МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №24 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Муниципальный конкурсметодических разработок
«Урок литературного чтения вначальной школе»
Номинация
«Современный уроклитературного чтения
по формированию читательскойграмотности»
Тема урока:
«И.А.Крылов. Басня «Ворона иЛисица»»
Автор:
Моисей Анжела Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ «Школа №24 г. Тореза»
Торез, 2021 год
Тема: И.А.Крылов. Басня «Воронаи Лисица».
Предмет: литературноечтение.
Класс: 3.
Цель: познакомить с великимибаснописцами, с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи:
— образовательные: формироватьумения определять басню как жанр, продолжить обучение вдумчивому чтению сэлементами анализа текста;
— развивающие:развивать речь, образное мышление учащихся, навыки выразительного чтения,способность осмыслению нравственных ценностей;
— воспитательные:воспитывать стремление к правдивости, искренности, неприятию лести.
Планируемые результаты:
Предметные: пониматьособенности жанра басни, характеризовать героев басни, понимать нравственныйсмысл басни.
Метапредметные:
— познавательные:понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;
— регулятивные:учить определять цель деятельности на уроке, извлекать необходимую информациюиз текста;
— коммуникативные:учиться работать в группе, слушать мнение товарища,
высказыватьсвою точку зрения.
Личностные: интерес к чтениюбасен, моральные нормы поведения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник,презентация к уроку, рабочий лист (Приложение).
Ход урока
1. Организация класса. Настрой наурок.
-Ребята, я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением.Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пусть на этом уроке вам всем улыбнетсяудача.
2. Мотивирование к учебной деятельности.
-Мы уже познакомились с великим баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым. На этомуроке вместе с нами будут и другие мудрецы-баснописцы. (Слайд 1)
-Эзоп — знаменитый баснописец, родоначальник басни, которую назвали по егоимени «эзоповой». О жизни Эзопа точно ничего не известно. Жил в Древней Греции.По многим легендам он был рабом, который терпел обиды и от господ, и от такихже рабов, как он сам. Эзоп сочинял басни, изображая обидчиков внепривлекательном свете. Действующими лицами в его баснях выступали животные инеодушевленные предметы. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храмаи подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие вгероях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство. Запреступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен.
-Жан де Лафонтен — классик французской литературы, большинство своих сюжетовзаимствовал у Эзопа, но изложил их на превосходном французском. Лафонтензаключил басню в изящную стихотворную форму. До него басни в основном писалисьв прозе.
-Толстой Лев Николаевич — один из наиболее известных русских писателей имыслителей.
-Михалков Сергей Владимирович — советский и российский писатель, поэт, драматурги публицист, военный корреспондент, сценарист, баснописец. Соавтор текста гимнаСоветского Союза и автор текста гимна Российской Федерации. В городе Амвросиевкенаходилось поместье семьи Михалковых, и маленький Сережа с родителями на летоприезжали в наш край.
3. Проверка домашнего задания.
А) Игра «ДА-НЕТ» (Слайд 2)
(Дети в рабочихлистах записывают ответы).
1. Крылова зовутИван Андреевич.
2. В басне всегдаесть мораль.
3. Крылов написалболее 200 сказок.
4. Крылованазывали в народе дедушкой.
5. Басни бывают впрозе и стихах.
6. Уже при жизниКрылова знала вся Россия.
7. Герои басенвсегда люди.
8. Крылов — поэт-сказочник.
(Взаимопроверка. Обмениваютсялисточками, проверяют ответы, подсчитывают количество правильных ответов).
Б) Прием «Письмо спробелами». (Слайд 3, 4)
(Работав парах).
-Чтотакое басня? Вставьте пропущенные слова:
Басня– это короткий занимательный рассказ в прозе или стихах. В басневсегда есть нравоучение – мораль. Героями басен являются животные,а подразумеваются люди. В баснях высмеиваются пороки(недостатки)людей.
(Самопроверкасо слайда).
В) Выразительное чтениенаизусть басен И.А.Крылова (2 – 3 учащихся).
-Оцените свои знания. Поставьте себе отметку за домашнее задание.
4. Целеполагание.
-Прочитайте эпиграф урока: «Люблю, гдеслучай есть, пороки пощипать». (Слайд 5). Почему я выбрала его?Как понимаете слово «пощипать»?
А) Речевая разминка.
Работанад скороговоркой: «Проворонила ворона вороненка». (Слайд 6).
Б) Беседа.
-Откройте учебник с. 137. Прочитайте название басни, над которой будем сегодняработать.
-Что вы знаете о воронах? О лисицах?
В) Игра «Предположения». (Слайд7).
-что будем делать на уроке (читать, рассуждать…)
-каким может быть урок (поучительным, интересным…)
-как вы будете работать (дружно, быстро…)
Г) Рубрика «Этоинтересно!».
-Вороны являются одними из самых умных птиц. Они способны легко решатьлогические задачи уровня развития 5 летнего ребенка. Вороны способны дружить.Если с птицей случиться беда, то её друзья обязательно придут на помощь. (Слайд8).
-Лисицы способны развивать скорость до 50 км в час. Не зря лисиц называют оченьумными животными. У них существует один интересный способ избавления от блох.Лисы заходят глубоко в воду с палкой в зубах, и блохи перебираются в этуловушку. Через время зверек выбрасывает палку, а с ней и надоедливых блох.(Слайд 9).
5. Построениенового знания.
А) Первичное знакомство сбасней.
-Сядьте удобно. Предлагаю вам послушать аудиобасню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»(Слайд 10):
-Понравилась вам басня? О чем в ней рассказывается? Все ли слова были понятны?
Б) Словарная работа. (Слайд11).
Лесть –лицемерное, угодливое восхваление;
Льстец– льстивый человек;
Гнусный –внушающий отвращение, омерзительный;
Ангельский(голосок) – нежный, добрый;
Нев прок – не в пользу;
Взгромоздиться –взобраться с усилием на что – то высокое;
Пленил –привлек внимание, привели в восторг;
Вещуньина (голова)– от слова вещунья – предсказательница.
Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается ипредварительно обрабатывается пища.
В) Самостоятельное чтениебасни.
-Прочитайте басню в учебнике.
-Почему слова Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы?
-Докажите, что вы прочитали басню, а не стихотворение.
6. Физминутка.
(Упражнениена координацию, внимание)
-Я буду читать стихотворение, а вы показывайте.
(Выполнятьупражнение трижды с ускорением)
Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь.
Руки, бедра и живот,
А теперь наоборот.
Руки, бедра и живот,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Уши, щеки, лоб, глаза,
Нос, рот, голова.
7. Анализ басни.
-Из скольких частей состоит басня?
-С чего начинается повествование в басне? Как вы понимаете слова «бог послал»?
-О каком времени суток идет речь в басне?
-Что значит «на ту беду»? Почему Лиса остановилась? Как автор называет лису?Почему?
-Как Лиса решила забрать сыр у Вороны? Прочитайте слова Лисы к Вороне. С какойинтонацией их нужно читать?
-Понравились ли слова Лисы Вороне? Как об этом говорит баснописец? Как понимать«вскружилась голова», «от радости в зобу дыханье сперло»?
-Как заканчивается басня? С какой интонацией нужно читать эти слова?
-Где находится мораль в басне «Ворона и Лисица»? Зачитайте.
-Как вы понимаете выражение «Уж сколько раз твердили миру…»?
-Что значит «только все не впрок»?
-Как объяснить выражение «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
-В чем же заключается мораль этой басни?
-Как нужно читать мораль, чтобы донести до всех глубокий смысл этогонравоучения?
8. Характеристика героев.
(Работав группах по 4).
Задание 1. (Слайд 12,13).
-Выберите в две колонки слова, характеризующие Ворону и Лисицу:
льстивая,коварная, глупая, изворотливая, любит лесть, хитрая, доверчивая, умная,несообразительная, знает, как добиться своего.
-Проверьте себя.
Задание 2.
-Составьте синквейн на одну из героинь басни (по выбору). (Слайд 14).
Задание 3. «Мим-театр»
-Изобразите мимикой и жестами одного из героев произведения, чтобы класс отгадал.
-Оцените свою работу в группе. Поставьте себе отметку за этот этап.
9. Творческая работа.
А) Сравнение басни Эзопа«Ворон и Лисица» и басни И.Крылова.
-А мы снова возвращаемся к родоначальнику басни Эзопу. Благодаря Эзопу в обиходепоявилось выражение «Эзопов язык» — иносказательное выражение мыслей. Эзоповязык помогал поэтам избегать преследования властей и выражать запретные мысли спомощью различных приемов:
Аллегория – иносказание
Метафора – употребление слов в переносномзначении
Ирония – скрытая насмешка (Слайд15).
-Прочитайте басню Эзопа «Ворон и Лисица» (в переводе Л.Н. Толстого).
Ворон и Лисица
Ворон добыл мяса кусок и сел надерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:
— Эх, ворон, как посмотрю натебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был быцарем, если бы у тебя голос был.
Воронразинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
— Ах, ворон, коли бы еще у тебяи ум был, быть бы тебе царем.
-Можно ли прочитать басню Эзопа по ролям? А басню И.А.Крылова?
-Что общего в них? Чем они отличаются?
-Сравните мораль этих басен.
Б) Чтение басни «Ворона иЛисица» по ролям.
(Работав тройках)
-Постарайтесь прочитать так, чтобы слушатели представили глупую, неповоротливуюворону и хитрую, льстивую лисицу.
-Оцените прочтение басни группой.
10. Итог урока.
-С каким произведением познакомились сегодня?
-Есть ли в этой басне положительный герой?
-Какие человеческие пороки высмеивает автор в образах Вороны и Лисицы?
-Что бы вы посоветовали Вороне?
11. Рефлексия учебной деятельности.
-Какие утверждения верны? (Слайд 16).
У– у меня многое получилось.
Р– работал с удовольствием.
О– одноклассники доставили удовольствие своей работой.
К– кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
-Поставьте себе отметки за работу на уроке.
12. Домашнее задание. (Слайд 17).
А)Подготовить выразительное чтение басни или выучить басню наизусть.
Б)Задание по желанию: сочинить свою басню в прозе.
В)Подобрать и подготовить к уроку внеклассного чтения басни одного избаснописцев, с которыми познакомились на уроке.
Литература:
1. БейнфестБ. Эзоп, Лафонтен, Крылов. — [Электронный ресурс].- URL: https://proza.ru/2011/03/29/1080
2. Википедия– свободная энциклопедия.- [Электронный ресурс].- URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Общенет.- [Электронный ресурс].- URL: http://obshe.net/posts/id1194.html
Приложение
Рабочий лист урока
Фамилия,имя: ____________________________________________
1. Игра «ДА-НЕТ»
__________________________________________________________________
2. «Письмо спробелами»
Басня– это короткий занимательный _______________в прозе или _______________. Вбасне всегда есть нравоучение – ______________. Героями басен являются______________________, а подразумеваются _____________. В баснях высмеиваются______________________________людей.
3. Оценка за домашнее задание:_________
4. Работа в группе.Задание 1.
-Выберите в две колонки слова, характеризующие Ворону и Лисицу:
льстивая,коварная, глупая, изворотливая, любит лесть, хитрая, доверчивая, умная,несообразительная, знает, как добиться своего.
Ворона |
Лисица |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Задание 2.Синквейн
Кто? |
|
Какая? |
|
Что делает? |
|
Предложение |
|
Вывод |
|
6. Задание 3. «Мим-театр»
-Изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, чтобы классотгадал.
7. Оценка за работу в группе: ______
8. Басня Эзопа«Ворон и Лисица» (в переводе Л.Н. Толстого).
Ворон добыл мяса кусок и сел надерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:
— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, —по твоему росту да красоте только бы тебе царем быть! И, верно, был бы царем,если бы у тебя голос был.
Воронразинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:
— Ах, ворон, коли бы еще у тебя и умбыл, быть бы тебе царем.
9. Оценка за прочтение басни по ролям:______________
10. Рефлексия.
-Какое суждение верно?
У – у меня многое получилось.
Р – работал с удовольствием.
О – одноклассники доставили удовольствиесвоей работой.
К – кое-что казалось сложным, но ястарался найти ответ.
11. Оценка за урок:____________________