X-PDF

Конспект урока литературного чтения Крылов И.А. Басня Ворона и Лисица

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №24 ГОРОДА ТОРЕЗА»

 

 

Муниципальный конкурсметодических разработок

«Урок литературного чтения вначальной школе»

 

Номинация

«Современный уроклитературного чтения

по формированию читательскойграмотности»

 

Тема урока:

«И.А.Крылов. Басня «Ворона иЛисица»»

 

 

 

 

 

 

Автор:

Моисей Анжела Николаевна,

учитель начальных классов

МОУ «Школа №24 г. Тореза»

 

 

 

Торез, 2021 год

Тема: И.А.Крылов. Басня «Воронаи Лисица».

Предмет: литературноечтение.

Класс: 3.

Цель: познакомить с великимибаснописцами, с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Задачи:

— образовательные: формироватьумения определять басню как жанр, продолжить обучение вдумчивому чтению сэлементами анализа текста;

— развивающие:развивать речь, образное мышление учащихся, навыки выразительного чтения,способность осмыслению нравственных ценностей;

— воспитательные:воспитывать стремление к правдивости, искренности, неприятию лести.

Планируемые результаты:

Предметные: пониматьособенности жанра басни, характеризовать героев басни, понимать нравственныйсмысл басни.

Метапредметные:

— познавательные:понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;

— регулятивные:учить определять цель деятельности на уроке, извлекать необходимую информациюиз текста;

— коммуникативные:учиться работать в группе, слушать мнение товарища,

высказыватьсвою точку зрения.

Личностные: интерес к чтениюбасен, моральные нормы поведения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник,презентация к уроку, рабочий лист (Приложение).

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организация класса. Настрой наурок.

-Ребята, я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пусть на этом уроке вам всем улыбнетсяудача.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

-Мы уже познакомились с великим баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. На этомуроке вместе с нами будут и другие мудрецы-баснописцы. (Слайд 1)

 -Эзоп — знаменитый баснописец, родоначальник басни, которую назвали по егоимени «эзоповой». О жизни Эзопа точно ничего не известно. Жил в Древней Греции.По многим легендам он был рабом, который терпел обиды и от господ, и от такихже рабов, как он сам. Эзоп сочинял басни, изображая обидчиков внепривлекательном свете. Действующими лицами в его баснях выступали животные инеодушевленные предметы. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храмаи подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие вгероях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство. Запреступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен.

-Жан де Лафонтен — классик французской литературы, большинство своих сюжетовзаимствовал у Эзопа, но изложил их на превосходном французском. Лафонтензаключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писалисьв прозе.

-Толстой Лев Николаевич — один из наиболее известных русских писателей имыслителей.

-Михалков Сергей Владимирович — советский и российский писатель, поэт, драматурги публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец. Соавтор текста гимнаСоветского Союза и автор текста гимна Российской Федерации. В городе Амвросиевкенаходилось поместье семьи Михалковых, и маленький Сережа с родителями на летоприезжали в наш край.

3. Проверка домашнего задания.

А) Игра «ДА-НЕТ» (Слайд 2) 

(Дети в рабочихлистах записывают ответы).

1. Крылова зовутИван Андреевич.

2. В басне всегдаесть мораль.

3. Крылов написалболее 200 сказок.

4. Крылованазывали в народе дедушкой.

5. Басни бывают впрозе и стихах.

6. Уже при жизниКрылова знала вся Россия.

7. Герои басенвсегда люди.

8. Крылов — поэт-сказочник.

(Взаимопроверка.  Обмениваютсялисточками, проверяют ответы, подсчитывают количество правильных ответов).

Б) Прием «Письмо спробелами». (Слайд 3, 4)

(Работав парах).

-Чтотакое басня? Вставьте пропущенные слова:

Басня– это короткий занимательный рассказ в прозе или стихах. В басневсегда есть нравоучение – мораль. Героями басен являются животные,а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются пороки(недостатки)людей.

(Самопроверкасо слайда).

В) Выразительное чтениенаизусть басен И.А.Крылова (2 – 3 учащихся).

-Оцените свои знания. Поставьте себе отметку за домашнее задание.

4. Целеполагание.

-Прочитайте эпиграф урока: «Люблю, гдеслучай есть, пороки пощипать». (Слайд 5). Почему я выбрала его?Как понимаете слово «пощипать»?

А) Речевая разминка.

Работанад скороговоркой: «Проворонила ворона вороненка». (Слайд 6).

Б) Беседа.

-Откройте учебник с. 137. Прочитайте название басни, над которой будем сегодняработать.

-Что вы знаете о воронах? О лисицах?

В) Игра «Предположения». (Слайд7).

-что будем делать на уроке (читать, рассуждать…)

-каким может быть урок (поучительным, интересным…)

-как вы будете работать (дружно, быстро…)

Г) Рубрика «Этоинтересно!».

-Вороны являются одними из самых умных птиц. Они способны легко решатьлогические задачи уровня развития 5 летнего ребенка. Вороны способны дружить.Если с птицей случиться беда, то её друзья обязательно придут на помощь. (Слайд8).

-Лисицы способны развивать скорость до 50 км в час. Не зря лисиц называют оченьумными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох.Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются в этуловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох.(Слайд 9).

5. Построениенового знания.

А) Первичное знакомство сбасней.

-Сядьте удобно. Предлагаю вам послушать аудиобасню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»(Слайд 10):

-Понравилась вам басня? О чем в ней рассказывается? Все ли слова были понятны?

Б) Словарная работа. (Слайд11).

Лесть –лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец– льстивый человек;

Гнусный –внушающий отвращение, омерзительный;

Ангельский(голосок) – нежный, добрый;

Нев прок – не в пользу;

Взгромоздиться –взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил –привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова)– от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается ипредварительно обрабатывается пища.

В) Самостоятельное чтениебасни.

-Прочитайте басню в учебнике.

-Почему слова Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы?

-Докажите, что вы прочитали басню, а не стихотворение.

6. Физминутка.

(Упражнениена координацию, внимание)

-Я буду читать стихотворение, а вы показывайте.

(Выполнятьупражнение трижды с ускорением)

Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь

Не забыть бы что-нибудь.

Руки, бедра и живот,

А теперь наоборот.

Руки, бедра и живот,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Уши, щеки, лоб, глаза,

Нос, рот, голова.

7. Анализ басни.

-Из скольких частей состоит басня?

-С чего начинается повествование в басне? Как вы понимаете слова «бог послал»?

-О каком времени суток идет речь в басне?

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

-Что значит «на ту беду»? Почему Лиса остановилась? Как автор называет лису?Почему?

-Как Лиса решила забрать сыр у Вороны? Прочитайте слова Лисы к Вороне. С какойинтонацией их нужно читать?

-Понравились ли слова Лисы Вороне? Как об этом говорит баснописец? Как понимать«вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло»?

-Как заканчивается басня? С какой интонацией нужно читать эти слова?

-Где находится мораль в басне «Ворона и Лисица»? Зачитайте.

-Как вы понимаете выражение «Уж сколько раз твердили миру…»?

-Что значит «только все не впрок»?

-Как объяснить выражение «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

-В чем же заключается мораль этой басни?

-Как нужно читать мораль, чтобы донести до всех глубокий смысл этогонравоучения?

8. Характеристика героев.

(Работав группах по 4).

Задание 1. (Слайд 12,13).

-Выберите в две колонки слова, характеризующие Ворону и Лисицу:

льстивая,коварная, глупая, изворотливая, любит лесть, хитрая, доверчивая, умная,несообразительная, знает, как добиться своего.

-Проверьте себя.

Задание 2.

-Составьте синквейн на одну из героинь басни (по выбору). (Слайд 14).

Задание 3. «Мим-театр»

-Изобразите мимикой и жестами одного из героев произведения, чтобы класс отгадал.

-Оцените свою работу в группе. Поставьте себе отметку за этот этап.

9. Творческая работа.

А) Сравнение басни Эзопа«Ворон и Лисица» и басни И.Крылова.

-А мы снова возвращаемся к родоначальнику басни Эзопу. Благодаря Эзопу в обиходепоявилось выражение «Эзопов язык» — иносказательное выражение мыслей. Эзоповязык помогал поэтам избегать преследования властей и выражать запретные мысли спомощью различных приемов:

Аллегория – иносказание

Метафора – употребление слов в переносномзначении

Ирония – скрытая насмешка (Слайд15).

-Прочитайте басню Эзопа «Ворон и Лисица» (в переводе Л.Н. Толстого).

Ворон и Лисица

Ворон добыл мяса кусок и сел надерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю натебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был быцарем, если бы у тебя голос был.

Воронразинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы еще у тебяи ум был, быть бы тебе царем.

-Можно ли прочитать басню Эзопа по ролям? А басню И.А.Крылова?

-Что общего в них? Чем они отличаются?

-Сравните мораль этих басен.

Б) Чтение басни «Ворона иЛисица» по ролям.

(Работав тройках)

-Постарайтесь прочитать так, чтобы слушатели представили глупую, неповоротливуюворону и хитрую, льстивую лисицу.

-Оцените прочтение басни группой.

10. Итог урока.

-С каким произведением познакомились сегодня?

-Есть ли в этой басне положительный герой?

-Какие человеческие пороки высмеивает автор в образах Вороны и Лисицы?

-Что бы вы посоветовали Вороне?

11. Рефлексия учебной деятельности.

-Какие утверждения верны? (Слайд 16).

У– у меня многое получилось.

Р– работал с удовольствием.

О– одноклассники доставили удовольствие своей работой.

К– кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

-Поставьте себе отметки за работу на уроке.

         12. Домашнее задание. (Слайд 17).

А)Подготовить выразительное чтение басни или выучить басню наизусть.

Б)Задание по желанию: сочинить свою басню в прозе.

В)Подобрать и подготовить к уроку внеклассного чтения басни одного избаснописцев, с которыми познакомились на уроке.

 

 

Литература:

1.     БейнфестБ. Эзоп, Лафонтен, Крылов. — [Электронный ресурс].- URL:  https://proza.ru/2011/03/29/1080

2.     Википедия– свободная энциклопедия.- [Электронный ресурс].- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.     Общенет.- [Электронный ресурс].- URL:  http://obshe.net/posts/id1194.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение

Рабочий лист урока

Фамилия,имя: ____________________________________________

1.      Игра «ДА-НЕТ»

__________________________________________________________________

2.      «Письмо спробелами»

Басня– это короткий занимательный _______________в прозе или _______________. Вбасне всегда есть нравоучение – ______________. Героями басен являются______________________, а подразумеваются _____________. В баснях высмеиваются______________________________людей.

3.      Оценка за домашнее задание:_________

4.      Работа в группе.Задание 1.

-Выберите в две колонки слова, характеризующие Ворону и Лисицу:

льстивая,коварная, глупая, изворотливая, любит лесть, хитрая, доверчивая, умная,несообразительная, знает, как добиться своего.

Ворона

Лисица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

5.      Задание 2.Синквейн

Кто?

 

Какая?

 

Что делает?

 

Предложение

 

Вывод

 

6.      Задание 3. «Мим-театр»

-Изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, чтобы классотгадал.

7.      Оценка за работу в группе: ______

8.      Басня Эзопа«Ворон и Лисица» (в переводе Л.Н. Толстого).

Ворон добыл мяса кусок и сел надерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, —по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем,если бы у тебя голос был.

Воронразинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы еще у тебя и умбыл, быть бы тебе царем.

9.      Оценка за прочтение басни по ролям:______________

10.    Рефлексия.

-Какое суждение верно?

У – у меня многое получилось.

Р – работал с удовольствием.

О – одноклассники доставили удовольствиесвоей работой.

К – кое-что казалось сложным, но ястарался найти ответ.

11. Оценка за урок:____________________


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет