Тема: «Корень слова.Однокоренные слова»
Цель: создать условия дляознакомления учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова».
Задачи:
· учить находить и выделять корень в словах,различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
· развивать речь, память, внимание,мышление;
· воспитывать культуру поведения на уроке,аккуратность, самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: урок открытияновых знаний.
Оборудование: учебникпо русскому языку «Школа России» 2 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий,наглядный и раздаточный материал.
Этапы урока |
Содержание урока |
I. Организационный момент (2 мин) |
— Здравствуйте ребята! Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание. Помоги нам потрудиться: Мы пришли сюда учиться -Если вы считаете, что готовы к уроку, то можете сесть. |
II. Чистописание (4 мин) |
— Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. — Следите за посадкой: локоть правой руки на столе, спина прямая, тетрадь наискосок. — Давайте проведём с вами чистописание. На доске написаны буквы и имена, запишите их себе в тетрадь: Аа Анна Альбина Аня Аля — А теперь проверим, как вы написали эти имена? (с заглавной буквы). — Молодцы, ребята. Справились с заданием. |
III. Актуализация знаний (5 мин) |
Послушайте сказку. Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. — Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужого приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. — Кто оказался чужаком? -Почему гости не сразу приметили чужака? — Составьте список гостей — родственников Воды. — Какие слова мы называем родственными? (близкие по смыслу, имеют общую часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов) |
IV. Словарная работа (3 мин) |
— Ребята, давайте проведём с вами словарную работу. Я буду вам диктовать, а вы записывайте: Дорога, ягода, береза, рисунок. — Теперь посмотрите на доску и проверьте свою работу. — Кто написал без ошибок? Кто сделал одну ошибку? Две? |
V. Самоопределение к деятельности (4 мин) |
Постановка проблемной ситуации — Посмотрите на доску. Прочитайте предложение. В лесной сторожке живет лесник. — Что особенного в этом предложении? (2 слова похожи.) — Чем похожи слова? Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 — Это близкие по смыслу слова. Давайте в них выделим общую часть «лес» (учитель выделяет дугой) — Как называется общая часть родственных слов, вы узнаете, отгадав загадку: Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (Корень) — Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какова его тема? — Верно, ребята. Тема сегодняшнего урока: «Корень». Давайте составим план изучения темы. 1.Узнать, что мы называем корнем слова? 2.Узнать, зачем нужен корень слова? 3.Как найти корень слова? |
VI. Работа по теме урока (12 мин) |
На доске написано слово «гриб» — Давайте к этому слову подберем близкие по смыслу слова: грибница, грибной, грибник. — Запишите их через запятую. — Выделите в них общую часть. Запись на доске: сад, садик, садовод, посадил, садовник. — Выделите в этих словах общую часть. — Кто может сказать, как называется общая часть? (корень) — Как обозначается корень? (дугой) — Родственные слова по-другому называют однокоренными, потому что они произошли из одного корня. – Проведём маленький эксперимент. – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? Запись на доске: лето, летать, перелетные, прилетели. -Выделите корень. Будут ли они однокоренными? -Какое слово лишнее? В каком слове корень имеет другое значение? — Значит, однокоренными считаются слова, близкие по смыслу. -Что же такое корень? (Учащиеся пытаются сформулировать определение.) — Давайте прочитаем в учебнике и проверим, правы ли мы. |
Физминутка (3мин) |
|
VII. Первичная проверка понимания (5мин) |
Работа в парах по словарю однокоренных слов (стр. 135) – упр. 85 стр.61. — Прочитайте задание, составьте план действий по его выполнению. — Запишите слова и предложение, определите, кто будет отвечать. |
VIII. Самостоятельная работа (4мин) |
Самостоятельная работа детей по закреплению знаний. -Работа по учебнику стр.62, упр. 88 |
Рефлексия (2мин) |
— Над какой темой работали? — Что вызвало затруднение? — Какую цель перед собой поставили? — Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. — Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод. — Что у вас сегодня получилось лучше всего? -Над чем ещё следует поработать? |
Домашнее задание (1мин) |
стр.63, упр. 89 |