Филиал государственногообразовательного учреждения высшего образования московской областиГосударственный социально-гуманитарный университет в г. Зарайске -Зарайский педагогический колледж
Конспект урока литературногочтения
ТЕМА: «С. Д. Дрожжин «Родине» и А. В. Жигулин «О, Родина!»»
Место проведения: МБОУ Гимназия №2 в городского округа Зарайска
Класс:4 «А»
Практиканты:студенты 3 курса группы 1«Б»
ДощенкоЕлизавета Ивановна
Учитель:Соломатина Г. В.
Подпись:____________________________
Методист:Матвеева Н. А.
Подпись:____________________________
Зарайск 2023 г.
Датапроведения: 09.02.2023
Урок математикина тему: «С. Д. Дрожжин «Родине» и А. В. Жигулин «О, Родина!»»
Цель: созданиеусловий для ознакомления обучающихся со стихотворениями Спиридона ДмитриевичаДрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!».
Задачи:
образовательные:
1. Продолжить знакомство с творчеством о Родине известных русскихписателей и поэтов.
2. Познакомиться со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина«Родине»
3. Познакомиться со стихотворением Анатолия Владимировича Жигулина«О, Родина!»
развивающие:
1. Способствовать развитию мышления посредством анализа стихотворения;
воспитательные:
1. Воспитыватьуважительное отношение друг к другу в групповой работе.
Оборудование: презентация,раздаточный материал, смарт-доска.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Организационно-мотивационный этап |
Приветствие учащихся. Напоминание о соблюдении порядка на рабочем месте. — Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, Елизавета Ивановна. Сядьте прямо, приведите в порядок рабочее место, улыбнитесь друг другу – зададим позитивный тон нашему уроку! Организация мотивационной беседы с целью раскрытия смысла пословицы. Обобщение ответов учащихся. — Посмотрите на слайд. Прочитайте поговорку (на слайде «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»). — О чем она нам говорит? — Да, ребята! «Книга в счастье украшает» — Без неё ты и так был бы счастлив, но с книгой твоя радость от жизни становится полноценной. « а в несчастье утешает» — ы погружаешься в переживания и чувства главных героев произведений, не замечая грусти. |
Участвуют в беседе, рассуждая о смысле пословицы. — Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. — Когда ты счастлив и в жизни у тебя всё хорошо, книга радует тебя ещё более, добавляя свою крупицу тепла. При печалях и невзгодах, книга выступает в роли утешителя. |
2.Актуализация знаний |
Организация беседы о писателе и выполнения задания для актуализации знаний учащихся. — Ребята, какое стихотворение и автора мы с вами прошли недавно?
— Верно. О чем было стихотворение «Русь»? — Как вы думаете, что мы сегодня продолжим изучать?
— Посмотрите внимательно на слайд. Вы знаете этих людей? — На слайде изображены Спиридон Дмитриевич Дрожжин и Арсений Владимирович Жигулин – русские поэты. У них есть произведение посвященные Родине. |
Участие в беседе и выполнение задания, направленной на актуализацию знаний. — Мы познакомились с автором И.С. Никитиным и его произведение «Русь». — Это стихотворение было про Родину. — Мы продолжим изучать произведения про Родину. Варианты ответов детей. Слушают учителя. |
3.Постановка цели и учебных задач урока |
Организация беседы по определению темы, цели и учебных задач урока. — Тема нашего урока «Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине» и Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!» (появляется на слайде). — Чтобы изучить эту тему, нам нужно поставить цель нашего урока. Как думаете, какова цель нашего урока? — Да, ребята, сегодня мы изучим данные стихотворения. (появляется на слайде)
— Но, чтобы достичь этой цели нам нужен план действий. Иначе говоря, поставить задачи. Посмотрите на слайд и обратите внимание слова, которые помогут вам сформулировать задачи. (узнать, проанализировать) Какой будет первая задача? — Мне нравится ваш вариант. Давайте ее добавим на слайд. (появление на слайде) Как можно сформулировать нашу вторую задачу? — Отличная задача. Добавим тоже на слайд. (появление на слайде) Теперь у нас есть цель и задачи, давайте приступим к работе. |
Участие в беседе по определению темы, цели и учебных задач.
-Познакомится со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!» — Узнать о чем данные стихотворения. — Проанализировать стихотворения «Родине» и «О, Родина!». |
4.Решение учебных задач |
Организация беседы по выполнению учебных задач урока. — Для начала познакомимся с Спиридоном Дмитриевичем Дрожжиным. Ребят, вы что-нибудь слышали о таком авторе, о его жизни? (сопровождает тихая спокойная музыка) — Давайте узнаем, как жил этот поэт (на слайде картинки из его жизни) Спиридон Дмитриевич Дрожжин – известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству. Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии. Родина его воспета во многих его произведениях. 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества Самолет, доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев. Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет. — Ребята, что вам запомнилось из жизни Спиридона Дмитриевича? — Кто из вас запомнил, когда родился писатель? — Молодцы. В каком городе он родился? — Сколько лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране? Первичное чтение произведения: — Сейчас мы с вами познакомимся с одним его стихотворением. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 133. — Прочитайте название стихотворения. — Что можно заметить в названии? — Хорошо. Давайте прослушаем, правы мы или нет (прослушивание стихотворения https://www.youtube.com/watch?v=M8xyC5KqRoE ) — Вам понравился стихотворение? — С каким настроением вы его слушали? — От чьего лица ведется речь? Вторичное чтение произведения: — Теперь прочитаем стихотворение вместе по четверостишию, начиная с первой парты ряда, который находиться у окна. Как не гордиться мне тобой, О родина моя! Когда над Волгою родной Стою недвижим я, — Какие неизвестные слова вам встретились? (если не знают, объясняем, если знают, то спрашиваем значение этих слов: недвижим – надвигающийся, неподвижный) — К кому автор обращается?
— Что он ей говорит? — Хорошо. Продолжаем чтение. Когда молитвенно свой взор Бросаю в небеса, На твой чарующий простор, На темные леса. — Какие непонятные слова нам встретились? (если не знают, объясняем, если знают, то спрашиваем значение этих слов: молитвенно — сдержанно, строго; преклонив колени; чарующий — пленительный, обаятельный, привлекательный) — Куда писатель бросает взор? — Прочитайте строки, как он описывает природу? Родину? — Хорошо. Продолжаем чтение. Как хороша ты в теплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны! — Какие непонятные слова нам встретились? — Когда она хороша? Прочитайте эти строки.
— Продолжаем. Как бодро дышится, когда На поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдает! — Какие непонятные слова вам встретились? — Когда ему бодро дышится и где? Докажите словами из стихотворения.
— Хорошо. Продолжаем чтение. Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине!.. — Какие неизвестные слова вам встретились? — Что он чувствует, когда хочет отдохнуть? Что делает Родина?
— Продолжаем чтение стихотворения. Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю. Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою. — Какие неизвестные слова вам встретились? — Что он узнает в каждом шелесте листов? — Как он любит свою Родину? Прочитайте эти строки. — Продолжаем чтение. Во всей в тебе и мощь видна, И сила с красотой, Недаром ты и названа Великой и святой. — Какие неизвестные слова вам встретились? — Что автор видит в Родине? — Как он описывает ее?
— Верно. Как поэт относится к Родине в этом стихотворении? Какие слова он находит для того, чтобы передать свои чувства?
— Какой он изображает родную землю? Что ему особенно дорого? Подтвердите это слова из текста.
— Ребята, посмотрите на картинку, находящуюся рядом с этим стихотворением на страницах 105-106. Что мы на ней видим? — Мы можем предположить, кто этот мужчина? — Почему вы так считаете? Прочитайте строки из стихотворения, которые доказывают.
— Представим, что мы вместе с ним стоим и смотрим на эти просторы, что мы видим перед собой?
— Как нужно читать стихотворения Спиридона Дмитриевича? Какие настроение выразишь при чтении? Объясни. Что нужно выделить при чтении?
— Давайте мы прочитаем это стихотворение торжественно, громко и эмоционально. (выразительно чтение стихотворения учениками) — Теперь перед началом знакомства со вторым поэтом давайте не много разомнёмся. Поезжай за моря-океаны, (Дети «едут») Надо всею Землей пролети: (Дети «летят») Есть на свете различные страны, (Разводят руки в стороны.) Но такой, как у нас, не найти. (Отрицательно качают головой) Глубоки наши светлые воды, (Дети приседают) Широка и привольна земля, (Дети встают. Руки в стороны.) И гремят, не смолкая, заводы, («Стучат» руками перед собой.) И шумят, расцветая поля… (Плавные взмахи руками, разведенными в стороны)
— Начнем знакомство со Анатолием Владимировичем Жигулиным. (сопровождает тихая спокойная музыка) 1 января в 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии: “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба…Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне» В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961), а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором. Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины. Умер А.В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года. — Ребята, что вам запомнилось из жизни Арсения Владимировича? — Кто из вас запомнил, когда родился писатель? — Молодцы. В каком городе он родился? — Какие сборники стихов были им выпущены? — Хорошо. Давайте теперь просмотрим видеоряд и прослушаем стихотворение данного поэта «О, Родина! В неярком блеске…» https://www.youtube.com/watch?v=zReN8erYv30 — Ребята, вам понравилось стихотворение? — С каким настроением вы его слушали? — О чем оно? — От чьего лица идет речь? — Как можно его озаглавить? Вторичное чтение стихотворения. — Хорошо. Теперь прочитаем это стихотворение по четверостишию, начиная с последнего читавшего человека. О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои просёлки, перелески — Всё, что без памяти люблю. — Какие вам встретились незнакомые слова? (трепетным — взволнованный, выражающий трепет; просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами; перелесок — небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков) — К кому обращается автор? Как вы об этом догадались? — Что любит автор? Найдите в первой строфе. — Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? — Хорошо, продолжаем чтение. И шорох рощи белоствольной, И синий дым в дали́ пустой, И ржавый крест над колокольней, И низкий холмик со звездой… — Какие вам встретились незнакомые слова? (белоствольной -роща с деревьями, у которых белые стволы) — О какой белоствольной роще идёт речь? -Назовите, что он любит?
— О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом?
— Верно. Прочитаем последнее четверостишие. Мои обиды и прощенья Сгорят, как старое жнивьё. В тебе одной — и утешенье И исцеление моё. — Какие вам встретились незнакомые слова? (Жнивьё — солома, оставшаяся на корню после жатвы; поле, на котором сжата рожь, пшеница или другие зерновые.) — Как вы понимаете первые две строчки этой строфы? — А почему обиды и прощения пройдут? — Что видит в своей родине поэт? Почему?
— Какие чувства испытывает автор? Почему ты так думаешь?
— Давайте мы прочитаем это стихотворение торжественно, громко и эмоционально. (выразительно чтение стихотворения учениками) |
Участвуют в беседе по выполнению учебных задач. Варианты ответов детей.
Варианты ответов учеников. — Он родился 6 декабря 1848 года. — Родился в Тверской губернии. — 36 лет Спиридон Дмитриевич скитался по стране.
— Стихотворение называется «Родине». — Автор пишет, как будто письмо, которое обращено Родине.
Варианты ответов учеников.
— От лица автора.
— К Родине. — Он говорит, что он не может не гордиться ей.
— На небеса, на простор и леса. — На твой чарующий простор, на темные леса.
— в теплый день На празднике весны, Среди приветных деревень Родимой стороны!
— Когда на поле весь народ Среди свободного труда Все силы отдает!
— Она наполняет восторгом его грудь.
— Голос Родины. — Я в каждом шелесте листов Твой голос узнаю. Хожу среди твоих лугов, Мечтаю и пою.
— Мощь, силу и красоту. — Он говорит, что она великая и святая. — Поэт гордится и любит свою Родину. Он называет её великой и святой, рассказывает о её силе и красоте. При этом поэт ярко описывает чувства, которые он чувствует. — Он любуется красотой земли, ему дышится легко и бодро. И бродя по лугам, поэт поёт и мечтает. Ему очень хорошо на родной земле. Каким восторгом мою грудь Ты наполняешь мне, Когда хочу я отдохнуть С тобой наедине!.. — С. Дрожжин изображает Родину необъятной, красивой, мирной, милой сердцу. Для него она Великая и Святая. Автору, который родился в деревне, особенно дорога природа родной земли, он не упоминает в стихотворении города. Зато любуется Волгой, лесами, деревнями, лугами, необъятными просторами Родины. Дорог поэту и труд простых людей, и он мечтает, чтобы труд этот всегда был свободным. Это важное условие он особенно подчеркивает в четвёртом четверостишии, говоря, что когда народ трудится свободно, то дышится особенно. — Пейзаж русских просторов, на которые смотрим мужчина. — Возможно автор. — В стихотворении Спиридон Дмитриевич пишет «Когда на Волгою родной стою, недвижим, я» и на рисунке мы видим, что мужчина стоит перед рекой. — Как уже сказали, реку Волгу, чарующий простор, темные леса, приветные деревни, поле, в котором работают люди. — Читать стихотворение нужно торжественно, громко, эмоционально. Следует выделять слова, подчеркивающие красоту Родины и чувства поэта: гордиться, Родина, Волгою, молитвенно, чарующий, тёмные, хороша, празднике, приветных, родимой, бодро, свободного, мощь, восторгом, сила с красотой, Великой и Святой.
Варианты ответов учеников.
— 1 января 1930 года.
— В Воронеже. — «Огни моего города», «Тревожное время России», «Рельсы», «Костер-человек».
Варианты ответов учеников. — О любви к Родине, о том, что дорого поэту — От лица автора.
— К Родине. — проселки и перелески. — Любить очень сильно.
— О березовой. — Шорох рощи белоствольной.
— погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу
— Потому что он на Родине. — Утешение и исцеление. Утешение – т.е. поэт успокаивается, и исцеление – т.е. душевное излечение
— Автор испытывает огромную любовь и нежность к своей Родине. Он пишет, что в ней его утешение и исцеление, а значит именно о Родине он вспоминает в первую очередь в трудные минуты жизни. |
|
Организация обобщения знаний и подведения итогов урока. — Вспомним наши задачи. Посмотрите на слайд. Прочитайте первую задачу. — Как вы думаете, мы выполнили эту задачу? — Отлично! Значит, мы выполнили ее (появление звезды). Прочитайте вторую задачу. — Как вы думаете, мы выполнили эту задачу?
— Прекрасно! И эту задачу мы выполнили. (появление звезды) Прочитайте цель нашего урока.
— Как вы считаете, мы справились с ней?
— Мы начали урок с пословицы. Прочитайте ее на слайде. — Как вы считаете, на сегодняшнем уроке, книга стала утешением и украшением для нас и для наших писателей? Обоснуйте свой ответ.
— Ребята, вы огромные молодцы сегодня! Вашем домашним заданием будет пересказ данного произведения. |
Участие в обобщение знаний и подведении итогов урока. — Узнать о чем данные стихотворения. — Да. — Проанализировать стихотворения «Родине» и «О, Родина!».. — Да — Познакомится со стихотворением Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине» и Анатолия Владимировича Жигулина «О, Родина!» — Да — Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. — Да, так как эти стихотворения о Родине, писатели в вместе с нами обращаться к ней с целью утешения в случае Анатолия Владимировича и в случае Спиридона Дмитриевича украшения. |
5.Рефлексия |
— Оцените свою работу сегодня на уроке. Продолжите одно из предложений. (они на слайде) Мне понравилось на уроке… Мне было легко…. Мне трудно далось… |
Оценивание своей работы на уроке. |