X-PDF

Конспект урока литературного чтения на тему С.Д.Дрожжин Родине и А.В.Жигулин О,Родина!

Поделиться статьей

Филиал государственногообразовательного учреждения высшего образования московской областиГосударственный социально-гуманитарный университет в г. Зарайске -Зарайский педагогический колледж

 

 

Конспект урока литературногочтения

ТЕМА: «С. Д. Дрожжин «Родине» и А. В. Жигулин «О, Родина!»»

 

Место проведения: МБОУ Гимназия №2 в городского округа Зарайска

Класс:4 «А»

Практиканты:студенты 3 курса группы 1«Б»

ДощенкоЕлизавета Ивановна

Учитель:Соломатина Г. В.

Подпись:____________________________

Методист:Матвеева Н. А.

Подпись:____________________________

 

Зарайск 2023 г.

Датапроведения: 09.02.2023

Урок математикина тему: «С. Д. Дрожжин «Родине» и А. В. Жигулин «О, Родина!»»

 

Цель: созданиеусловий для ознакомления обучающихся со стихотворениями Спиридона ДмитриевичаДрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!».

Задачи:

образовательные:

1.      Продолжить знакомство с творчеством о Родине известных русскихписателей и поэтов.

2.      Познакомиться со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина«Родине»

3.      Познакомиться со стихотворением Анатолия Владимировича Жигулина«О, Родина!»

развивающие:

1.      Способствовать развитию мышления посредством анализа стихотворения;

воспитательные:

      1.  Воспитыватьуважительное отношение друг к другу в групповой работе.

Оборудование: презентация,раздаточный материал, смарт-доска.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся. Напоминание о соблюдении порядка на рабочем месте.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Елизавета Ивановна. Сядьте прямо, приведите в порядок рабочее место, улыбнитесь друг другу – зададим позитивный тон нашему уроку!

Организация мотивационной беседы с целью раскрытия смысла пословицы. Обобщение ответов учащихся.

 — Посмотрите на слайд. Прочитайте поговорку (на слайде «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»).

— О чем она нам говорит?

— Да, ребята! «Книга в счастье украшает» — Без неё ты и так был бы счастлив, но с книгой твоя радость от жизни становится полноценной. « а в несчастье утешает» — ы погружаешься в переживания и чувства главных героев произведений, не замечая грусти.

 

 

 

Участвуют в беседе, рассуждая о смысле пословицы.

— Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

— Когда ты счастлив и в жизни у тебя всё хорошо, книга радует тебя ещё более, добавляя свою крупицу тепла. При печалях и невзгодах, книга выступает в роли утешителя.

2.Актуализация знаний

Организация беседы о писателе и выполнения задания для актуализации знаний учащихся.

— Ребята, какое стихотворение и автора мы с вами прошли недавно?

 

— Верно. О чем было стихотворение «Русь»?

— Как вы думаете, что мы сегодня продолжим изучать?

 

— Посмотрите внимательно на слайд. Вы знаете этих людей?

— На слайде изображены Спиридон Дмитриевич Дрожжин и Арсений Владимирович Жигулин – русские поэты. У них есть произведение посвященные Родине.

Участие в беседе и выполнение задания, направленной на актуализацию знаний.

— Мы познакомились с автором И.С. Никитиным и его произведение «Русь».

— Это стихотворение было про Родину.

— Мы продолжим изучать произведения про Родину.

Варианты ответов детей.

Слушают учителя.

3.Постановка цели и учебных задач урока

Организация беседы по определению темы, цели и учебных задач урока.

— Тема нашего урока «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» и Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!» (появляется на слайде).

— Чтобы изучить эту тему, нам нужно поставить цель нашего урока. Как думаете, какова цель нашего урока?

— Да, ребята, сегодня мы изучим данные стихотворения. (появляется на слайде)

 

—  Но, чтобы достичь этой цели нам нужен план действий. Иначе говоря, поставить задачи. Посмотрите на слайд и обратите внимание слова, которые помогут вам сформулировать задачи. (узнать, проанализировать) Какой будет первая задача?

— Мне нравится ваш вариант. Давайте ее добавим на слайд. (появление на слайде) Как можно сформулировать нашу вторую задачу?

— Отличная задача. Добавим тоже на слайд. (появление на слайде) Теперь у нас есть цель и задачи, давайте приступим к работе.

Участие в беседе по определению темы, цели и учебных задач.

 

 

 

-Познакомится со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!»

— Узнать о чем данные стихотворения.

— Проанализировать стихотворения «Родине» и «О, Родина!».

4.Решение учебных задач

Организация беседы по выполнению учебных задач урока.

— Для начала познакомимся с Спиридоном Дмитриевичем Дрожжиным. Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни? (сопровождает тихая спокойная музыка)

— Давайте узнаем, как жил этот поэт (на слайде картинки из его жизни) Спиридон Дмитриевич Дрожжин – известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству.

Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии. Родина его воспета во многих его произведениях.

 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества Самолет, доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев. Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет.

— Ребята, что вам запомнилось из жизни Спиридона Дмитриевича?

— Кто из вас запомнил, когда родился писатель?

— Молодцы. В каком городе он родился?

— Сколько лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране?

Первичное чтение произведения:

— Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 133.

— Прочитайте название стихотворения.

— Что можно заметить в названии?

— Хорошо. Давайте прослушаем, правы мы или нет (прослушивание стихотворения https://www.youtube.com/watch?v=M8xyC5KqRoE )

— Вам понравился стихотворение?

— С каким настроением вы его слушали?

— От чьего лица ведется речь?

Вторичное чтение произведения:

— Теперь прочитаем стихотворение вместе по четверостишию, начиная с первой парты ряда, который находиться у окна.

 Как не гордиться мне тобой,

О родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою недвижим я,

— Какие неизвестные слова вам встретились? (если не знают, объясняем, если знают, то спрашиваем значение этих слов: недвижим – надвигающийся, неподвижный)

— К кому автор обращается?

 

 

 

— Что он ей говорит?

— Хорошо. Продолжаем чтение.

Когда молитвенно свой взор

Бросаю в небеса,

На твой чарующий простор,

На темные леса.

— Какие непонятные слова нам встретились? (если не знают, объясняем, если знают, то спрашиваем значение этих слов: молитвенно — сдержанно, строго; преклонив колени; чарующий — пленительный, обаятельный, привлекательный)

— Куда писатель бросает взор?

— Прочитайте строки, как он описывает природу? Родину?

— Хорошо. Продолжаем чтение.

Как хороша ты в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

— Какие непонятные слова нам встретились?

— Когда она хороша? Прочитайте эти строки.

 

 

 

— Продолжаем.

Как бодро дышится, когда

На поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

— Какие непонятные слова вам встретились?

— Когда ему бодро дышится и где? Докажите словами из стихотворения.

 

 

— Хорошо. Продолжаем чтение.

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..

— Какие неизвестные слова вам встретились?

— Что он чувствует, когда хочет отдохнуть? Что делает Родина?

 

— Продолжаем чтение стихотворения.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

Какие неизвестные слова вам встретились?

— Что он узнает в каждом шелесте листов?

— Как он любит свою Родину? Прочитайте эти строки.

— Продолжаем чтение.

Во всей в тебе и мощь видна,

И сила с красотой,

Недаром ты и названа

Великой и святой.

— Какие неизвестные слова вам встретились?

— Что автор видит в Родине?

— Как он описывает ее?

 

— Верно. Как поэт относится к Родине в этом стихотворении? Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Какой он изображает родную землю? Что ему особенно дорого? Подтвердите это слова из текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Ребята, посмотрите на картинку, находящуюся рядом с этим стихотворением на страницах 105-106. Что мы на ней видим?

— Мы можем предположить, кто этот мужчина?

— Почему вы так считаете? Прочитайте строки из стихотворения, которые доказывают.

 

 

 

 

— Представим, что мы вместе с ним стоим и смотрим на эти просторы, что мы видим перед собой?

 

 

— Как нужно читать стихотворения Спиридона Дмитриевича? Какие настроение выразишь при чтении? Объясни. Что нужно выделить при чтении?

 

 

 

 

 

 

 

— Давайте мы прочитаем это стихотворение торжественно, громко и эмоционально. (выразительно чтение стихотворения учениками)

— Теперь перед началом знакомства со вторым поэтом давайте не много разомнёмся.

Поезжай за моря-океаны, (Дети «едут»)

Надо всею Землей пролети: (Дети «летят»)

Есть на свете различные страны, (Разводят руки в стороны.)

Но такой, как у нас, не найти. (Отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды, (Дети приседают)

Широка и привольна земля, (Дети встают. Руки в стороны.)

И гремят, не смолкая, заводы, («Стучат» руками перед собой.)

И шумят, расцветая поля… (Плавные взмахи руками, разведенными в стороны)

 

— Начнем знакомство со Анатолием Владимировичем Жигулиным. (сопровождает тихая спокойная музыка)

 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба…Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне»

В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.

Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.

В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.

Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.

— Ребята, что вам запомнилось из жизни Арсения Владимировича?

— Кто из вас запомнил, когда родился писатель?

— Молодцы. В каком городе он родился?

— Какие сборники стихов были им выпущены?

— Хорошо. Давайте теперь просмотрим видеоряд и прослушаем стихотворение данного поэта «О, Родина! В неярком блеске…» https://www.youtube.com/watch?v=zReN8erYv30

— Ребята, вам понравилось стихотворение?

— С каким настроением вы его слушали?

— О чем оно?

— От чьего лица идет речь?

— Как можно его озаглавить?

Вторичное чтение стихотворения.

 — Хорошо. Теперь прочитаем это стихотворение по четверостишию, начиная с последнего читавшего человека.

О, Родина! В неярком блеске

Я взором трепетным ловлю

Твои просёлки, перелески —

Всё, что без памяти люблю.

— Какие вам встретились незнакомые слова? (трепетным — взволнованный, выражающий трепет; просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами; перелесок — небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков)

— К кому обращается автор? Как вы об этом догадались?

— Что любит автор? Найдите в первой строфе.

— Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»?

— Хорошо, продолжаем чтение.

И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали́ пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…

— Какие вам встретились незнакомые слова? (белоствольной -роща с деревьями, у которых белые стволы)

— О какой белоствольной роще идёт речь?

-Назовите, что он любит?

 

 

— О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом?

 

— Верно. Прочитаем последнее четверостишие.

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

В тебе одной — и утешенье

И исцеление моё.

— Какие вам встретились незнакомые слова? (Жнивьё — солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.)

— Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

— А почему обиды и прощения пройдут?

— Что видит в своей родине поэт? Почему?

 

 

 

— Какие чувства испытывает автор? Почему ты так думаешь?

 

 

 

— Давайте мы прочитаем это стихотворение торжественно, громко и эмоционально. (выразительно чтение стихотворения учениками)

Участвуют в беседе по выполнению учебных задач.

Варианты ответов детей.

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов учеников.

— Он родился 6 декабря 1848 года.

— Родился в Тверской губернии.

— 36 лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране.

 

 

— Стихотворение называется «Родине».

— Автор пишет, как будто письмо, которое обращено Родине.

 

Варианты ответов учеников.

 

— От лица автора.

 

 

 

 

— К Родине.

— Он говорит, что он не может не гордиться ей.

 

 

 

— На небеса, на простор и леса.

— На твой чарующий простор, на темные леса.


— В теплый день.

— в теплый день

На празднике весны,

Среди приветных деревень

Родимой стороны!

 

 

— Когда на поле весь народ

Среди свободного труда

Все силы отдает!

 

 

 

— Она наполняет восторгом его грудь.

 

 

Голос Родины.

— Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою.

 

 

 

 

— Мощь, силу и красоту.

— Он говорит, что она великая и святая.

— Поэт гордится и любит свою Родину. Он называет её великой и святой, рассказывает о её силе и красоте. При этом поэт ярко описывает чувства, которые он чувствует.

— Он любуется красотой земли, ему дышится легко и бодро. И бродя по лугам, поэт поёт и мечтает. Ему очень хорошо на родной земле.

Каким восторгом мою грудь

Ты наполняешь мне,

Когда хочу я отдохнуть

С тобой наедине!..

— С. Дрожжин изображает Родину необъятной, красивой, мирной, милой сердцу. Для него она Великая и Святая.

Автору, который родился в деревне, особенно дорога природа родной земли, он не упоминает в стихотворении города. Зато любуется Волгой, лесами, деревнями, лугами, необъятными просторами Родины.

Дорог поэту и труд простых людей, и он мечтает, чтобы труд этот всегда был свободным. Это важное условие он особенно подчеркивает в четвёртом четверостишии, говоря, что когда народ трудится свободно, то дышится особенно.

— Пейзаж русских просторов, на которые смотрим мужчина.

— Возможно автор.

— В стихотворении Спиридон Дмитриевич пишет «Когда на Волгою родной стою, недвижим, я» и на рисунке мы видим, что мужчина стоит перед рекой.

— Как уже сказали, реку Волгу, чарующий простор, темные леса, приветные деревни, поле, в котором работают люди.

— Читать стихотворение нужно торжественно, громко, эмоционально. Следует выделять слова, подчеркивающие красоту Родины и чувства поэта: гордиться, Родина, Волгою, молитвенно, чарующий, тёмные, хороша, празднике, приветных, родимой, бодро, свободного, мощь, восторгом, сила с красотой, Великой и Святой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов учеников.

 

— 1 января 1930 года.

 

— В Воронеже.

— «Огни моего города», «Тревожное время России», «Рельсы», «Костер-человек».

 

Варианты ответов учеников.

— О любви к Родине, о том, что дорого поэту

— От лица автора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— К Родине.

— проселки и перелески.

— Любить очень сильно.

 

 

 

 

 

 

 

— О березовой.

— Шорох рощи белоствольной.

 

— погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу

 

 

 

 

 

 

 

— Потому что он на Родине.

— Утешение и исцеление. Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение

 

— Автор испытывает огромную любовь и нежность к своей Родине.

Он пишет, что в ней его утешение и исцеление, а значит именно о Родине он вспоминает в первую очередь в трудные минуты жизни.

 

Организация обобщения знаний и подведения итогов урока.

— Вспомним наши задачи. Посмотрите на слайд. Прочитайте первую задачу.

— Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?

— Отлично! Значит, мы выполнили ее (появление звезды). Прочитайте вторую задачу.

— Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?

 

— Прекрасно! И эту задачу мы выполнили. (появление звезды) Прочитайте цель нашего урока.

 

— Как вы считаете, мы справились с ней?

 

— Мы начали урок с пословицы. Прочитайте ее на слайде.

— Как вы считаете, на сегодняшнем уроке, книга стала утешением и украшением для нас и для наших писателей? Обоснуйте свой ответ.

 

 

— Ребята, вы огромные молодцы сегодня! Вашем домашним заданием будет пересказ данного произведения.

Участие в обобщение знаний и подведении итогов урока.

Узнать о чем данные стихотворения.

— Да.

— Проанализировать стихотворения «Родине» и «О, Родина!»..

— Да

— Познакомится со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!»

— Да

— Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

— Да, так как эти стихотворения о Родине, писатели в вместе с нами обращаться к ней с целью утешения в случае Анатолия Владимировича и в случае Спиридона Дмитриевича украшения.

5.Рефлексия

— Оцените свою работу сегодня на уроке. Продолжите одно из предложений. (они на слайде)

Мне понравилось на уроке…

Мне было легко….

Мне трудно далось…

Оценивание своей работы на уроке.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей