Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема:И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей».
Цели урока:
· познакомитьучащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»;
· развиватьправильную выразительную речь, развить навыкивыразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическоеискусство; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
· воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Оборудование:
· компьютер;
· интерактивнаядоска;
· проектор;
· слайды;
· учебник«Родная речь» 2 класс 1 часть, авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Москва 2013 г.
Ход урока
I. Организационныймомент.
Проверь,дружок,
Готов литы начать урок?
Все ль наместе, все ль в порядке
Книжка,ручка и тетрадка?
Проверили?Садитесь!
С усердиемтрудитесь!
II. Речеваяразминка.
Три сорокитараторки,
Тараторилина горке.
-Прочитайтеэто стихотворение хором, с веселой интонацией, с сердитой интонацией, сзамедлением, скороговоркой. Слайд 2
III. Актуализациязнаний.
-Напрошлом уроке мы познакомились с творчеством И.А.Крылова.
-Давайтевспомним, что такое басня? (Басня — это короткий рассказ или стихотворениес нравоучительным содержанием, в котором под видом животных высмеиваются люди сих недостатками.)
-Ктоглавные герои басен? (Главные герои басен – животные, в которых мы легкоузнаем людей.)
-Чтотакое мораль? (Мораль – вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)
-Что выузнали о Крылове на прошлом уроке? Слайд 3
ИванАндреевич Крылов — русский баснописец, автор более 200 басен. В баснях Крыловвысмеивал общественные и человеческие пороки: лень, неряшливость, эгоизм. ВСанкт-Петербурге, в Летнем саду установлен памятник Крылову, изображенногосреди героев своих басен — разных зверей и птиц.
Памятникбыл сооруженна деньги, которые собирали по всей России. Слайд 4
-На урокахвнеклассного чтения мы с вами знакомились с баснями Крылова. Вспомните, как называются эти басни? Слайд 5, 6, 7.
IV.Проверка домашнего задания.
-Чтобыло задано на дом?
Выразительное чтение учащимися басни «Лебедь, Щука и Рак».
V.Постановка учебной задачи.
-Отгадайзагадку:
Самолётик лёгкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …
Слайд 8. Стрекоза.
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? …
Слайд 9. Муравей.
-Назовитенасекомых, о которых вы отгадали загадки. (Стрекоза и муравей).
-Этоназвание басни, с которой мы сегодня познакомимся. Её написал Иван АндреевичКрылов. Слайд 10.
VI. Изучениенового материала.
-Откройтеучебники на странице 106.
1) Первичноечтение басни.Басню читает Игорь Ильинский. Мультимедиазвук. Слайд 11.
2) Проверкавосприятия.
-Понравиласьвам басня?
-О ком и очем говорится в басне?
3)Словарная работа.
-Какиенезнакомые слова встретились в басне?
Зимакатит в глаза — неожиданно наступает зима.
Помертвелочисто поле – собран урожай, цветы и травы увяли, засохли, животные инасекомые попрятались, птицы улетели, в поле стоит мёртвая тишина.
Нужда –недостаток чего-либо.
Удручена –огорчена.
Вешних –весенних.
Мурава – молодаятрава.
Слайд 12.
4) Анализ иллюстрациив учебнике.
-Какой мывидимСтрекозуна рисунке?
-Каким мывидим Муравья?
5) Первичное чтение басни учениками.
-Прочитайтебасню самостоятельно.
-Обратитевнимание, как Стрекоза жила летом, и как с наступлением холодов.
6) Процессосмысления текста.
-Кто изгероев вам понравился больше и почему?
-Как в басне Крылов называет Стрекозу? Почему?
VII. Анализ литературного произведения.
Выборочное чтение.
— Какжила Стрекоза летом? Какой она была? Прочитайте.
Слайд 13
-Чтопроизошло со Стрекозой с наступлением холодов? Прочитайте.
Слайд 14.
-Почемуона пошла просить о помощи Муравья?
-Как Муравейвстретил Стрекозу? Прочитайте.
— Почемуон отказал Стрекозе в помощи?
-Справедливоили нет, поступил Муравей?
-Ребята, а вам жаль Стрекозу?
VIII. Физминутка– Чистоговорка.
Нёсоднажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)
Рей-рей-рей-рей. (ходьба на месте)
На полянкепод кустом муравьишка строит дом (8 хлопков)
Ом-ом-ом-ом.(наклоны влево – вправо)
Лишьснежок запорошит, стрекоза к нему спешит (8 хлопков)
Шит-шит-шит-шит. (повороты влево – вправо)
Ты, Кума,не торопись, а за дело — ка, возьмись (8 хлопков)
Мись-мись-мись-мись.(приседания)
IХ. Закрепление изученного материала.
1) Подготовкак чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Прочитайтетекст самостоятельно, подумайте, сколько действующих лиц в басне? -Какнадо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берется вкавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речьзаканчивается.
2) Чтениепо ролям. Инсценирование басни.
— Сколькодействующих лиц в басне?
— Как надочитать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказатьавтор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)
— А теперьпрочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаемслова только в кавычках. Кому они принадлежат?
— Какбудем их читать? (Читает 2 пара учеников.)
3) Работас пословицами. Работа в группах сменного состава.
-Соберитепословицы.
-Какиепословицы выражают главную мысль басни?
Слайд 15.
Пословицы.
1)Поспешишь … …один отрежь.
2) Семьраз примерь… …потехе час.
4) Делувремя… ….людей насмешишь.
— Какиееще пословицы о труде вы знаете?
(Без трудане выловишь и рыбку из пруда. Ленивый и грибу не поклонится. Скучен день довечера, коли делать нечего. Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь. Ктовеселится летом, тот плачет зимой.)
4) Работа в парах.Выразительное чтение учащимися.
X. Работанад крылатыми выражениями И.А.Крылова.
Слайд 16.
Посмотритена иллюстрации и вспомните крылатые выражения из басен И.А.Крылова
1)Кукушкахвалит Петуха, за то, что хвалит он Кукушку.
2)А вы,друзья, как не садитесь, все в музыкунты не годитесь.
3)Усильного, всегда бессильный виноват.
4)Видитоко, да зуб неймет.
XI.Рефлексия.
-С какойбасней Крылова мы сегодня познакомились?
-Когоподразумевает под животными Крылов?
-Чтоосуждается в этой басне? (Беспечность, леность, черствость, эгоизм)
-Каковамораль басни? (Нужно все делать вовремя).
-Какаяпословица перекликается с сюжетом этой басни? (Делу время, потехе час) Слайд17.
ИванАндреевич Крылов написал много басен. Слайд 18.
В своихбаснях он даёт нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитаютего басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
XII. Выставлениеоценок. Спасибо за урок! Слайд 19.
XIII. Домашнеезадание.
Выучитьбасню наизусть.
Авторская разработка с использованием литературы:
1.Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Москва,«Просвещение»,2009.
2.Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс, Кутявина С.В., ГостимскаяЕ.С., Байкова М.И., Москва, «Вако» 2009.
3.Басни Крылова. Издательство «Росмэн-Пресс», 2009.