись.
2-я группа- мастера городецкой росписи.А какие элементы подсказывают вам, что это городецкая роспись?
3-я группа- мастера хохломской росписи.Какие особенности хохломской росписи вы отметили?
Я вам раздаю предметы в соответствии свидом художественного промысла, которые вам необходимо расписать.
Когда работа в творческих мастерскихбудет закончена, я приглашаю вас на ярмарку народных ремёсел, где мастерапредставят свой товар, его нужно расхваливать так, чтобы захотелось его купит
Соблюдает технику безопасности при работекистью.
Можете приступать к работе. (на работу 20мин)
5. Театрализованноепредставление творческих работ.
Купцыдорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны вы свой товар расхваливать.Ничего не забыть и себя показать и товар свой продать (дети прикрепляют своиработы на доску).
1скоморох:
Почтеннейшиегоспода!
Пожалуйтек нам сюда
Выставляйтесвой товар
Нанаш ярморочный базар
2скоморох
Товарец важный,
Похвалитего купец каждый!
Пожалуйте!
Сдоброго молодца пятак берем
Акрасным девицам даром отдаем
Учитель:что за мастера пожаловали на нашу ярмарку?
Ученик-Городецкие мастера
Нашидоски расписные,
Посмотритевот какие
Всехотим вам показать
Иподробно описать.
Порозанам и купавкам
Городецкийскачет конь
Ицветами весь расписан
Дочего ж красивый он
Тридевицы молодые
Подрозанами стоят
«Гдеже хлопцы удалые?
Вовсе стороны глядят
Вотпо улочке Петрушка
Едетна коне верхом
Верныйпес его послушный
Бежитвслед за женихом!
Учитель:достойные товары!
Ученик:
Ай,да вазы, что за диво! Хороша и та и эта
Всенарядны и красивы, расписные все в цветах!
Здесьи роза и ромашка, одуванчик, васильки
Ссиней сеточкой по краю, просто глаз не отвести
Сотворилиэто чудо не за три девять земель
Расписалиту посуду на Руси, в местечке Гжель
Крайфарфорового чуда, а кругом него леса
Синеглазаяпосуда, как весною небеса
Вазы,чайники и блюда так и светят на столе!
Израскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Учитель: Хорошиголубые узоры. Такая посуда- хороший подарок.
Учитель: А воткакая нарядная, красочная деревянная посуда.
Ученик:
Посуда непростая
Аточно-золотая!
С яркимиузорчиками
Ягодками илисточками
Называетсяона-
Золотаяхохлома
Вы незнаете, ребята
Отчего ипочему
Оченьчасто называют
ЗолотоюХохлому
Развезолотом покрыты
В нейдеревья и дома
Можетвсюду там сияют
Золотыекупола?
Деревянная,резная
РасписнаяХохлома!
Удивительнойпосудой-
Вот чемславится она
Этоттонкий, этот дивный
Золотистыйзавиток!
Разувидишь- не забудешь
И хотелбы. Да не мог
Учитель:Такую посуду и на царский стол не зазорно поставить.
Закончилаработу и наша ярмарка.
Кто смел,тот успел!
И себяпоказать и товар свой продать!
Учитель:
Вына ярмарке бывали и товар свой показали.
Всерассказали, ничего не забыли.
Ну,а теперь прощайте
Вследующем году приезжайте!
5.Рефлексия
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, для чего людизанимались промыслом?
А что такое промысел?
У кого дома имеются предметы народноготворчества?
Добились ли мы поставленной цели урока?
«Незаконченное предложение»
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задание…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось……
Благодарю всех участников сегодняшнегозанятия. Вы все хорошо потрудились. Показали свои знания и умения, о народныхпромыслах которыми мы гордимся!